Разработка путей повышения рентабельности производства продукции на предприятии
Исходя из анализа деятельности предприятия ООО «АльфаМит», можно сделать вывод, что оно нуждается в повышении рентабельности производства продукции.
Как было отмечено во втором разделе данной выпускной квалификационной работы, у предприятия ООО «АльфаМит» узкий ассортимент производимой продукции. Это связано с тем, что до 2016 года предприятие делало упор на российский рынок, т.е. большая часть производимой продукции отправлялась в г. Москву и г. Санкт-Петербург, а оттуда через торгово-логистические центры отправлялась конечным потребителям.
В свете последних событий, самыми важными из которых являются санкционные запреты и отмена таможенных льгот для Калининградской области, доля поставляемой на российский рынок продукции значительно сократилась, а производимая на территории области мясоколбасная продукция перестала быть конкурентоспособной, целесообразно сделать упор на Калининградский рынок. Рынок мясоколбасных изделий Калининградской области достаточно насыщен, но потребители все чаще хотят видеть на прилавках магазина продукцию высокого качества, они готовы платить за нее.
В качестве путей повышения рентабельности производства продукции предлагается:
1) расширение ассортимента производимой продукции, а именно:
- производство деликатесных видов колбас;
- производство полуфабрикатов – фарша.
2) продажа деликатесной продукции путем открытия фирменных палаток под брендом «АльфаМит».
Для реализации первого пути необходимо приобретение дополнительного оборудование для производства фарша, разработка рецептуры для производства деликатесной продукции.
Необходимо привлечь внимание покупателей запуском линейки мясной деликатесной продукции, которая покинула рынок в связи контрсанкциями. Планируется выпускать аналоги сыровяленой итальянской колбасы, венского бекона, балыка и прочих изделий.
Для реализации второго направления необходимо закупить необходимое оборудование для оснащения фирменных палаток, нанять дополнительный персонал. Бизнес в сфере продажи мяса пользуется большой популярностью. Для его открытия не требуется большой стартовый капитал, а срок окупаемости составляет 5-8 месяцев в зависимости от уровня наценки на товар.
Предложенные пути повышения рентабельности производства продукции привлекут внимание покупателей и, соответственно, повысят конкурентоспособность предприятия ООО «АльфаМит».
Исходя из предложенных в п.3.1 путей повышения рентабельности производства продукции ООО «АльфаМит» потребуются инвестиции. Определим их величину.
Рассмотрим покупку производственного оборудования для реализации первого направления по расширению ассортимента продукции. Для производства фарша и линейки деликатесных колбас по «итальянской» рецептуре необходимо приобрести следующее оборудование (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Производственное оборудование по расширению ассортимента производимой продукции
Наименование | Кол-во | Цена за 1 ед. , руб. | Стоимость, тыс. руб. |
Производство фарша | |||
Стол производственный для обвалки с тремя бортами | |||
Фаршемешалка | |||
Пила ленточная | |||
Ванна моечная для мытья полутуш | 10,5 | ||
Камера холодильная (шоковая заморозка) | 337,5 | ||
Камера холодильная низкотемпературная с моноблоком |
Продолжение таблицы 3.2
Производство деликатесной продукции | |||
Шприц колбасный Starfood SH-7 | 14,5 | ||
Шприц колбасный Starfood SV-5 | |||
Шприц колбасный Hakka SV-7 | |||
Холодильная камера с температурой 0° для соления, отстойки, сушки, копчения | |||
Дымогенератор на стружке и дровах | |||
Пресс для ветчины и спека | |||
Пресс-формы для ветчины и спека | |||
Итого: | 2235,5 |
Общая стоимость закупаемого оборудования составит 2235,5 тыс. руб.
Перейдем к стоимости необходимого оборудования для оснащения фирменных палаток под брендом «АльфаМит». Планируется открыть 3 палатки, торговые помещения или места ООО «АльфаМит» будет брать в аренду. Затраты на оборудование для открытия фирменной палатки представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 –Оборудование для открытия фирменной палатки
Наименование | Кол-во | Цена за 1 ед. , руб. | Стоимость, тыс. руб. |
Кассовый аппарат | |||
Витрина охлаждающая | |||
Холодильная камера | |||
Весы | |||
Стеллаж | |||
Прилавок | |||
ИТОГО | - | - |
Затраты на оборудование для одной фирменной палатки составляют – 300 тыс. руб.
Рассмотрим доходы и расходы от реализации данного направления ООО «АльфаМит», данные сведем в таблицу 3.4.
