Цели и задачи стратегии социально-экономического развития
Центральный федеральный округ является частью более крупных социально-экономических систем – России, СНГ, мировой системы. Поэтому стратегия выражает место, которое макрорегион стремится занять в этой внешней для него среде. Исторически в Центральной России формировалась государственная идеология, национальная идентичность, интеллектуальный потенциал страны. Здесь создавалась основа экономики и отсюда в течение столетий к окраинам России текли финансовые и людские потоки, связывающие ее в единое целое.
Центральный федеральный округ по своей роли в стране и мире четко разделяется на две части – Московский регион и окружающее его периферическое кольцо. Московский регион обладает максимальной в стране концентрацией интеллектуального потенциала, во многом задает уровень производства наукоемкой продукции, темп обновления экономики и сферы услуг, распространения в стране всего нового, инновационного. Московский регион выступает для мирового сообщества как российский центр деловой активности и оказания бизнес-услуг, и его задача – соответствовать требованиям, предъявляемым в мире к столичным регионам и мировым городам по уровню сервисных и бизнес-услуг и комфортности пребывания.
Целью развития Центрального федерального округа на мировом уровне является превращение Московского региона в современный комфортный столичный центр мирового значения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- повышение транспортных возможностей, комфортности и безопасности перемещения за пределами и внутри региона;
- улучшение экологической обстановки;
- повышение уровня предоставления сервисных и бизнес-услуг.
Периферийное кольцо округа серьезного значения в общемировом смысле не имеет (кроме металлургического кластера и отдельных видов машиностроительной, химической и пищевой продукции).
Общероссийское значение Центрального федерального округа и особенно Московского региона чрезвычайно велико. Московский регион как главное в стране место оказания сервисных услуг высокого уровня (образовательных, медицинских, культурных, спортивных, торгово-развлекательных, научных, проектных, юридических, консалтинговых, финансовых, страховых, посреднических, транспортно-логистических и других) является центром притяжения населения и бизнес сообщества всей страны, является инициатором обновления экономики и социальной сферы России.
Целью округа на общероссийском уровне является сохранение лидирующих позиций в индустриально-постриндустриальном развитии страны, производстве интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции, оказания сервисных услуг высокого уровня.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- создание современной инфраструктуры производства интеллектуального продукта, формирование реальной основы перехода к экономике знаний;
- развитие инфраструктуры производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
- развитие инфраструктуры оказания сервисных услуг высокого уровня;
- развитие индустрии производства высокоточной машиностроительной продукции ракетно-космического, оборонного, транспортного и других назначений, выпуска бытовой техники;
- развитие химических и нефтехимических производств, лесопромышленного комплекса, пищевой и легкой промышленности;
- усиление роли округа в металлургическом комплексе страны;
- индустриализация аграрнопромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности страны;
- создание вместе со всей страной высоконадежной, гибкой и сбалансированной энергетической и транспортной инфраструктуры России.
Центральный федеральный округ – это люди, живущие здесь. И, безусловно, развитие макрорегиона должно обеспечивать возможности каждому жителю для улучшения качества его жизни, роста его благосостояния, при условии сохранения природных ресурсов и окружающей среды для нынешнего и будущих поколений жителей.
Для Центрального федерального округа в этом контексте наиболее адекватной является модель гармоничного развитиятерритории. Образ будущего Центрального федерального округа как территории гармоничного развития – это:
- макрорегион гармонично развитых людей;
- макрорегион с комфортным жизненным пространством;
- макрорегион с развивающейся эффективной экономикой.
Гармоничное развитие личности и максимальное использование потенциала каждого жителя должно происходить как в профессиональной, так и в культурно-досуговой сфере. Профессиональная реализация личности должна сопровождаться формированием нового рынка труда, развитием системы трудоустройства населения, особенно молодежи. Эти меры способны сократить и прекратить временную трудовую миграцию. Формирование такого рынка обуславливается с одной стороны мерами по смещению занятости населения в новые и наиболее перспективные сферы деятельности, а с другой стороны приоритетным развитием высокотехнологичных, наукоемких производств, требующих от персонала творческого подхода к работе и постоянного совершенствования профессиональных навыков. Благосостояние человека в таких условиях будет опираться на его личную инициативу и самостоятельность, способность к творческому труду.
