Система обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Показатели | Характеристика | Способ расчета |
I. Производительность труда | ||
1. Выработка | Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год | Отношение количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции |
2. Трудоемкость | Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции | Отношение затрат труда к объему продукции |
II. Показатели использования основных фондов | ||
1. Фондоотдача | Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов | Отношение годового объема реализованной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов |
2. Фондоемкость | Показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции | Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к годовому объему реализованной продукции |
3. Фондовооруженность труда | Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами | Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников. |
4. Коэффициент интенсивности использования оборудования | Характеризует эффективность использования оборудования | Отношение фактического объема выпущенной продукции к установленной производственной мощности оборудования (пропускной способности) |
III. Показатели использования оборотных средств | ||
1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год) | Отношение объема реализованной продукции за отчетный период к среднему остатку . оборотных средств за этот же период |
2. Коэффициент закрепления оборотных средств | Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости оборотных средств. Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации | Отношение среднего остатка оборотных средств за отчетный период к объему реализации за этот же период |
3. Длительность одного оборота | Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции | Число дней в отчетном периоде, деленное на коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
4. Материалоем-кость продукции | Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции | Отношение суммы материальных затрат, включенных в себестоимость реализованной продукции, к ее объему |
5. Материалоот-дача | Показатель, обратный материалоемкости продукции. Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. материальных ресурсов | Отношение объема реализованной продукции к сумме материальных затрат |
IV. Показатели рентабельности | ||
1. Рентабельность продукции | Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции | Отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции |
2. Рентабельность производства общая | Характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал) | Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств |
3. Рентабельность продаж (оборота) | Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции | Отношение прибыли к средней за период величине чистых активов |
4. Рентабельность имущества предприятия | Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы | Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов |
5. Рентабельность собственного капитала | Показывает эффективность использования средств, принадлежащих v собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже | Отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного |
Билет 26 Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
ВЭД – представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, отличие ВЭД предприятия от внутрихозяйственной деятельности заключается в том что ВЭД осуществляется на валютной основе и регулируется специальными мерами государства. На ВЭД предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен а т.ж правовая система собственной страны и правовые системы стран в которых предприятие осуществляет ВЭД. Основным направления ВЭД в большинстве стран является внешнеторговая деятельность – обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками ВЭД путем проведения различного рода внешнеторговых операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки. Внешнеторговые операции классифицируются на: экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.
Экспорт – это продажа и вывоз за границу продукции, товаров, иного имущества, работ и услуг иностранным покупателям.
Импорт – это покупка и ввоз иностранных товаров у иностранных поставщиков для реализации их на внутреннем рынке.
Реэкспорт – это вывоз за границу ранее ввезенных товаров не подвергнувшихся в реэкспортируемой стране ни какой переработки.
Реимпорт – это предполагает ввоз из за границы ранее вывезенных товаров не подвергнувшихся там переработке.
Исходя из внешнеторговых операций выделяют: операции купле-продаже товаров, операции купле-продаже услуг, операции купле-продаже научно-технической продукции.
Купля-продажа товаров включает в себя куплю-продажу продовольственных и не продовольственных товаров, куплю-продажу машин, оборудования и т.д.
Купля-продажа услуг включает: оказание производственно-технических услуг (инжиниринг), арендные операции (в том числе лизинг), оказание социальных услуг (международный туризм), операции купли-продажи информации и оказание консультативных услуг (юридические, бухгалтерские, консалтинговые), транспортно-экспедиторские и транспортные услуги, услуги в сфере страхования, банковские и т.д.
Широкое распространение и торговля через торговые дома, международные товарные биржи. Формами международной торговлей состязательного типа выступают аукционная торговля и торги. На ряду с обычными экспортно-импортноми организациями в практике ВЭД широкое распространение получила встречная компенсационная торговля. Встречная торговля – это внешнеторговые операции при которых в контрактах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товара. Встречные внешнеторговые операции подразделяются на:
1. Товарообменные операции на безвалютной основе, они предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме.
2. Торговые компенсационные операции на денежной основе.
3. Промышленные компенсационные операции, где предполагается поставка оборудования для сооружения объектов, которые будут оплачиваться встречными поставками товаров производимых с его помощью.
В свою очередь товарообменные операции на без валютной основе деляться на:
1. Бартерные операции когда производиться обмен 2-х товаров, оформленные 1 контрактом на основе одних цен.
2. Прямую компенсацию, которая предполагает обмен не 2-я, а несколькими товарами в течении определенного периода времени.
исходя из времени осуществления товарообменные сделки м.б краткосрочными и длительными сроком исполнения. Встречные компенсационные операции на денежной основе делятся на: краткосрочную компенсацию, авансовые закупки.
ВЭД включает в себя т.ж вывоз капитала за границу в различных формах, а именно в форме ссудного капитала и в предпринимательской форме. Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде внешних займов, кредитования внешнеторговых поставок и вкладов и иностранные банки. Предпринимательский капитал в свою очередь может выступать в виде:
1. Портфельных инвестиций, реализуется путем покупки ценных бумаг. (не более 25%).
2. Прямых инвестиций образование собственных компаний, а т.ж вложения в иностранные предприятия (не более 25% уставного капитала).
Инвестиционная и инновационная политика предприятия.
Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются основой для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии., повышение качества продукции, создание новых рабочих мест, ускорение НТП (научно-технического прогресса) и сбалансированного развития отраслей народного хозяйства. Инвестициями принято считать все виды материальных и интеллектуальных ценностей вкладываемых в предпринимательскую деятельность (предприятия, сооружения, ноу-хау).
Инвестиции и кап.вложения понятия разные. Кап.вложения более узкое понятие и связано с затратами на новое строительство, расширение, реконструкцию, приобретения оборудования. Инвестиционная политика предприятия определяется как совокупность стратегических управленческих решений касающихся способов привлечения и расходования ресурсов на инвестиционные цели.
Характеристика основных типов и направлений инвестиционной стратеги базируется на классификациях источников инвестиций и направлений инвестиционной активности. Каждый из возможных источников финансирования инвестиционной деятельности имеет свои особенности, обусловливающие его привлекательность или не привлекательность для предприятия.
Критериями привлекательности выступают: потенциальная емкость источника, экономическая эффективность использования и уровень риска пользования источником.
Для привлечения инвестиций на предприятии разрабатывают бизнес-план.
Инновационная деятельность – это процесс направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:
1. Модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции.
2. Внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов.
3. Внедрение в производство и управления информационными технологиями.
4. Применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.
В общем виде инновационный процесс состоит из 4 этапов:
1. Проведение фундаментальных научных исследований и получения изобретения.
2. Осуществляются исследования прикладного характера.
3. Экспериментальные разработки.
4. Запуск производства нововведения.
Инвестиционная и инновационная политика предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к реализация нововведений обязательно предполагает определении источников их финансирования т.е часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации. На развития инновационных процессов на предприятии оказывают влияние экономические, технологические, социальные и правовые факторы. Одним из факторов определяющих инновационную активность предприятия является гос.поддержка инновационной деятельности. основными направлениями инновационной политики РФ принято считать:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности.
2. Развития инфраструктуры инновационного процесса.
3. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности.
4. Развития малого инновационного предпринимательства.