Таблица 3.4 – Затраты на открытие фирменных палаток
Наименование | Затраты за год, тыс. руб. (1 палатка) | Затраты за год, тыс. руб. (3 палатки) |
Себестоимость товаров | ||
Арендная плата | ||
Транспортировка | ||
Заработная плата | ||
Страховые взносы | ||
Амортизационные отчисления | ||
Итого: |
Годовые затраты на открытие одной фирменной палатки составили 4950 тыс. руб. Годовые затраты на открытие трех фирменных палаток составили 14850 тыс. руб.
Далее проанализируем затраты ООО «АльфаМит» по открытию фирменных палаток на 2018-2020 гг., спрогнозируем, что за год затраты возрастут на 5%, данные сведем в таблицу 3.5.
Таблица 3.5 – Затраты ООО «АльфаМит» на открытие фирменных палаток на 2018-2020гг., тыс. руб.
Наименование | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Себестоимость товаров | 13626,9 | ||
Арендная плата | 1587,6 | 1666,98 | |
Транспортировка | 195,3 | 205,065 | |
Заработная плата | 595,35 | ||
Страховые взносы | 170,1 | 178,605 | |
Амортизационные отчисления | 94,5 | 99,225 | |
Итого: | 15592,5 | 16372,13 |
Затраты работы 3-х фирменных палаток за 2018 год составят 14850 тыс. руб., за 2019 год – 15592,5 тыс. руб., за 2020 год – 16372,13 тыс. руб.
Рассмотрим планируемый объем продаж ООО «АльфаМит».
В планируемый ассортимент фирменных палаток включим новые направления: производство фарша и производство деликатесной продукции.
Рассмотрим планируемый товарооборот в натуральном выражении. Примем в расчет среднюю цену за 1 кг готовой продукции.
Так, средняя цена и планируемый объем производства представлены в таблице 3.6.
Согласно данным таблицы 3.6, в 2018 году планируется реализовывать через фирменные мясные палатки 25 тыс. тн копченой колбасы, около 20,8 тыс. тн вареной колбасы, почти 9,5 тыс. тн сосисок и сарделек, 9,4 тыс. тн деликатесной продукции и 15 тыс. тн мясного фарша.
Таблица 3.6 – Планируемый товарооборот фирменных палаток ООО «АльфаМит»
Товарная группа | Средняя цена за 1 кг, руб. | Объем производства, тн | ||
2018г. | 2019 г. | 2020 г. | ||
Колбасы копченые | 16537,8 | |||
Колбасы вареные | 12499,8 | 13781,4 | ||
Сосиски/сардельки | 5684,4 | 5968,2 | ||
Деликатесная продукция | 5662,8 | 6243,6 | ||
Мясной фарш | 9922,8 |
На рисунке 3.1 представлен удельный вес продукции в общем объеме продаж мясных лавок за 2018 год.
Рисунок 3.1 - Удельный вес продукции в общем объеме продаж за 2018 год,
в %
Планируемый товарооборот ООО «АльфаМит» в 3-х фирменных палатках представлен в таблице 3.7.
Товарооборот за 2018 год составил 35400 тыс. руб., за 2019 год – 37170 тыс. руб., за 2020 год – 39028,5 тыс. руб.
Таблица 3.7 – Планируемый товарооборот в 3-х фирменных палатках, тыс. руб.
Товарная группа | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Колбасы копченые | 6945,75 | ||
Колбасы вареные | 4961,25 | ||
Сосиски/сардельки | 2381,4 | ||
Деликатесная продукция | 5556,6 | ||
Мясной фарш | 2778,3 | ||
Сопутствующие товары | 793,8 | ||
Итого | 23417,1 |
Перейдем к расчетам по реализации направления по расширению ассортимента. Начнем с производства мясного фарша. Общая стоимость оборудования для производства мясного фарша составила 961 тыс. руб.
Анализируя деятельность ООО «АльфаМит» видно, что площадь цеха позволяет внедрить всю необходимую технику, т.е. постройка дополнительного помещения не нужна.
Амортизационные отчисления за год при норме амортизации в 10% составят 96,1 тыс. руб.
Рассмотрим затраты на дополнительный персонал по обслуживанию линии по производству мясного фарша.
Общие затраты на заработную плату представлены в таблице 3.8.
Всего ООО «АльфаМит» для обслуживания линии по производству мясного фарша потребуется нанять оператора и мастера-приемщика.
Таблица 3.8 – Затраты на оплату труда персонала линии по производству мясного фарша, тыс. руб.
Должность | Заработная плата за месяц | Страховые взносы (30%) | Итого за мес. | Итого за год |
Оператор | ||||
Мастер-приемщик | 4,5 | 19,5 | ||
Итого: | 10,5 | 45,5 |
Общая сумма оплаты труда, включая страховые взносы, за год составляет 546 тыс. руб.
Расчет расхода сырья и пищевых вспомогательных материалов на 100 кг представлен в таблице 3.9.
Таблица 3.9 - Расход сырья и пищевых вспомогательных материалов на 100 кг
Наименование | Затраты на 100 кг | |
кг | руб. | |
Говядина жилованная в/сорт | 37,5 | |
Свинина жилованная в/сорт | 30,5 | |
Жир, сырец | 8,94 | 384,42 |
Соль поваренная | 1,2 | 5,4 |
Лук | ||
Перец черный молотый | 0,06 | 4,8 |
Вода питьевая | 20,8 | |
Всего | 8962,62 |
Годовой расход сырья и пищевых вспомогательных материалов представлен в таблице 3.10. Число рабочих дней в 2018 году составляет 247 дней.
Таблица 3.10 – Годовой расход сырья и пищевых вспомогательных материалов
Наименование | Затраты в смену | Затраты в год | ||
кг | тыс. руб. | кг | тыс. руб. | |
Говядина жилованная в/сорт | 487,5 | 82,875 | 120412,5 | 20470,13 |
Свинина жилованная в/сорт | 396,5 | 27,001 | 97935,5 | 6669,247 |
Жир, сырец | 116,22 | 4,99 | 28706,34 | 1232,53 |
Соль поваренная | 15,6 | 0,07 | 3853,2 | 17,29 |
Лук | 0,156 | 38,532 | ||
Перец черный молотый | 0,78 | 0,062 | 192,66 | 15,314 |
Вода питьевая | 270,4 | 1,352 | 66788,8 | 333,944 |
Всего | 116,506 | 28776,98 |
Мясной фарш относится к тому виду продукции, упаковка которого осуществляется в лотки только на оборудовании с запайкой лотков с функцией вакуум/газ (М.А.Р.). Благодаря жесткости лотка исключается какое-либо механическое воздействие на мясной фарш, а модифицированная атмосфера продлевает срок годности продукта, а также придаёт привлекательный цвет.
Для мясного фарша используются барьерные лотки и плёнки. Лоток под запайку изготовлен из ПП (полипропилена), плёнка для запайки лотка барьерная ПА/ПЭ (полиамид с полиэтиленом). Мясной фарш укладывается в лоток, после чего помещается в матрицу запайщика лотков. Запайка и контурная обрезка плёнки осуществляется в автоматическом режиме после откачки воздуха из камеры и газовой компенсацией давления (до атмосферного).
Расход тары и тарных материалов представлен в таблице 3.11.
Таблица 3.11 - Расход тары и тарных материалов при производстве мясного фарша
Наименование | Затраты на 100 кг | Затраты в смену | Затраты в год | |||
Кол-во | Руб. | Кол-во | Руб. | Кол-во | Руб. | |
Лоток | 173,68 | 2257,84 | ||||
Пленка | 0,2 | 8,3 | 2,6 | 107,9 | 29672,5 | |
Этикетка | 327,32 | 4255,16 | ||||
Всего | - | 509,3 | - | 6620,9 | - | 1820747,5 |
Общая сумма затрат за год составила 1820,75 тыс. руб.
Расход воды на производство представлен в таблице 3.12.
Таблица 3.12 - Расход воды на производство мясного фарша
Статьи расхода | Коэффици-ент неравно-мерности | Макс. расход воды, м3/смена | Затраты в смену, руб. | Макс. расход воды, м3/год | Затраты за год, руб. |
Хозяйственно-питьевые нужды | 3,0 | 0,06 | 0,3 | 14,82 | 74,1 |
Бытовые нужды | 3,0 | 0,09 | 0,05 | 22,23 | 12,35 |
Мойка оборудования | 1,0 | 0,21 | 1,05 | 51,87 | 259,35 |
Технологические нужды | 1,5 | 6,47 | 32,35 | 1598,09 | 7990,45 |
Всего: | - | 6,83 | 33,75 | 1687,01 | 83360,25 |
Составим смету затрат на производство мясного фарша за год (таблица 3.13). Допустим, что за смену производится 1,3 тыс. тн мясного фарша, при работе в одну смену и при 247 рабочих дней в 2018 году, общее количество произведенного фарша составит 321,1 тыс. тн. При весе упаковки в 1 кг количество упаковок составило 160 550 штук. Отметим, что цена за 1 упаковку весом в 1 кг составляет 280 руб.
