Резервы роста производительности труда.

Резерв м.б:

1. Народно-хозяйственные.

2. Отраслевые.

3. Внутрипроизводственные резервы

Резервы рабочего времени.

Это законодательно установленная длительность уставного процесса.

Билет10

Организация оплаты труда. (учить)

з/п – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника сложности, количество, качество и условий выполняемой работы, а т.ж выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

З/п может принимать форму различных денежных выплат:

1. Месячных окладов.

2. Часовых тарифных ставок.

3. Премий.

4. Комиссионных вознаграждений.

5. Гонораров.

6. Компенсаций

Различают номинальную и реальную з/п. номинальная выражает общую сумму денег полученных работником за свой затраченный труд, выполненную работу или отработанное время. Она определяется девствующий ставкой з/п за единицу времени работы.

Реальнаяз/п количество товаров которое можно приобрести на номинальную з/п при действующих рыночных ценах (количество товаров в знаменатели сумма денег).

Минимальная з/п– гарантированный законом размер месячной оплаты за труд не квалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности за единицу времени.

11.03.17

Тарифный разряд-это величина отражающая сложность труда и квалификацию работников.

Квалификационный разряд –величина определяющая уровень профессиональный подготовки работника.

Тарифная сетка –это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.

Билет11

Формы и системы оплаты труда.

з/п является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников, она выполняет следующие функции:

1. Воспроизводственную – обеспечивает воспроизводства раб.силы.

2. Стимулирующею – направлен на повышения в заинтересованности работников в развитии производства.

3. Социальную – способствует реализации принципа соц.справедливости.

4. Учетная – характеризует меру участия живого труда в процессе образования цены.

По способу формирования основной з/п выделяют: тарифные и бестарифная. Тарифная система делиться на 3 формы оплаты труда: сдельная, повременная и смешенная.

Сдельная система оплаты труда.

При сдельной форме труд работника оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенных изделий или операций. Сдельная оплата бывает индивидуальной и коллективной. Сдельная з/п подразделяется на ряд подсистем:

1. Прямая сдельная

2. Сдельно-премиальная. (тариф+премия)

3. Сдельно-прогрессивная.

4. Косвенно-сдельная.(з/п привязана к з/п основного рабочего)

5. Аккордная.(платится не по тарифу, а за конкретный объем времени)

Повременная система оплаты (учить)

При данной форме оплаты величина заработка работника зависит от фактически отработанного им времени и его оклада или ставки. Она подразделяется на: простую повременную, повременно премиальную и повременную с нормированным заданием.

Бестарифная система включает в себя: распределительный вариант организации з/п. к этому варианту относится распределение з/п по КТУ, договорная форма оплаты.

Доплаты к основной з/п.

1. Оплата при отклонении от нормальных условий труда – работа может производиться в условиях 7 или 6 часового рабочего дня с оплатой по полной тарифной ставки или окладу.

2. Оплата работы в сверхурочное время оплачивается за первые 2 часа в 1,5 часовом размере, последующие в двойном, компенсация запрещена. Она ограничивается 4-мя часами в день или 20 часов в месяц.

3. Оплата работы в праздничные дни – оплачивается в двойном размере.

4. Оплата за работу в ночное время – ночным временим считается с 22.00-06.00.

5. Доплата за районное регулирование з/п – вся территория страны разделана на 5 зон в каждой зоне свой районы коэффициент. 1-я зона - абсолютно дискомфортная коэффициент 1,8 – 2. 2-я зона экстремально дискомфортная 1,6-1,8. 3-я зона дискомфортная 1,4-1,6. 4-я зона относительно дискомфортная 1,15-1,4. 5-я зона комфортная коэффициент 1.

6. Северные надбавки – есть надбавка до 100%

Билет 13 Издержки производства и себестоимость продукции.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии, связана с потреблением сырья, материалов, топливо, энергии, с выплатой з/п, отчислением платежей на социальное пенсионное страхование, начислением амортизации, а так же с рядом других необходимых затрат. Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства.

Затраты – это расходование ресурсов в их физическом и натуральном виде. А издержки – это стоимостная оценки произведенных затрат.

Экономические издержки– это те затраты которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов, с тем чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах, такие затраты могут быть как внешними так и внутренними. Внешними издержками называются затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топливо, сырья, вспомогательных материалах, транспортных и иных услуг. В тоже время фирма может использовать и свои собственные ресурсы. Издержки на собственный и самостоятельно использованный ресурс называется внутренние или не явные. С позиции бух.учета к производственным издержкам следует относить все реальные фактические расходы осуществляемые в денежной форме. Различают издержки производства и издержки обращения. Производственные издержки – они непосредственно связанные с производством товаром или услуг. Обращения – связанные с реализацией произведенной продукции.

Различные виды ресурсов по разному переносят свою стоимость на готовую продукцию, поэтому на практике рассматривают постоянные и переменные издержки производства. К постоянным и.п относят затраты величины которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены даже если предприятие не производит продукцию (отчисление на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата управленческого персонала). Под переменными понимают издержки общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации – это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д. по характеру участия в создании продукции выделяют:

1. Основные расходы не посредственно связанные с процессом изготовления продукции в частности сырья, топливо, энергии.

2. Накладные расходы – это расходы по управлению и обслуживанию производства (цеховые, общезаводские, не производственные, потеря от брака).

По способу отнесения на производства затраты подразделяются на:

1. Прямые которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции.

2. Косвенные – они связанные с производством многих изделий это все остальные затраты предприятия.

Билет 14 Смета затрат – это полный свод затрат предприятия за некоторый период времени на весь объем производства и реализации его продукции. В смету включаются все затраты связанные с производством и реализации продукции. В наиболее общем варианте основные статьи сметы могут быть следующими:

1. Сырье и основные материалы в том числе покупные изделия, полуфабрикаты и услуги со стороны.

2. Вспомогательные материалы.

3. Топливо со стороны.

4. Электроэнергия со стороны.

5. з/п.

6. отчисление во внебюджетные фонды.

7. Амортизация о.ф.

8. Прочие денежные расходы.

Определение себестоимости отдельных видов продукции называется калькуляция себестоимости (к.с). К.с – может быть плановой, отчетной и фактической. Механизм калькулирование себестоимости в наиболее простом виде состоит в добавление к прямым затратам в доле косвенных в некоторой пропорции, одинаковой для всех видов продукции. Косвенные затраты практически всегда распределяются пропорционально выбранному критерию, критериями распределения выступают:

1. Основная з/п производственного персонала.

2. Стоимость произведенной продукции.

3. Прямые затраты основных материалов.

4. Общая сумма прямых затрат.

В себестоимости находят отражения все произведенные фирмой затраты в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергитических ресурсов, оплата основных фондов и оплата труда. Себестоимость количественно и качественно отличается от стоимости продукции. Стоимость -- это цена продукции в денежном выражении она выше себестоимости. Себестоимость – это выражение в денежной форме части общественных издержек производства, которая слагается из затрат предприятия на производство и сбыт продукции.

Различия между стоимостью и себестоимостью продукции состоит в том что стоимость включат по мимо прошлого, весь затраченный на ее производство живой необходимый труд, а себестоимость кроме прошлого труда содержит только часть живого труда.

Вопрос 15Цены и ценообразования.

Цена – это денежное выражение стоимости товара или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности.

Стоимость товара определяется спросом и предложением и в конечном итоге воплощенном в нем трудом признанным обществом. На товарном рынке цены не совпадает со стоимостью товара. Отклонение цен от стоимости определяются собственниками товаром, государством и выполняемыми функциями товаров. Собственники влияют на изменение цен объективно (снижение затрат) и субъективна (конкуренция, монополия). Государство регулирует цены на некоторые виды товаров путем установление пределов рентабельности, налоговой системой и пошлинами.

Основные функции цен:

1. Сбалансированности спроса и предложения.

2. Планово-учетная (цены на установленную дату)

3. Стимулирующая (воздействие на производства и потребления).

4. Распределительная (распределение и перераспределение национального дохода).

5. Рационального размещения производства (продажи).

Ценообразование – это комплексный процесс в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действие конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты. Установление цен включает следующие этапы:

1. Постановка задач ценообразования.

2. Определение спроса.

3. Определение издержек производства.

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

6. Установление цены.

Основными задачами ценообразования могут быть:

1. Обеспечение выживаемости предприятия.

2. Максимизация текущей прибыли.

3. Завоевание лидерства на рынке.

4. Завоевания лидерства по показателем качества.

Спрос – это количество товаров, которое потребители готовы и желают приобрести по данной цене, в данный период и на определенном рынке.

Определение спроса на товар зависит от его вида, существует 2 вида спроса:

1. Конкурирующий – когда есть товар заменитель.

2. Совмещенный – когда один товар дополняет потребление другого.

Во всех случаях влияет вкусы покупателей и их доходы, цена товара и инфляционное ожидание. В связи с этим м.б:

1. Отрицательный спрос.

2. Отсутствие спроса.

3. Не регулярный спрос

4. Скрытый спрос.

5. Падающий либо растущий спрос.

6. Полноценный, чрезмерный и нерациональный спрос.

Анализ цен и товаров конкурентов позволяет выбрать ценовую стратегию предприятия. Это м.б стратегия дифференцированного, конкурентного, ассортиментного ценообразования, ценовая стратегия скидки на вторичном рынке, стратегии периодической скидки, случайной скидки, стратегии по кривой освоения, стратегия географии сбыта, стратегия продажи в наборе, стратегия продажи в комплекте. ВЫБОР метода ценообразования зависит от основной ориентации либо производство либо рыночный спрос. Установление окончательной цены самый ответственный момент ценообразования. Выбрав один из методов ценообразования необходимо перепроверить проект цены с позиции достижения целей политики цен предприятия, надо проверить как отнесутся к этой цене дилеры, как воспримут эту цену продавцы товара и как отреагируют на данную цену конкуренты и поставщики. Существует 3 основные цели ценовой политики:

1. Обеспечение выживаемости фирмы – главная цель фирмы в условиях жесткой конкуренции когда на рынке много производителей с аналогичным товаром. Для захвата большей доли рынка и увеличение объема сбыта используется заниженные цены.

2. Максимизация прибыли – к этому стремиться компании имеющие устойчивое положение на рынке и не слишком уверенные в своем будущем. Фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль.

3. Удержание рынка – заключается в сохранение фирмой существующего положения на рынке, предпринимаются все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострение конкурентной борьбы. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма.

Важнейшим фактором ценообразования является государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены:

1. Прямые способы – это установление определенного порядка ценообразования.

2. Косвенные способы – направлены на изменение рынка создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операции.

Билет 16Виды цен и их классификация.

Ценовая система – это совокупность различных видов цен регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.

Цены классифицируются по целому ряду признаков:

1. По отраслям и сферам обслуживания экономики: - оптовые цены (цены по которым реализуется промышленная продукция), - закупочные цены (для продукции с/х), - цены на строительную продукцию (сметная стоимость) и другие.

2. Классификация цен по степени участия государства в процессе ценообразования.

3. Классификация цен по стадиям ценообразования.

4. Классификация цен по транспортной составляющей.

5. Классификация цен по характеру ценовой информации.

Наши рекомендации