Организация управления персоналом
Студент должен:
- проанализировать организацию управления персоналом в органе (учреждении) по следующим направлениям:
а) кадровое планирование;
б) отбор персонала;
в) наем и высвобождение персонала;
г) адаптация персонала;
д) развитие персонала;
е) система мотивации персонала;
ж) оценка результативности деятельности персонала;
- оценить, насколько эффективна политика управления персоналом с точки зрения управления органом или учреждением.
4. Социально-психологические аспекты функционирования государственного или муниципального органа (государственного или муниципального учреждения)
Студент должен:
- рассмотреть стиль управления, используемый в данном органе (учреждении);
- описать методы и способы принятия управленческих решений;
- выявить степень участия рядовых работников в выработке и принятии управленческих решений;
- проанализировать социально-психологический климат в коллективе органа (учреждения);
- проанализировать отношения между работниками;
- рассмотреть существующие в данном органе (учреждении) конфликты и способы их урегулирования;
- выявить основные источники конфликтов.
5. Выявление и анализ основных проблем государственного или муниципального органа (учреждения)
Студент должен:
- выявить основные проблемы государственного или муниципального органа (учреждения);
- рассмотреть и проанализировать данные проблемы;
- определить источники их возникновения и динамику развития;
- оценить характер отношения руководителей и работников органа (учреждения) к данным проблемам;
- оценить эффективность методов разрешения проблем с точки зрения их целесообразности и ресурсного обеспечения.
6. Выводы и рекомендации по проделанной работе
Студент должен:
- обобщить и проанализировать полученные результаты;
- сделать выводы и разработать практические рекомендации по следующим направлениям:
а) совершенствование организационной структуры;
б) улучшение организации управленческого труда;
в) совершенствование трудовых отношений;
г) разрешение основных проблем организации (учреждения).
Примерное индивидуальное задание на производственную практику (все пункты должны быть отражены в отчете по практике)
1. Изучить положение об органе (учреждении) в котором проходит производственная практика и другие организационные и правовые документы этого органа (учреждения).
2. Составить схему структурных подразделений органа (учреждения) и изучить их функции и полномочия.
3. Составить схему взаимодействия органа (учреждения) с другими органами государственной (муниципальной) власти и другими общественными организациями и проанализировать цели, механизмы взаимодействия.
4. Проанализировать информационное обеспечение управления объектом практики.
5. Изучить процесс планирования деятельности объекта;
6. Дать анализ кадрового состава объекта.
7. Изучить критерии и показатели эффективности деятельности объекта практики
8. Собрать статистический и аналитический материал, необходимый для отчета по практике
3 Научно-исследовательские и научно-производственные технологии
Научно-исследовательская работа – это целенаправленная и результативная работа студентов, которая проводится под руководством преподавателей вуза и специалистов (работодателей). Она определяется тремя обязательными признаками: научной новизной, практической значимостью, эффективностью.
Научная новизна характеризуется получением новых знаний: исторических событий, технике и технологиях, расширением и углублением знаний, оригинальностью способов исследования, обоснования известных положений.
Исследовательский характер определяется применением общенаучных (логико – математических, системно структурных, статистических и т.п.) и специальных лабораторных, социологических и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей научно-исследовательской работы и направления всестороннего развития студента и выявления его творческих способностей.
Подготовка научно-исследовательской работы начинается уже с первого курса и основана на общенаучных, дидактических и исследовательских умениях, выполнении индивидуальных и групповых заданий, исходя из своих интересов, так студенты выбирают тему для исследования, подбирают необходимую литературу, готовят отчеты в различных формах.
Существующие подходы организации исследовательской деятельности позволяют определить некоторые общие направления. В институте сложилась следующая структура деятельности в организации учебных исследований:
- преподаватель мотивирует исследовательскую деятельность студентов, обучает способам исследовательской деятельности, консультирует;
- студент выполняет исследование;
- преподаватель анализирует, дает рекомендации, при этом студент устраняет недостатки и предоставляет работу в законченном виде.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на занятиях, этому способствуют интерактивные технологии, которые широко внедряются в учебный процесс. Целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков достигается и во внеурочное время.
Большое место в работе занимают исследовательские проекты, которые выполняются под руководством преподавателей. С этой целью широко пропагандируются участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и Катановских чтениях и пр. Так мотивационными факторами являются: интерес к предмету и направлению видов деятельности, желание углубить свои знания и расширить кругозор, желание самоутвердиться.
Исследование – наиболее сложный вид деятельности, поэтому преподаватели института, на занятиях раскрывают алгоритм научного способа познания, дают отличия учебного исследования от научной работы, творческой работы. Кроме того преподаватели оказывают практическую помощь на семинарах которые проводятся в университете.
Работа над исследованием начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. Выбор темы зависит от того есть ли у студента подходящий интересный материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету преподавателя. Выбор темы представляет большую сложность поэтому здесь необходима помощь, как преподавателей, так и специалистов баз практики.
