Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ГатчинА»)

Миссия Гатчинского муниципального района включает комплексную реализацию следующих ключевых стратегических направлений:

- «Гатчинский муниципальный район – комфортное место жизни, работы и отдыха для всех категорий населения в городской и сельской местности в формате развития агломерации»;

- «Гатчинский муниципальный район – зона опережающего экономического роста межрегионального значения с формированием многоотраслевого социально-экономического комплекса, интегрированный в межрайонную систему экономических связей»;

- «Гатчинский муниципальный район – центр развития загородного отдыха и рекреации».

Миссия МО «Город Гатчина» включает комплексную реализацию следующих ключевых стратегических направлений:

- «МО «Город Гатчина» – центр промышленного производства»;

- «МО «Город Гатчина» – научно-инновационный центр федерального значения»;

- «МО «Город Гатчина» – центр международного туризма европейского уровня на основе сохранения уникального историко-культурного наследия всемирного значения (ЮНЕСКО)»;

- «МО «Город Гатчина» – комфортное место для жизни»;

- «МО «Город Гатчина» – центр межселенного обслуживания юга Ленинградской области»;

- «МО «Город Гатчина» – общественно-деловой центр»;

- «МО «Город Гатчина» – региональный транспортно-логистический узел».

Миссия администрации Гатчинского муниципального района: содействие повышению качества жизни населения и устойчивому сбалансированному развитию территории района путем формирования системы стратегического планирования, повышения эффективности муниципального управления и поддержания многостороннего и равноправного диалога между обществом, бизнесом и властью.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА – повышение качества человеческого капитала на основе инновационного социально ориентированного типа экономического развития.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО «ГОРОД ГАТЧИНА» – создание многоотраслевого полюса роста инновационной экономики в рамках системы Санкт-Петербургской агломерации на основе формирования высокого качества городской среды.

Система целей и задач стратегического развития Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина» основана на реализации Миссии, главных целей стратегического развития и приоритетных направлений, объединенных в формате «Стратегического ядра».

Стратегическое ядро

В основе определения приоритетов стратегического развития на долгосрочный период заложен инновационный подход, опирающийся на «Стратегическое ядро», разработанное главным специалистом отдела экономического развития и прогнозирования комитета экономики и инвестиций администрации Гатчинского муниципального района Миронковым М.А.

«Стратегическое ядро» – это визуализация представления основных направлений деятельности администрации муниципального образования с отображением основных системообразующих и системоформирующих связей между участниками стратегического планирования и элементами стратегического планирования.

Центральную часть «Стратегического ядра» занимаетАдминистрация Гатчинского муниципального района, объединяющая в себе систему муниципального управления, в том числе взаимодействие с органами местного самоуправления городских и сельских поселений. Реализация Администрацией функции стратегического управления включает в себя пакет механизмов реализации и управления стратегическим развитием по трём основным приоритетным направлениям развития: «Инфраструктура», «Услуги» и «Экономика», в рамках которых определяются системы целей и задач для каждого приоритетного направления. Основные функции Администрации в системе связей «Стратегического ядра»:

- управление стратегическим развитием (включающее систему стратегического планирования и управления);

- координация распределения ресурсов между приоритетными направлениями;

- осуществление мониторинга и контроля реализации приоритетных направлений стратегического развития;

- реализация межрегиональной социально-экономической политики, представление интересов Гатчинского муниципального района при Правительстве Ленинградской области, продвижение положительного имиджа Гатчинского муниципального района на мероприятиях различного уровня;

- корректировка целевых показателей в зависимости от изменений внешних и внутренних условий и факторов.

Приоритетное направление «Экономика» включает в себя деятельность всех субъектов экономической деятельности на территории Гатчинского муниципального района, в том числе: промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, научные организации, объекты отдыха и туризма, культуры и искусства, малый бизнес, а также коммерческие объекты в сфере услуг (в т.ч. транспортных).

