Чего пытается достичь компания?

"Качество ґ- в первую очередь". "Производственные запасы - замороженные деньги". "Сбалансированный поток вместо полной загрузки[2]". Это всего лишь некоторые из девизов, которые скандируются организациями индустриального менеджмента. В восьмидесятых годах мы стали свидетелями трех могучих течений менеджмента - Всеобщее управление на основе качества (TQM), Точно вовремя (JIT) и Теории ограничений (TOC)[3], которые бросили вызов почти всему, что раньше принималось за аксиому. Все эти течения скромно начинали как локальные технологии. Сейчас все они распространяются со скоростью звука.

Мы начинаем понимать, что первоначальные суждения об их применимости были слишком узкими. Я думаю, и вы, вероятно, согласитесь, если я опишу их сегодняшнее понимание следующим образом:

Пришло время осознать, что основная задача JIT не только уменьшение производственных запасов в цехах, это не просто механистическое исполнение технологии "канбан[4]". Это, несомненно, новая всеобщая философия управления.

Пришло время осознать, что основная задача TOC не только фокусироваться на устранении узких звеньев в производстве. Это, несомненно, новая всеобщая философия управления.

Пришло время осознать, что основная задача TQM не только качество продукта, это не просто механистическое применение статистического контроля качества. Это, несомненно, новая всеобщая философия управления.

Мне не нужно спрашивать заметили ли вы сходства в этих суждениях. Тем не менее, все ли здесь понятно? Я думаю, нам следует задать два неизбежных вопроса:

В чем новизна этих всеобщих философий управления? Поскольку раньше все эти течения воспринимались, как обособленные технологии, мы понимаем и по достоинству можем оценить их новизну. Но мы сталкиваемся с очень громкой фразой "новая всеобщая философия управления". Это не так-то просто проглотить. Новая локальная технология не оправдывает эти громкие слова. Во-первых: эти течения ограничиваются производственными площадями. К чему тогда слово "всеобщая"? Во-вторых: раз уж они такие могучие, почему их раньше не называли философией управления.

Сколько существует новых философий управления, три или одна? Как только мы опишем наше текущее представление и выразим его в строгой словесной форме, тогда и только тогда у нас будет возможность оказаться перед выбором.

Поскольку мы не ответили на эти два вопроса, оставим их на будущее, когда мы окажемся первыми в списке "поборовшие конец квартала". Это будет стартовой площадкой для поиска ответов на эти очевидные вопросы. Фраза "новая всеобщая философия управления" может быть подтверждена только после полной смены фундаментальных принципов управления. Любое улучшение небольшого аспекта управления, неважно насколько обширное, никогда не оправдает такой громкой фразы.

Вероятно самым фундаментальным вопросом, с которого можно начать, "Почему создается организация?" Я не верю, что любая организация создается исключительно только ради того чтобы просто быть. Каждая организация создается для достижения целей. Таким образом, сколько бы мы не обсуждали любое действие, в любом отделе компании, существует только один способ остаться в рамках логичного рассуждения, оценивать это действие по воздействию на всеобщие цели компании.

Тривиально. Но из этого короткого аргумента следует вывод о фундаментальных принципах фирмы. В первую очередь необходимо определить общее предназначение организации, или как я предпочитаю называть - цель организации. Затем показатели. Но не просто показатели, а такие показатели, которые дают возможность оценить воздействие каждого конкретного управленческого решения на достижение всеобщих целей компании.

Если мы собираемся найти сколько-нибудь значимые показатели, в первую очередь необходимо найти цель организации, а затем, если мы не нашли ничего необычного - показатели.

Давайте начнем с цели. Вы уже наверно заметили, что очень трудно сформулировать исчерпывающее определение. Поэтому давайте потратим некоторое время на это. Кто должен определять цель компании? Нет необходимости быть семи пядей во лбу, чтобы дать ответ на этот очевидный вопрос. Цель организации должна определяться исключительно ее владельцами. Любой другой ответ только заставит нас переопределить понятие владельца.

Вот мы уже и столкнулись с проблемой. У нас достаточно опыта, чтобы сказать, что не имеет значения, с какой компанией мы имеем дело, почти все они окружены одинаковым набором групп влияния общества. Группа влияния - это группа, которая имеет власть разрушить предприятие, или, по крайней мере, нанести значительный урон, если ей не понравится некоторые черты поведения предприятия. Похоже, им надо дать слово. Но это неизбежно означает, что владельцы не имеют исключительного права определять цели. Никуда не денешься.

Чтобы выбраться из этого противоречия необходимо достичь ясности в различении понятий: цель организации и ограничения, накладываемыми на ее поведение. Организации следует стараться достичь своей цели, не выходя за рамки диктуемые группами влияния. То есть стараться достичь своей цели без ущерба для этих групп.

В промышленном предприятии, клиенты, несомненно, группа влияния. Они диктуют необходимый уровень качества товара и качества обслуживания. Если этот уровень не достигнут, клиенты просто не будут покупать товар. Но, конечно, никто не говорит, что клиенты могут диктовать цели организации, или каким то образом выбирать ее.