Таблица 3.13 – Смета затрат на производство мясного фарша за год
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. |
1. Сырье и полуфабрикаты за вычетом возвратных отходов | |
2. Основные материалы | |
3. Вспомогательные материалы | |
4. Тара и тарные материалы | |
5. Износ специнвентаря, спецодежды | 361,6 |
6. Топливо | |
7. Электроэнергия | 120,7 |
8. Вода | 83,4 |
9. Заработная плата основная и дополнительная ППП | |
10. Отчисления в госуд. внебюджетные фонды | |
11. Амортизация | 96,1 |
12. Прочие денежные расходы | |
Итого затрат на производство | 49379,8 |
Общая сумма затрат на производство за год составит 49379,8 тыс. руб.
Перейдем к определению основных показателей запуска линии по производству мясного фарша. Основные показатели сведем в таблицу 3.14.
Таблица 3.14 – Основные показатели линии по производству мясного фарша
Показатели | Значение |
Годовой выпуск, тыс. тн. | 321,1 |
Объем продаж, тыс. руб. | |
Число работающих, чел. | |
Полная себестоимость, тыс. руб. | 49379,8 |
Капитальные затраты, тыс. руб. |
Согласно данным таблицы 3.14, годовой выпуск мясного фарша составит 321100 тн, полная себестоимость 1 кг мясного фарша составит 153,7 руб. (49379,8/321100). Общий размер капитальных затрат составит 961 тыс. руб.
Вторым пунктом направления по расширению ассортимента является производство деликатесной продукции. ООО «АльфаМит» потребуется разработка рецептуры для производства деликатесной продукции.
Необходимо привлечь внимание покупателей запуском линейки мясной деликатесной продукции, которая покинула рынок в связи контрсанкциями. Планируется выпускать аналоги сыровяленой итальянской колбасы, венского бекона, балыка и прочих изделий.
Искусство приготовления сырокопченых деликатесов требует точных знаний о различных способах копчения и сочетаниях приправ, придающих мясу специфический вкус. Каждый сорт сырокопченого мяса - это особенное произведение кулинарного искусства. Отличительными особенностями мясных деликатесов являются особое внимание к стабильности качества вырабатываемой продукции и тщательный подход к производству.
Они изготавливаются в лучших традициях качества и вкуса. Современное мясоперерабатывающее оборудование и применение новейших технологий позволяют сохранить натуральный мясной вкус, нежную консистенцию и тонкий аромат, столь полюбившийся большинству.
В таблице 3.15 представлен предполагаемый ассортимент деликатесной продукции.
Таблица 3.15 – Ассортимент деликатесной продукции
Наименование | Описание | Цена за 1 кг, руб. |
Финоккьона | Колбаса готовится из свиного фарша. Обязательными ее компонентами являются перец горошком, вино кьянти с чесноком, соль в пропорции 35 г на 1 кг мяса, а также семена фенхеля (финоккьо по-итальянски), давшие название сорту колбасы. | |
Мортаделла | Для фарша используется свиное мясо с добавлением жира из горловой части. К нему добавляют черный и белый перец, анис, кориандр и фисташки с вином. Консистенция мортаделлы получается достаточно плотной с равномерно распределенными кусочками белого жира. Такая колбаса обладает уточенным ароматом и насыщенным вкусом | |
Сальсичча Стаджоната | Колбаса имеет форму колечка в натуральной оболочке. Для ее изготовления используют мясо свиньи, сало, соль и перец. Процесс вяления составляет примерно 2 месяца, при этом температура должна не превышать +13 °C. | |
Филейка «Деликатесная» | Сырокопченая свинина (филейная часть) куском с длительным сроком хранения. | |
Шейка «Деликатесная» | Сырокопченая свинина (шейная часть) куском с длительным сроком хранения. |
В среднем цена за 1 кг деликатесной продукции составит 1001 руб. (5005/5).
Для производства продукции по данному направлению ООО «АльфаМит» необходимо доукомплектовать производственную линию оборудованием, список и стоимость которого представлена в таблице 3.2. Общая стоимость оборудования составляет 1274,5 тыс. руб.
Амортизационные отчисления за год при норме амортизации в 10% составят 127,45 тыс. руб.
Рассмотрим затраты на дополнительный персонал по обслуживанию линии по производству деликатесной продукции.
Общие затраты на заработную плату представлены в таблице 3.16.
Всего ООО «АльфаМит» для обслуживания линии по производству деликатесной продукции потребуется нанять оператора линии, мастера-приемщика, упаковщика.