Реализация данного приоритетного направления предполагается на основании принципов формирования условий экономического роста, позволяющих в каждом поселении сформировать эффективный диверсифицированный экономический комплекс с широким выбором мест приложения труда. Экономический комплекс должен быть открыт для развития межрегиональных связей, с приоритетом на развитии наукоёмких и инновационных технологий, с использованием и развитием конкурентных преимуществ, в том числе созданием и продвижением брендов и привлекательного инвестиционного образа (имиджа) Гатчинского муниципального района, а также на основании современного кластерного подхода. Ключевыми результатами развития приоритетного направления «Экономика» должны стать:

§ Формирование гибкого конкурентоспособного рынка труда в современных условиях развития агломерационных связей и повышения мобильности населения;

§ Создание комфортной среды (условий) для участников экономической деятельности на территории муниципального района, направленных на обеспечение нового качества роста.

Базовыми принципами развития экономического комплекса должны стать:

- инновационность;

- открытость к сотрудничеству;

- конкурентоспособность.

Приоритетное направление «Инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство» включает в себя набор базовых объектов инфраструктуры (инженерной, транспортной, муниципального имущества, материально-технической базы учреждений и предприятий обслуживания населения, необходимых для реализации, в первую очередь, полномочий муниципального района, объекты инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства и др.), необходимых для развития территории в целом, обеспечения высокого качества жизни и реализации приоритетных направлений социально-экономического развития.

Реализация данного приоритетного направления ориентировано на качественное развитие инфраструктуры, доступной всем категориям населения и удовлетворяющей спрос объектов экономики с учетом обеспечения инфраструктурных потребностей развития всех субъектов экономической деятельности и обеспечивающих качество жизни населения.

Базовыми принципами развития инфраструктуры и ЖКХ должны стать:

- надежность;

- комфорт;

- безопасность.

Приоритетное направление «Услуги» включает в себя полный спектр услуг: от широкого перечня видов социальных объектов обслуживания, муниципальных услуг, до услуг пассажирских перевозок, связи и интернет. В современных условиях развития высоких технологий особое внимание требует также направление информатизации сектора услуг на основе развития и внедрения современных информационных технологий, позволяющих повысить доступность, качество, а значит и эффективность предоставляемых услуг во всех сферах. Развитие данного приоритетного направления должно ориентироваться на достижение стандартов государственной политики, в том числе по снижению административных барьеров, развитию человеческого капитала, повышению качества жизни.

Базовыми принципами развития сектора услуг должны стать:

- качество;

- доступность (для всех слоев населения в городской и сельской местности);

- многообразие (удовлетворяющее все потребности населения, бизнеса и органов местного самоуправления, ориентированное на стимулирование спроса со стороны рекреантов и туристов, индивидуализацию предлагаемых услуг, в том числе за счет развития ресурса частных (коммерческих) услуг).

Развитие обозначенных трех приоритетных направлений происходит в условиях усиления социальных и экономических взаимных связей между ними, в том числе комплексное развитие приоритетных направлений обеспечивает в целом развитие человеческого капитала, являющегося ключевым ориентиром стратегического развития Гатчинского муниципального района. В том числе «Экономика» составляет основу формирования местного бюджета, обеспечивает создание мест приложения труда, многообразие товаров и услуг. От развития «Инфраструктуры» зависит качество роста экономики и качество жизни населения, качество предоставления услуг. «Услуги», в свою очередь, обеспечивают возможности повышения качества развития экономики и инфраструктуры, формируя спрос на развитие тех или иных секторов экономики и видов инфраструктуры, а также играя важную роль в обеспечении качества жизни населения, обеспечивая многообразие форм удовлетворения спроса со стороны всех потребителей.

По отношению к «Стратегическому ядру» определены две основные группы факторов, оказывающих непосредственное влияние как на определение стратегических направлений развития Гатчинского муниципального района, так и на принятие стратегических решений при выборе приоритетов, учитываемых в цепочке стратегического планирования:

1. ВНУТРЕННИЕ элементы «Стратегического ядра» (стратегические партнеры и ресурсы развития) составляют основу для выбора приоритетных направлений стратегического развития на долгосрочные период (к ним отнесены основные интересы участников стратегического планирования предпринимательского сообщества и населения, а также имеющийся и накопленный ресурсный потенциал Гатчинского муниципального района – все вместе составляющие основу конкурентных преимуществ и обеспечивающие внутренние возможности развития).

2. ВНЕШНИЕ элементы «Стратегического ядра» (стратегические партнеры внешней среды), оказывающие влияние на конкурентоспособность социально-экономического комплекса муниципального района в долгосрочной перспективе, являются по отношению к процессу социально-экономического развития муниципального района ключевыми движущими силами. В данную группу отнесены интересы внешних участников стратегического планирования, которые необходимо учитывать при стратегическом планировании Гатчинского муниципального района, оказывающие непосредственное влияние на социально-экономическое развитие территории Гатчинского муниципального района (это интересы стратегического развития соседних муниципальных районов и субъектов РФ, государственная и международная политика и экономика, а также внешние потребители услуг и товаров, бизнес-партнеры, садоводы и др.).

Администрация Гатчинского муниципального района, являясь центром «Стратегического ядра», выполняет роль связующего звена между всеми участниками и элементами «Стратегического ядра» (как внутренними, так и внешними) на местном уровне муниципального района. Роль администрации в структуре «Стратегического ядра» носит центральный системообразующий характер как основного субъекта стратегического управления развитием территории. При этом, в процессе управления ключевую роль играет развитие взаимных связей между администрацией и элементами внешней и внутренней среды:

- Взаимодействие администрации с предпринимательским сообществом основывается развитии стратегического партнерства;

- Взаимодействие администрации с населением и общественными объединениями основывается на открытом диалоге по оценке эффективности деятельности местного самоуправления, как основного индикатора достигнутых результатов стратегического развития;

- Управление ресурсами путем их использования и развития играет ключевую роль в реализации стратегического управления, обеспечивая возможности для развития территории.

Процесс управления стратегическим развитием в системе «Стратегического ядра» со стороны Администрации, включает в себя 3 уровня:

1. Первый уровень включает управление внутренними элементами «Стратегического ядра» (население-бизнес-ресурсы) и взаимодействие с внешними элементами (реакция на изменение внешних условий и интересов);

2. Второй уровень включает управление приоритетами социально-экономического развития;

3. Третий уровень включает управление внутренними процессами системы стратегического управления «Администрация Гатчинского муниципального района».

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЯДРО»

Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ГатчинА») - student2.ru

L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAvPlEbMMA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWsCMRSE74X+h/AKvdXElrayGkVqCx68VLf3x+a5 Wdy8LJunu/77plDwOMzMN8xiNYZWXahPTWQL04kBRVxF13BtoTx8Pc1AJUF22EYmC1dKsFre3y2w cHHgb7rspVYZwqlAC16kK7ROlaeAaRI74uwdYx9Qsuxr7XocMjy0+tmYNx2w4bzgsaMPT9Vpfw4W RNx6ei0/Q9r+jLvN4E31iqW1jw/jeg5KaJRb+L+9dRZezDv8nclHQC9/AQAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAvPlEbMMAAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== " filled="f" stroked="f">