Персонал - тоже группа влияния. Они требуют обеспечить необходимый минимум безопасности работы и заработную плату. Если предприятие игнорирует эти требования, есть риск забастовки. Но это не означает, что рабочие - как персонал - могут формулировать цели организации.

Наше правительство - тоже группа влияния. Правительство, и местное в том числе, налагает свои ограничения. Например, максимальный уровень загрязнения воды или воздуха. Если завод нарушает их, очень вероятно, что предприятие закроют, несмотря на его отчисления налогов. Но это не значит, что правительство укажет, что должно быть целью организации, конечно, если вы не живете в России. Но даже там это совершенно логично, поскольку правительство - собственник предприятия.

Цель компании ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в руках ее владельцев. Если мы имеем дело с промышленным предприятием, мы называем их "акционерами". Поэтому вопрос "Что является целью предприятия?" эквивалентно вопросу "Почему акционеры инвестируют свои деньги в предприятие?" Для того чтобы чего достичь?

В свете вышесказанного, что вы думаете компании, которая декларирует: "Цель нашей организации обеспечивать качество продукции и давать высокий уровень сервиса"? Такая компания, видимо, имеет уникальных акционеров. Они видимо, инвестируют свои деньги, чтобы похвалиться на фуршете, что их компания обеспечивает лучший уровень сервиса. Это ваша компания? Скорее всего, нет.

Или рассмотрим предприятие, цель которого стать самым-самым. Они собираются захватить весь рынок. Вероятно, акционеры инвестируют свои деньги потому, что у них мания величия. Но самым смехотворным утверждением, которое, к сожалению, очень часто встречается в учебниках, является цель - выживать. Это заявление ставит акционеров фирмы в категорию самых альтруистических человеческих существ.

Если хотя бы одна акция компании обращается на бирже Wall Street, цель компании должна определяться громко и внятно. Мы инвестируем свои деньги через Wall Street, чтобы делать еще больше денег и сегодня и завтра. Это цель любой компании, чьи акции обращаются на рынке.

Необходимо сделать пояснение, что все эти рассуждения не для того чтобы убедить, что "цель компании зарабатывать как можно больше денег" и только в этом. Основная мысль - "владельцы компании имеют исключительное право определять цель". Даже если мы имеем дело с частной компанией, никто извне не может определить ее цель. Мы должны спросить цель прямо у ее владельцев.

Неприятно наблюдать, как в огромном количестве учреждений высшее руководство затрудняется назвать цель компании. Это затруднение зачастую приводит к неправильному курсу и постепенному развалу. Обслуживание клиентов, качество продукции, хорошие человеческие взаимоотношения - несомненно необходимые условия, иногда даже определяющие. Но это не цель. Персонал компании служит инвесторам, которые за это платят. Удовлетворение персоналом клиентов всего лишь означает, что это более эффективное служение интересам инвесторов.

Абсолютно ничего нового. Да, иногда много сомнений, но ничего нового. Поэтому чтобы найти, что же нового в этих всеобщих философиях управления, у нас нет другого выбора, как применить анализ и проверить вторую сущность - показатели.

Остановимся на показателях

Показатели есть прямое следствие выбранной цели. Невозможно выбрать критерии, характеризующие деятельность компании до того, как будет определена цель. Например, использование денежно ориентированных показателей для оценки деятельности армии или церковной организации представляется совершенно смехотворным.

В этой главе мы вплотную займемся достаточно распространенным случаем компании (пока еще не общим), чья основная цель и сегодня и завтра - зарабатывать деньги. Данный анализ не применим для других типов компаний, хотя, ход рассуждения очевидно сходен.

Мы оцениваем деятельность фирмы по ее финансовым показателям. Когда мы говорим "Итоговые показатели[5]", мы подразумеваем не один критерий, а два. Первый - абсолютный, чистая прибыль[6](NP). Эту цифру можно взять из "отчета о прибылях и убытках". Второй - относительный, например, рентабельность инвестиций[7](ROI), либо возврат на объем активов, либо рентабельность акционерного капитала. Существует еще третий критерий, который не является численным показателем - денежный поток[8], хотя он является очень важным.

Необходимо заметить, что эти итоговые показатели не просто какие-то показатели. Они пригодны для оценки цели[9]. Кроме этого они дают возможность оценить воздействие единичного управленческого решения для достижения цели фирмы. Каждый менеджер знает, что обычные "основные показатели" не способны дать такой оценки.

Что же, прежние показатели не позволяли этого? Нет, мы конечно не собираемся пускаться в бесконечный анализ всех существующих показателей используемых в различных подразделениях различных компаний. Это мартышкин труд, особенно если учесть, что зачастую главные из них напрямую зависят от настроения большого босса, дня недели, а может быть и от состояния погоды. Тем не менее, намного проще и продуктивнее будет заняться некоторыми умственными упражнениями.

Такие упражнения один из самых мощных инструментов используемых в физике. Называются они Gedunken эксперимент. Они никогда не проводятся в реальности, вы всего лишь воображаете ситуацию (Gedunken означает "мысленный" по-немецки). У вас достаточно опыта, чтобы предсказать результаты достаточно точно. Совершенно не обязательно необходимости производить их на самом деле. Давайте начнем.

Для начала опишем компанию. Мы ищем критерии оценки деятельности для компании, чья цель делать с каждым днем все больше денег[10]. Что будет производить компания? Черные металлы? Наукоемкую электронику? Ширпотреб? Какое это имеет значение? Имеет. Мы должны понять, что это примеры физических продуктов компании, а не то, что она производит. Согласно нашему определению цели организации, то, что компания производит (или должна производить) - это деньги. Таким образом, мы совершенно спокойно можем назвать компанию как "машину по производству денег".

Вообразите, что вы вошли в магазин, который торгует такими машинами. Их тысячи в магазине и вы определенно хотите приобрести одну. Какие исходные данные от продавца вам нужны, чтобы сделать свой выбор? Как только мы определили, какая исходная информация вам нужна мы в самом деле, сформулировали критерии.

Но помимо критериев, нужно по видимости учесть некоторые необходимые условия. Поскольку в этом эксперименте необходимо сформулировать критерии, а необходимые условия могут коренным образом отличатся для различных компаний, то давайте предположим, что вообще все машины в магазине соответствуют нашим необходимым условиям. Поэтому как только мы сформулируем что нам необходимо для принятия решения, мы на самом деле конструируем необходимые показатели. Однако помните, что мы вправе рассчитывать только на исчерпывающую информацию продавца, но выбирать придется самим.

Первая необходимая порция информации, которая приходит в голову: "А много ли машина производит денег?" Но будьте бдительны. Предположим, что продавец ответит: "Одна один миллион долларов, вторая - всего полмиллиона". Допустим, мы выбираете первую, но оказывается, что она производит $1000000 за 10 лет, а вторая полмиллиона за год. Не думаете ли вы, что мы напрасно злимся на продавца? Почему? Он ведь исчерпывающе ответил на вопрос. Проблема не в нем, а в нас. Мы спросили то, что хотели узнать.

Но что мы на самом деле хотим знать? Скорость. Так давайте спросим. "С какой скоростью машина зарабатывает деньги?" Не забывайте, что это не просто физическая абстракция, это живая компания и ее скорость генерации денег зависит от внешних обстоятельств.

Давайте попытаемся еще раз. С какой скоростью машина генерирует доход? Предположим, что ответ таков: "Одна один миллион долларов в месяц, вторая - полмиллиона". Мы опять выбираем первую и обнаруживаем, что через 3 месяца она совсем развалилась, когда другая работает и работает. Опять виноват продавец?

И опять мы должны прояснить, что именно подразумеваем, задавая наш вопрос. Нам ведь интересна не только текущая скорость генерации дохода. Мы подразумеваем скорость, как функцию времени. Если бы мы все ясно понимали, продавец был бы вынужден сообщить, что скорость у первой машины через 3 месяца упадет до нуля. Зачем же тогда тратить время, обвиняя других, если мы можем урегулировать эту проблему выражаясь более точно?

Есть еще одно следствие, которое необходимо прояснить. Мы хотели бы знать вероятность предсказаний продавца. Любое число ведь является всего лишь оценкой искомой величины. Мы должны потребовать указать и вероятность оценки. С учетом вышесказанного понятно что именно подразумевается под вопросом: "С какой скоростью машина генерирует доход?"

Это все? Конечно же нет. Мы ведь не можем забыть про стоимость машины. Но будем опять внимательны. Что мы подразумеваем под стоимостью? Стоимость это одно из тех скользких слов, которые имеют множество интерпретаций. Мы можем спросить: "Сколько стоит?" и подразумевать цену приобретения. А можем подразумевать операционные расходы - сколько стоит ее содержание. Одна интерпретация относится к сфере инвестиций, вторая - к сфере расходов. Это совершенно разные интерпретации. Необходимо помнить, что можно разбогатеть от разумных инвестиций, но никогда от постоянных выплат. Однако обе интерпретации жизненно важны.

Как же нам сформулировать вопрос? Спросить цену покупки недостаточно. Мы столкнемся с очень неприятным сюрпризом, если обнаружится, что необходимо двигать горы или брюхо компании настолько прожорливо, что обеспечение его оборудованием и материалами обойдется дороже стоимости самого предприятия. Я бы предпочел спросить: "Какое количество денег связывает машина?" И опять настаивайте на получение ответа как функции от времени и с приемлемым уровнем оценки вероятности.

Деньги, связываемые машиной, не означают, что вы уже ими не владеете. Это означает, что как только вы отвлечете часть этих средств на другие нужды, машина не сможет производить продукцию, или, по крайней мере, будет делать это не так эффективно. Совершенно другой вопрос, который еще необходимо задать: "Сколько нужно заливать денег[11]и как часто, чтобы у машины постоянно крутились колеса?"

Наши рекомендации