Для реализации целей и задач практики необходимо определить временные рамки, объем работы и этапное ее выполнение. В ходе работы могут возникать трудности: выявление проблемы исследования, постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования, отбор и структурирование материала, соответствие выводов теме и целям исследования.
Смысл технологии исследования заключается в том, что бы помочь студенту пройти путь научного познания, усвоить его алгоритм.
Педагогическое руководство должно осуществлять на всех этапах выполнения работы. Так, структура исследовательской деятельности видится следующим образом:
Поиск тематики, базы практики | До начала прохождения практики |
Постановка (осознание) темы исследования | В сроки практики в соответствии с графиком учебного процесса |
Формирование ключевой идеи | Первая неделя практики |
Реализация отдельных элементов исследования (элементов плана решения) | Первая и вторая неделя практики |
Синтез решения (собственное исследование) | Последняя неделя практики |
Оформление работы | Последняя неделя практики |
Защита работы, рецензирование | Последний день практики |
Анализ и представление на научных конференциях | В ближайшее время после прохождения практики |
Разделом производственной практики является научно-исследовательская работа, в связи с чем высшее учебное заведение предоставляет возможность:
- изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;
- участвовать в проведении научных исследований;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- выступить с докладом на конференциях различного уровня.
Технология (от греч. – искусство, мастерство, умение, способ производства) в широком смысле представляет собой совокупность методов, процессов, используемых в какой либо отрасли деятельности, способы технического производства; в узком – комплекс организационных мер, операций и приемов направленных на изготовление и ремонт изделия с номинальным качеством и затратами.
Технология – это объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов или это способ преобразования. При этом технология включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций. Технология может рассматриваться как метод применения знания и методы используемые на практике, а не просто знание какого-либо предмета. Такая трактовка схожа с понятиями грамотности (знание) и компетенции, поскольку к понятию грамотности есть несколько подходов: первый оперирует именно понятием грамотности, второй – компетенции. Грамотность делает акцент на знаниях, компетентность – на применении знаний на практике. Соответственно – если человек знает, но не применяет свои знания на практике, то фактически его знания не работают. В любом случае, грамотность является совокупностью знаний, которые позволяют предпринимателю или руководителю принимать грамотные и взвешенные решения. В эти знания, например, входят: знания учетных операций доходов и расходов, умение ориентироваться в основных кредитных инструментах, знании законодательства по налогам, планировании бизнеса и т.д. Познание этих вопросов дает возможность предпринимателям минимизировать свои возможные потери и увеличить объем своей доходности.
Научно-производственные технологии – это набор применяемых инструментов в определенных системах управления, позволяющих привести группу к ее целям, так, например, к системам управления можно отнести: управление проектами; управление ресурсами компании (трудовыми, человеческими), управление отношениями с клиентами и т. д.
В конечном итоге научно-производственные технологии представляют собой комплекс взаимосвязанных элементов знаний и практических методов управления при помощи специальных инструментов.
В ходе практики студенты используют технологии конспектирования, реферирования, анализа научной и методической литературы по специальности, сбора и обработки практического материала, написания отчета.
Взаимосвязь практики и активных методов обучения позволяет повысить качество подготовки выпускников и эффективность практики. Само по себе достижение студентами определенного результата является важным элементом активного творчества, а использование результатов практики в учебном процессе отражает его активизацию и обеспечивает связь практики с проблемным обучением.
Практическая составляющая естественным образом придает учебному процессу индивидуальный, авторский и инициативный характер. Объективный характер придает участие третьей стороны – руководителей и специалистов предприятий (учреждений, организаций) – баз практики.
Участие студентов в реальной практической деятельности предприятий, организаций и фирм позволяет повысить эффективность использования активных методов обучения.
Рабочие материалы и результаты преддипломной практики могут и должны использоваться как непосредственно студентами, так и руководителями, и другими преподавателями в учебном процессе. Студенты используют их как результаты собственной активной самостоятельной деятельности в качестве примеров для иллюстрации и интерпретации основных положений изучаемых теоретических курсов.
Преподаватели используют их как апробированные материалы, актуализирующие, иллюстрирующие, интерпретирующие, дополняющие и развивающие основные теоретические положения учебных курсов соответствующих дисциплин учебных планов.
Наиболее удачными формами активного обучения, в которых легко могут быть использованы результаты практики, являются: конференции, семинары, «круглые столы» по итогам практики; метод конкретных ситуаций (метод проблемных ситуаций, кейс-метод); деловые (ролевые) игры.
Итоговые конференции, семинары и «круглые столы» по результатам практики как формы активных методов обучения показывают степень развития исследовательских навыков студентов, их умение работать с информационными ресурсами, степень формирования профессиональных навыков и умений на основе усвоенных теоретических знаний. Дискуссия на «круглом столе» способствуют приобретению студентами навыков профессионального мышления, позволяет выявить ключевые проблемы профессиональной деятельности, определить позицию студентов по анализируемой проблеме, выработать алгоритм ее решения, учитывая собственный опыт, полученный во время практики.