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – повышение качества человеческого капитала на основе инновационного социально ориентированного типа экономического развития
Туризм и рекреация
Малое предпринимательство
Промышленная политика
Агропромышленная политика
Приоритетное направление «ЭКОНОМИКА»
Приоритетное направление «УСЛУГИ»
Образование
Культура
Потребительский сектор
Спорт
Социальное обслуживание
Приоритетное направление «ИНФРАСТРУКТУРА, ЖКХ»
Жилищная политика
Коммунальная инфраструктура и газификация
Автомобильные дороги и автомобильный транспорт
Охрана окружающей среды и благоустройство территории
Безопасность жизнедеятельности
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ··· Бюджетная политика ··· Градостроительная политика ··· Инвестиционная политика
Взаимодействие между уровнями местного самоуправления
Институты гражданского общества
···Структура и функции администрации; ···Кадровая политика; ···Система документов стратегического планирования; ···Система управления муниципальным имуществом; ···Анализ и совершенствование механизмов реализации; ···Система мониторинга реализации Стратегии.  
Внешние стратегические партнеры
Взаимодействие с участниками стратегического развития:
Повышение эффективности процессов управления:


Таблица 43.

Сопоставление целевых блоков документов стратегического планирования Гатчинского муниципального района и Ленинградской области

Стратегия социально-экономического развития Гатчинского муниципального района (в том числе МО «Город Гатчина») до 2030 года Концепция социально-экономического развития Ленинградской области до 2025 года
Приоритетные направления Стратегические блоки
Главная цель социально-экономического развития Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина» – повышение качества человеческого капитала на основе инновационного социально ориентированного типа экономического развития Основная стратегическая цель - достижение показателей роста экономики и развития социальной сферы области темпами выше среднероссийских, достижение нового качества социально-экономического роста, обеспечивающего устойчивость и сбалансированность развития
Приоритетное направление «Экономика» обеспечение условий для динамичных и устойчивых темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе с приоритетом формирования новой модели качественного роста инновационной экономики в условиях изменения внешних и внутренних факторов развития страны и региона. Перспективная экономическая специализация Гатчинского муниципального района должна носить диверсифицированный характер, обеспечивающий формирование устойчивой экономической базы городских и сельских поселений и полюса роста в МО «Город Гатчина» (с прилегающими территориями) Промышленная политика создание благоприятных условий для развития деятельности и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, расположенных на территории муниципального района, а также привлечения новых предприятий путем формирования промышленных площадок, оказания содействия их инфраструктурного обустройства, стимулирования развития смежных видов деятельности и инфраструктуры, оказания поддержки и сопровождения реализации крупных инвестиционных проектов Цель 1 Обеспечение экономического роста темпами не менее 5% ВРП в год: развитие традиционных секторов экономики Ленинградской области; стимулирование развития секторов "новой" инновационной экономики (формирование новых дополнительных источников роста); развитие инвестиционной деятельности в Ленинградской области
Агропромышленная политика обеспечение динамичного развития всех сфер агропромышленного комплекса, повышение его эффективности и конкурентоспособности, достижение на этой основе территориального самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции путем содействия комплексному решению социально-экономических проблем развития сельских территорий, выработки скоординированной политики в области муниципальных закупок сельскохозяйственного сырья и продовольствия, промышленных товаров, используемых в агропромышленном комплексе
Туризм и рекреация создание условий для формирования высококачественных туристских продуктов и развитие рынка многообразных рекреационных услуг, отвечающих современным стандартам качества, ориентированных на создание условий отдыха местного населения, удовлетворение спроса со стороны жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и внешних туристов
Малое предпринимательство создание благоприятного предпринимательского климата, направленного на диверсификацию экономического комплекса городских и сельских поселений, создание мест приложения труда, реализацию предпринимательской активности населения, а также обеспечение социальной стабильности и роста доходной базы местных бюджетов городских и сельских поселений