Таблица 3.16 – Затраты на оплату труда персонала линии по производству деликатесной продукции, тыс. руб.
Должность | Заработная плата за месяц | Страховые взносы (30%) | Итого за мес. | Итого за год |
Оператор | ||||
Мастер-приемщик | 4,5 | 19,5 | ||
Упаковщик | 3,6 | 15,6 | 187,2 | |
Итого: | 14,1 | 61,1 | 733,2 |
Общая сумма оплаты труда, включая страховые взносы, за год составляет 733,2 тыс. руб.
Расчет расхода сырья и пищевых вспомогательных материалов на 100 кг представлен в таблице 3.17. Вся деликатесная продукция производится из свинины высшего сорта.
Таблица 3.17 - Расход сырья и пищевых вспомогательных материалов на 100 кг
Наименование | Затраты на 100 кг | |
кг | руб. | |
Свинина жилованная в/сорт | ||
Жир, сырец | 8,94 | 384,42 |
Соль поваренная | 1,2 | 5,4 |
Лук | 0,06 |
Продолжение таблицы 3.17
Перец черный молотый | 0,06 | 4,8 |
Семена аниса | 3,5 | 1,225 |
Семена фенхеля | 3,5 | 1,225 |
Вода питьевая | 11,3 | |
Добавка «коньячная» | 0,5 | 0,75 |
Всего | 12061,88 |
Расход сырья и пищевых вспомогательных материалов на 100 кг составляет 12061,88руб.
Годовой расход сырья и пищевых вспомогательных материалов представлен в таблице 3.18. Важно отметить, что созревание и вяление деликатесной продукции составляет 60 суток. Поэтому камеры для вяления 60 дней заняты и не представляется возможности производить новую продукцию. За смену будет производиться 3000 кг готовой продукции, за год будет 6 смен, т.е. ООО «АльфаМит» произведет 18 тн готовой продукции за год при существующих производственных мощностях.
Таблица 3.18 – Годовой расход сырья и пищевых вспомогательных материалов
Наименование | Затраты в смену | Затраты в год | ||
кг | тыс. руб. | кг | тыс. руб. | |
Свинина жилованная в/сорт | 346,8 | 2080,8 | ||
Жир, сырец | 268,2 | 11,5326 | 1609,2 | 69,1956 |
Соль поваренная | 0,162 | 0,972 | ||
Лук | 0,0018 | 0,0108 | ||
Перец черный молотый | 1,8 | 0,144 | 10,8 | 0,864 |
Семена аниса | 0,03675 | 0,2205 | ||
Семена фенхеля | 0,03675 | 0,2205 | ||
Вода питьевая | 3,12 | 18,72 | ||
Добавка «коньячная» | 0,0225 | 0,135 | ||
Всего | 361,8564 | 2171,138 |
Таким образом, расход сырья и пищевых вспомогательных материалов на 18 тн продукции составил 2171,138 тыс. руб.
Составим смету затрат на производство деликатесной продукции, данные сведем в таблицу 3.19.
Таблица 3.19 – Смета затрат на производство деликатесной продукции
Элементы затрат | Сумма за год, тыс. руб. |
1. Сырье и полуфабрикаты за вычетом возвратных отходов | 2171,138 |
2. Основные материалы | |
3. Вспомогательные материалы | |
4. Тара и тарные материалы | |
5. Износ специнвентаря, спецодежды | |
6. Топливо | |
7. Электроэнергия | |
8. Вода | |
9. Заработная плата основная и дополнительная ППП | |
10. Отчисления в госуд. внебюджетные фонды | 169,2 |
11. Амортизация | 127,45 |
12. Прочие денежные расходы | |
Итого затрат на производство | 12484,79 |
Перейдем к определению основных показателей запуска линии по производству деликатесной продукции. Основные показатели сведем в таблицу 3.20.
Таблица 3.20 – Основные показатели линии по производству деликатесной продукции
Показатели | Значение |
Годовой выпуск, тыс. тн. | |
Объем продаж, тыс. руб. | |
Число работающих, чел. | |
Полная себестоимость, тыс. руб. | 12484,79 |
Капитальные затраты, тыс. руб. | 1274,5 |
Общая сумма затрат на производство за год составит 12484,79 тыс. руб. Следовательно, себестоимость 1 кг готовой продукции составляет 693,8 руб. Общий размер капитальных затрат составит 1274,5 тыс. руб.
Перейдем к экономической оценке путей повышения прибыли и рентабельности производства продукции ООО «АльфаМит».