Такие формы дают возможность обменяться опытом и знаниями, полученными студентами во время практики на предприятиях различных форм собственности, с различной корпоративной культурой, в разных структурных подразделениях.
4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Организация и порядок проведения производственной практики
Производственная практика позволяет обобщить материал, накопленный студентом ранее. Как правило, исходные данные по теме выпускной квалификационной работы студенты начинают собирать во время прохождения учебной практики, продолжают в период производственной практики и завершают во время преддипломной практики.
Перед началом производственной практики студенты заполняют индивидуальные договоры с базами практик о взаимном сотрудничестве при прохождении студентом производственной практики, подписывают их в установленном порядке на предприятии и сдают на кафедру. Подписанный (с печатью) договор сдается студентом не позднее, чем за 10 дней до начала практики. На основании договоров оформляется приказ, который подписывается ректором университета. Студенты направляются на практику в соответствии с данным приказом. Студенты, вовремя не сдавшие договор, не вносятся в приказ и не допускаются к прохождению практики. По решению кафедры для таких студентов могут быть установлены индивидуальные сроки и порядок прохождения практики, в противном случае они считаются неуспевающими исходя из Положения о текущей аттестации студентов университета.
Требования к отчету о прохождении практики
По завершении практики обучаемый составляет отчет о практике, структура которого соответствует плану практики.
Отчет содержит информационный и аналитический материал, собранный и проработанный обучающимся во время производственной практики (справочные, аналитические материалы и пр.), анализ результатов практики и выводы. Руководитель практики от кафедры дает конкретные рекомендации для обеспечения самостоятельной работы бакалавра (по сбору материалов, их обработке, анализу, форме представления), готовит устные вопросы для проведения аттестации по результатам производственной практики.
Отчет о работе в рамках производственной практики имеет следующую структуру: титульный лист; основная часть; заключение по практике.
Титульный лист является первой страницей отчета о прохождении производственной практики и содержит следующие сведения: наименование учебного заведения; фамилию, имя, отчество лица, проходившего производственную практику; наименование отчета; место прохождения практики; подписи руководителей и студента, печать организации-базы практики (см. Приложение 1).
Основная часть отчета о практике должна содержать данные, отражающие суть, методику, основные результаты, задачи, стоящие перед обучающимся; характеристику структурного подразделения организации, предоставившей базу практики; этапы прохождения практики; краткое описание выполненных работ и сроки их осуществления; описание проведенных (практических) исследований, с указанием их направления; характеристику результатов исследований и др.; затруднения, которые встретились при прохождении практики.
Заключение содержит обобщение и оценку результатов производственной практики, включая: оценку полноты поставленных задач; оценку уровня проведенных практических исследований; рекомендации по преодолению проблем, возникших в ходе прохождения производственной практики и проведения научно-практических исследований; оценку возможности использования результатов исследований в НИР.
Приложение к отчету может содержать: образцы документов, которые практикант самостоятельно составлял в ходе производственной практики или в оформлении которых принимал участие; инструментарий проведения учебно-методических исследований; иные материалы, представляющие интерес для образовательной деятельности вуза.
Отчет о практике представляется руководителю и после проверки защищается на кафедре.
Во введении должны быть сформулированы цель и задачи работы, отражено краткое содержание отчета. Объем введения 1,5–2 страницы.
В заключении основные выводы по работе 1,5-2 страницы.
Объем отчета 25-30 страниц машинописного текста, размер шрифта 14, интервал 1,5. В таблицах шрифт 12. Выделение жирным шрифтом и курсивом запрещено, за исключением заголовков.
Нумерация страниц в отчете внизу посередине.
В приложение к отчету рекомендуется включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. К ним, в частности относятся, скопированные во время практики первичные документы, отчеты, планы, аналитические ведомости и другие информационные материалы.
В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения, как правило, располагаются в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.
Приложения должны иметь сквозную цифровую нумерацию: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
Учет выполнения работы в ходе производственной практики ведется каждым практикантом в контрольно-зачетной книжке (КЗК), которая сдается на кафедру. КЗК содержит краткое описание выполненных работ (записи проверяются и подписываются руководителем от базы практики), характеристику на студента-практиканта руководителя от базы практики, оценки руководителями деятельности студента-практиканта.
Примерные контрольные вопросы для проведения аттестации по итогам практики
1. Каковы назначение, цели деятельности, структура организации (учреждения), в которой проходила практика?
2. На основании каких учредительных документов функционирует данная организация (учреждение)?
3. Какими основными нормативно-правовыми актами руководствуется в своей деятельности данная организация (учреждение)?
4. Какие знания, умения и навыки были приобретены/развиты в результате прохождения практики?
5. Какие задания были выполнены в ходе прохождения практики? Какие документы (проекты документов) были составлены?