Приоритетное направление «Инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство» обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания населения, ведения экономической деятельности, в том числе путем обеспечения бесперебойного предоставления услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, повышения эффективности системы обращения с твердыми бытовыми отходами в соответствии с санитарными нормами и правилами и другими обязательными требованиями, установленными законодательством Жилищная политика создание условий для развития жилищного строительства и реконструкции муниципального и частного жилищного фонда, обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, создание условий по предоставлению конкурентоспособных услуг в сфере содержания и ремонта жилищного фонда Цель 2 Обеспечение сбалансированного развития территории области: сбалансированное развитие муниципальных образований Ленинградской области, в том числе путем создания специальных условий для развития группы муниципальных районов, имеющих в долгосрочном периоде повышенные риски снижения потенциала социально-экономического развития; инфраструктурное развитие территории, включая повышение качества объектов коммунального хозяйства, рост обеспеченности жильем, развитие региональной транспортной сети и т.д.; развитие агломеративных связей с Санкт-Петербургом, включая направления в сфере жилищной, социальной, транспортной политики и синхронизации стратегий развития регионов; развитие международного и регионального сотрудничества; повышение экологической устойчивости территории
Коммунальная инфраструктура и газификация обеспечение условий проживания населения и ведения хозяйственной деятельности путем улучшения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, создания и эксплуатации коммунальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения установленного уровня качества коммунальных услуг обеспечение условий для строительства и реконструкции объектов газовой инфраструктуры в рамках реализации Программ развития газоснабжения и газификации Ленинградской области и ОАО «Газпром»
Автомобильные дороги и автомобильный транспорт создание условий устойчивого функционирования и развития инфраструктуры внешнего транспорта (в том числе автомобильных дорог местного значения, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства), направленное на обеспечение стабильного экономического роста городских и сельских поселений и удовлетворение спроса на автомобильные пассажирские перевозки с учетом требований обеспечения безопасности дорожного движения, улучшения технического и эксплуатационного состояния, повышения качества обслуживания и содержания объектов дорожной инфраструктуры, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения
Охрана окружающей среды и благоустройство территории сохранение, защита и улучшение условий окружающей среды для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения, обеспечение рационального использования природных ресурсов
Безопасность жизнедеятельности обеспечение условий безопасной жизнедеятельности населения и развития территории муниципального района путем предупреждения негативных последствий возможных аварий и стихийных гидрометеорологических явлений и процессов, развития эффективной системы быстрого реагирования на возникающие угрозы
Приоритетное направление «Услуги» реализация комплекса вопросов социальной политики, развития сферы услуг, направленных на повышение качества жизни, создание условий для развития экономического комплекса, удовлетворение спроса всех категорий и слоев населения, а также внешних потребителей, в том числе путем развития направления «индивидуализации услуг», создания условий для развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания услуг населению, в том числе создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению муниципального заказа по оказанию услуг населению, создание прозрачной и конкурентной системы поддержки негосударственных некоммерческих организаций на уровне муниципального района, оказывающих услуги населению Образование организация эффективной системы предоставления населению общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях Цель 3 Повышение качества человеческого капитала, создание благоприятных условий для эффективной занятости населения и его проживания на территории области: создание условий для улучшения демографической ситуации на территории Ленинградской области; создание условий для получения доступного и качественного образования; развитие рынка труда Ленинградской области; создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи; повышение эффективности и для доступности социальных услуг населения; создание условий для развития культурного и духовного потенциала; развитие спорта и спортивной инфраструктуры
Культура создание условий и возможностей для максимального вовлечения каждого человека в разнообразные формы творческой и культурно-досуговой деятельности с использованием современных технологий и с учётом конкурентной среды
Потребительский сектор создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте в пределах благоприятной территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса
Спорт создание условий, обеспечивающих возможность для населения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность спорта
Социальное обслуживание модернизация и развитие сектора социальных услуг, повышение эффективности предоставляемых услуг в сфере социальной поддержки населения и повышение доступности социального обслуживания населения
Повышение эффективности системы стратегического управления   Цель 4 Повышение эффективности государственного и муниципального управления: повышение эффективности, а также оптимизация структуры государственного и муниципального управления; создание системы управления проектами развития; повышение эффективности бюджетного управления; снижение уровня дотационности муниципальных образований Ленинградской области; повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с обществом

Наши рекомендации