Кривая предложения зависит от цены и условий предложения – она поднимается снизу вверх и слева направо.
Закон предложения — при увеличении цены на товар его предложение тоже увеличивается при прочих равных условиях и наоборот.
К неценовым факторам (детерминанты предложения), влияющим на величину предложения, относятся:
1. цены на ресурсы(например: производители покупают для производства более дешёвое сырьё т.е. уменьшают затраты, при прежних ценах на готовую продукцию соответственно имеют возможность производить больше продукции).
2. налоги и субсидии
3. число продавцов (чем больше производителей (продавцов) на рынке, тем больше величина совокупного предложения и наоборот);
4. изменение технологии производства (например: если ручной труд заменить машинами, произойдёт увеличение производительности труда, следовательно предложение товара вырастет);
5. цены на другие товары ( например: повышение цен на йогурт переключит производителей кефира на производство йогурта соответственно предложение кефира снизится);
6. инфляционные ожидания (распространение слухов об увеличении цены на соль приведет к массовым закупкам этого товара, от чего его запасы резко снизятся, а это приведет к увеличению оптовых и розничных цен, которые вследствие появления в обществе панических настроений не «отпугнут» покупателей).
Вопрос 4:
Равновесие – это ситуация на рынке, когда желания производителей и потребителей совпадают и при данной цене объём предложения равен объёму спроса.
Равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, который готовы купить покупатели.
Например: для определения равновесной цены построим кривую спроса и предложения:
Цена
Цена за 1 кг. | Величина предложения | Величина спроса | избыток | |
. 2 . | ||||
. | ||||
4 . . 1 | ||||
. . равновесная цена | ||||
. 3 . | ||||
. дефицит . | ||||
10 20 30 40 количество |
На основании данных примера все условия сделок можно разделить на четыре зоны:
1-я мёртвая зона, так как при данных ценах и соответствующего количества товара нет покупателей.
2-я зона это область заинтересованности только продавцов, так как нет покупателей готовых приобретать товары по данным темам.
3-я зона – это заинтересованность покупателей, так как нет производителей способных реализовывать товар по столь низким ценам.
4-я зона – это область возможных сделок.
Равновесная цена устанавливается в точке пересечения кривой спроса и предложения (оптимальная цена)
Если цена на рынке меньше равновесной – это дефицит (нехватка товаров).
Дефицит – это ситуация на рынке, при которой величина объёма спроса превышает предложение.
Если цена на рынке выше равновесной – это избыток..
Избыток – это превышение предложения товара над его спросом (рынок затоваривается)
Экономическое равновесие – это состояние экономической системы в целом или её отдельного звена, которое характеризуется общей сбалансированностью, взаимным уравновешиванием противостоящих друг другу условий, факторов, определяющих развитие данного процесса или явления.
Вопрос 5:
Эластичность — показатель интенсивности реакции спроса или предложения в ответ на изменение цены или других факторов (в процентном выражении).
К эластичнымпо цене товарам относятся те, у которых есть заменители. Неэластичным называется спрос, величина которого практически не изменяется при изменении цены.
К неэластичным по цене товарам относятся товары первой необходимости (хлеб, молоко, соль, сахар и др.), и эксклюзивные товары недоступные вследствие очень высокой цены большей части населения (дорогие автомобили, квартиры в элитных районах и др.)
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменяется спрос на определённый товар при изменении его цены на 1%.
Эластичность спроса = процентное изменение спроса
по цене процентное изменение цены
Если эластичность больше 1, то спрос на товар эластичен.
Пример.
Цена на автомобили выросла на 10 %, при этом спрос на них сократился на 20 %. Это означает, что коэффициент эластичности спроса на автомобили равен 20 / 10 = 2, т. е. спрос на автомобили очень эластичен.
Если эластичность меньше 1, то спрос на товар неэластичен
Пример.
При повышении цен на сигареты на 10% спрос на них сократился на 5 %. Тогда коэффициент эластичности спроса на сигареты равен 5 /10 = 0,5, т. е. спрос слабо реагирует на повышение цены, он неэластичен.
Если эластичность равно 1 – когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент (единичная эластичность)
Эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменяется объём покупок при изменении дохода на 1%.
Эластичность спроса = процентное изменение спроса
по доходу процентное изменение доходов
Если эластичность спроса больше 1, то речь идёт о предметах роскоши или товарах длительного пользования (мебель, бытовая техника)
Если эластичность спроса равна 1, то говорят о нейтральных или нормальных благах (спрос на кондитерские изделия)
Если эластичность больше 0, но меньше 1, то речь идёт о неэластичных по доходу предметах первой необходимости.
Если эластичность меньше 1, то говорят, что это малоценные блага, спрос на которые сокращается по мере роста дохода потребителя (хлебобулочные изделия).
Вопрос 6:
Перекрёстная эластичность – это изменение спроса на данный товар при изменении цен на другие товары.
Для анализа данного вида эластичности все товары делятся на:
1. товары заменители (например: кофе растворимый или в зёрнах, масло и маргарин и т.д.),
2. комплиментарные (дополняющим) товары (например кофе и кофеварка),
3. независимые товары (например увеличение цен на продукты не скажется на спросе на автомобили).
Коэффициент перекрёстной процентное изменение спроса на товар X
эластичности товаров X и Y = процентное изменение спроса на товар Y
Если перекрёстная эластичность больше 0, это значит, что товары взаимозаменяемы
Если перекрёстная эластичность равна 0, это значит, что товары независимы.
Если перекрёстная эластичность меньше 0, это значит, что товары комплиментарные (взаимодополняющие).
Пример.
Десяти процентное повышение цен на кофе вызовет пятипроцентный рост спроса на чай. Тогда перекрёстная эластичность = 5/10 = 0,5, что больше 0, значит товары взаимозаменяемые.
Эффект Гриффена –это ситуация на рынке, при которой повышение цены на определённый товар вызывает увеличение спроса на него/
Этот товар называется «низшим» - спрос, на который находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя.
Например: бедная семья, где все доходы идут на питание, а хлеб воскресное угощение, в будние дни питается более дешёвой пище, например овсяной кашей. Рост цены на овсянку заставит семью отказаться от хлеба. Парадокс Гриффена заключается в том, что рост цены на овсянку заставляет семью не сокращать, а увеличить её потребление.
Первый закон Энгеля:чем выше уровень жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего качества.
Закон Энгеля