Самореализация личности будет не полной, если не создать жителям условий для развития и равного доступа к удовлетворению своих потребностей в сфере непрофессиональных интересов. Государственная политика в сфере культуры, физкультуры и спорта, создания общественных объединений будет направлена именно на формирование таких условий.
Необходимым условием развития Центрального федерального округа является общедоступная социальная сфера, которая создает базис для гармоничного развития каждого жителя макрорегиона. Это требует существенной модернизации имеющейся инфраструктуры профилактики и лечения заболеваний, получения качественного востребованного обществом и экономикой образования, удовлетворения культурных запросов, занятий физической культурой и спортом.
Наукоемкие технологии могут коренным образом изменить социальную сферу региона в результате внедрения новых методов защиты здоровья и получения образования. Это позволит создать и внедрить новые стандарты обучения всех уровней, удовлетворить потребности экономики в квалифицированных кадрах.
Макрорегион гармоничного развития – это территория, на которой созданы все условия для формирования комфортного жизненного пространства, в том числе – здоровой экологии. В этом плане целью является принципиальное изменение отношения окружающего пространства к жителям – из ограничителя жизненных возможностей оно должно превратиться в мощное средство самореализации личности, доставляя каждому жителю дополнительные возможности для комфортной жизни. Это особенно актуально учитывая тяжелые и даже негативные экологические условия во многих городах и населенных пунктах Центрального федерального округа, проблемы с обеспечением многих территорий чистой водой, быстрое изменение климата.
Комфортная жизненная среда реализуется через создание удобного личного жизненного пространства, включающего обеспечение доступа населения к качественному и доступному жилью, создание и поддержание надежной инженерной инфраструктуры, обеспечение доступности всех современных информационных и коммуникационных возможностей (высокоскоростной интернет, современная связь, цифровое телевидение высокой четкости и др.)
При этом доступность жилья определяется, прежде всего, уровнем дохода человека.
Комфортное жизненное пространство предполагает также наличие благожелательной сферы обслуживания, которая реализуется через обеспечение удобного взаимодействия с органами власти и доступность повседневных услуг обеспечения жизнедеятельности. Главной задачей здесь выступает повсеместное внедрение информационных технологий при общении человека с властью и сферой обслуживания.
В Центральном федеральном округе особую важность имеет задача сохранения территорий естественной природы, биологического разнообразия, обеспечения рационального природопользования, и восстановления ландшафтного дизайна территории.
Жизненное пространство должно превратиться в место комфортного нахождения человека, что потребует расширения, реконструкции и строительства новых городских дорог, устранения пробок и исчезновения с улиц неупорядоченных парковок, оптимизации движения общественного транспорта, озеленения и благоустройства улиц, реставрации фасадов домов в крупных городах округа. Архитектура городов должна перестать быть агрессивной, а исторические объекты превратятся в средство привлечения туристических потоков.
Третьей составляющей гармоничного развития является формирование в макрорегионе развивающейся эффективной экономики. Основные принципы в этой части следующие:
- Принцип инновационности – возможность реализовывать масштабные инновационные проекты в интересах всей страны, в том числе на основе международного сотрудничества.
- Принцип ресурсоэффективности развития регионов (ресурсы в широком смысле – первичные ресурсы, полезные ископаемые, трудовые ресурсы, интеллектуальные ресурсы) – максимальное использование естественного и эволюционного потенциала территории.
- Кластерный подход в территориальном развитии, усиление специализации регионов.
- Рационализация транспортной сети, максимальное использование транзитных возможностей территории.
Критическим для Центрального федерального округа здесь является обеспечение качественного скачка в развитии инфраструктуры – транспортного и энергетического каркаса территории, социальной сферы.
