Вопрос 74. Система управления охраной труда в РФ, ее субъектах и на предприятиях. Оценка показателей состояния охраны и условий труда на предприятиях.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст и введенным в действие с 01.07.2009, оценка состояния охраны труда является одним из основных элементов управления охраной труда. Кроме того, оценка состояния охраны труда и здоровья работников, повышение заинтересованности работодателей в их улучшении является одним из приоритетных направлений последовательного укрепления

системы обязательного социального страхования.

Оценка состояния охраны труда осуществляется путем определения социального и экономического эффектов проводимых работодателями мероприятий по улучшению охраны труда.

Социальный эффект характеризуется снижением уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В свою очередь, экономический эффект рассматривается как результат социального и характеризуется снижением размера материальных последствий производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экономией материальных затрат на улучшение охраны труда.

Оценка состояния охраны труда должна быть комплексной работой. В связи с этим, работодатель должен устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны тру-

да действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда. С этой целью разрабатывается и обеспечивается функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы представляют собой:

– проведение необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями работодателя в области охраны труда;

– измерение результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

– регистрацию несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

– регистрацию данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих мероприятий и предупредительных действий;

– обследования состояния здоровья работников.

Более того, в случаях, определенных законодательством, должны быть обеспечены мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

В процессе исходного анализа оценке подвергаются существующая у работодателя система управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы управления охраной труда исходный

анализ может служить основой для ее создания.

Исходный анализ проводят компетентные лица (эксперты) совместно с работниками и (или) их представителями. При этом вышеназванные лица должны:

– определить действующие законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых работодатель принимает на себя;

– определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

– определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;

– провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.

Результат исходного анализа оформляется документально и служит основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда, а также определяет базовый уровень для

сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда у данного работодателя.

Периодическому анализу подвергаются постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда. Для достижения наибольшего эффекта ответственность и полномочия по наблюдению следует распределить по различным уровням управленческой структуры.

Выбор показателей результатов деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности работодателя и целями охраны труда.

Измерения должны быть как качественные, так и количественные и соответствовать потребностям работодателя, базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда, а также поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.

Наблюдения и измерения результатов деятельности могут быть использованы как средства для определения степени, при которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются.

Эти данные могут включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов.

Обязательное условие эффективности таких измерений и наблюдений — их фиксация в записях.

По общему правилу наблюдение должно обеспечивать:

– обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;

– информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;

– основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.

При этом текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы, и включать:

– наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и целей;

– систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;

– наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;

– наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер;

– оценку соответствия законам и иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя работодателем.

Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование:

– несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов на производстве;

– причиненного имущественного ущерба;

– неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;

– программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

План проведения оценки состояния охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок состояния охраной труда.

Кроме того, в целях совершенствования деятельности по охране труда процессы выполнения у работодателя требований обеспечения безопасности и охраны здоровья работников сравнивают с достижениями других пред-

приятий.

Влияющие на охрану труда внутренние изменения (такие, как прием на работу, применение новых технологических и трудовых процессов или организационных структур) и внешние изменения (например, в результате

совершенствования законов и иных нормативных правовых актов, слияния компаний, развития знаний по охране труда и технологий) должны быть оценены, а соответствующие предупредительные меры выполнены еще до введения изменений в практику.

Способы оформления итогов оценки состояния охраны труда на предприятия определяются работодателями и закрепляются в соответствующих локальных нормативных актах.

Итоги проведенной оценки также оформляются в специальных отчетах (например, отчет о соблюдении требований о предоставлении льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда может быть оформлен в виде сведений о льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда).

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные оценки состояния охраны труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы охраны труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ФЗ №197 (в редакции ФЗ № 90 от 30.06.2006 г.). Трудовой кодекс Российской Федерации (ст.ст.227-231). М.: Издательство «Элит», 2006. – 206 с.

2. Постановление Минтруда и Социального развития РФ № 73 от 24.10.02 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положения об особенностяхрасследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». М. Апрохим-Пресс, 2003. – 48 с

3. Кукин П.П. Лапин В.Л. Пономарев Н.Л. Сердюк Н.И. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2002. – 316с.

4. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность. – М.: Экзамен, 2005. – 508с.

5. Справочник специалиста по охране труда № 9, 2006г.

6. Алексеев В.А., Зверев А.Г. Охрана труда в строительстве: Комментарии к строительным нормам и правилам. – М.: МЦФЭР, 2006. – 528с.

Наши рекомендации