Но кроме глобальных проектов и создания крупных предприятий нельзя упускать из виду развитие малых и средних предприятий, как более мобильных и восприимчивых к производству инновационной продукции, и как ключевой фактор снижения рисков монопрофильного развития населенных пунктов и всех сопутствующих этому негативных явлений.
В построении инновационной экономики макрорегиона особая роль отводится таким тенденциям мирового и российского технологического развития как разработка и внедрение нано- и биотехнологий, которые существенно изменят принципы создания высокотехнологичных продуктов как в промышленности, так и в АПК и здравоохранении.
Происходящие процессы интеграция России в мировые экономические структуры, в том числе возможное вступление в ВТО, предполагают изменение потоков движения товаров и услуг, что окажет существенное влияние на экономику макрорегиона. Данные процессы диктуют внедрение принципов благоприятствования условиям ведения торговли, увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг для всех участников рынка. Прогнозируемое при этом усиление конкуренции на внутреннем рынке, в сочетании с ускоренной модернизацией экономики и социальной сферы, повлечет за собой повышение конкурентоспособности макрорегиона в масштабе страны и мира.
Развитие эффективной экономики невозможно без мощного финансового обеспечения. Основой этого станет использование механизмов государственно-частного партнерства, активизация всех инструментов привлечения инвестиций в экономику Центрального федерального округа. При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического планирования, прогнозирования, бюджетирования, осуществления государственных закупок, нормативного правового регулирования и т.д. отводится методу программно-целевого бюджетирования.
Кроме того, в последние годы возникли серьезные противоречия между развитием г. Москвы как мегаполиса – крупнейшего сервисного, торгового, образовательного, научного, финансового, медицинского, спортивного и транспортного центра страны, города, в котором необходимо обеспечить комфортные условия жизни более чем 10,5 млн. жителей и исполнением им столичных функций. В первую очередь это выразилось в транспортном коллапсе города.
Существует также настоятельная необходимость сбалансированного развития г. Москвы и Московской области, теснейшим образом связанных общей транспортной, энергетической, социальной и сервисной инфраструктурой, а также наличием большого числа взаимосвязанных федеральных организаций и наконец, фактически, общим потенциалом трудовых ресурсов и территорий проживания, особенно с учетом сезонной миграции. По-существу г. Москва и Московская область вынуждены развиваться как единый Московский регион.
Оптимальным вариантом решения этих двух проблем, имеющих определяющее влияние на развития страны в целом, является строительство на территории Московской области нового, современного, экологичного города-спутника Москвы и перевод в него всех структур федеральной (исполнительной, законодательной, судебной) власти, дипломатического корпуса и необходимых организаций, обеспечивающих их безопасность и обслуживание.
Новый компактный столичный центр должен с одной стороны, находиться в пределах действия всех систем обеспечения безопасности столицы, и систем правительственной связи, с другой – находиться как можно дальше от Москвы, с тем чтобы московская агломерация не поглотила его, что свело бы на нет положительный эффект от передачи столичных функций. В этих условиях оптимальными для строительства федерального центра управления являются территории Московской области на расстоянии 70-100 км от Москвы. Передача столичных функций в этом случае снимет остроту транспортных проблем и повлечет снижение нагрузки на инфраструктуру Москвы, позволит оптимально организовать реальное совместное развитие инфраструктуры Москвы и Подмосковья. При этом будет создана новая мощная ось развития региона (в условиях наличия площадей для развития), инициируется развитие Большого бетонного кольца (трасса А-108) вокруг Москвы, магистральной и малой авиации, прилегающих областей и всего Центрального федерального округа.
Таким образом, стратегической целью макрорегиона является формирование пространства гармоничного развития, через создание условий для успешного развития человеческого капитала, формирование комфортной среды проживания и развивающейся эффективной экономики.
Стратегическая цель развития макрорегиона декомпозируется на подцели и задачи в соответствии с описанными выше стратегическими направлениями развития следующим образом: