Тема 1.1: Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов.
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Экономика»
Магомедова Г.П.
Закариялова Б.М.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..…………………3
Раздел I. Экономика и экономическая наука
Тема 1.1 Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов………………………………………..…………..3
Тема 1.2 Факторы производства и факторные доходы………………………………...7
Тема 1.3 Типы экономических систем……………………………………………………12
Тема 1.4 Собственность. Конкуренция………………………………………………….14
Раздел II. Семейный бюджет
Тема 2.1 Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование…………………………………………………………………..16
Тема 2.2 Рациональный потребитель……………………………………………………18
Раздел III Рыночная экономика
Тема 3.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие…………………………...........22
Тема 3.2 Экономика фирмы: цели, организационные формы………………………..29
Тема 3.3 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда………………………………………………………………..31
Тема 3.4 Издержки. Выручка……………………………………………………………38
Тема 3.5 Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок………………………42
Раздел IV. Труд и заработная плата
Тема 4.1 Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда……………44
Тема 4.2 Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы….46
Раздел V. Деньги и банки
Тема 5.1 Понятие денег и их роль в экономике………………………………………..48
Тема 5.2 Банковская система. Финансовые институты………………………………..49
Тема 5.3 Инфляция и ее социальные последствия……………………………………..50
Раздел VI. Государство и экономика
Тема 6.1 Роль государства в экономике. Общественные блага………………………..52
Тема 6.2 Налоги. Система и функции налоговых органов…………………………….55
Тема 6.3 Государственный бюджет. Государственный долг………………………….57
Тема 6.4 Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы……………….59
Тема 6.5 Основы денежной политики государства…………………………………….64
Тема 1.1: Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов.
Вопросы:
Понятие экономики.
Потребности, блага и услуги, ресурсы. Экономические потребности общества. Свободные (не экономические) и экономические блага.
Важнейшие экономические ресурсы и их ограниченность.
Тема 1.2: Факторы производства и факторные доходы.
Вопросы:
Факторы производства.
Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.
Прибыль. Структура прибыли. Рентабельность.
Рента. Земельная рента.
Формы и системы зарплаты
Зарплата
повременная сдельная
Форма форма
простая повременная прямая индивидуальная
повременно-премиальная косвенно-сдельная
помесячная оплата сдельно-прогрессивная
сдельно - премиальная
аккордно – сдельная
При повременной форме оплаты труда заработная плата рассчитывается исходя из показателей:
1) отработанное время;
2) тарифная ставка соответствующего разряда.
Для расчета сдельной заработной платы используют показатели:
1) расценка (плата за одно изделие);
2) количество изготовленной продукции.
В качестве показателей премирования используются:
1) рост производительности труда;
2) улучшения качества продукции;
3) снижение материальных затрат;
4) освоение новой технологии и др.
Вопрос 3:
Прибыль –этоконечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, источником средств, для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет.
Структура прибыли.
Выручка
–
себестоимость
=
Прибыль от реализации
+
Прибыль от прочей реализации
+
Прочие доходы
-
Прочие расходы
=
Балансовая прибыль (налогооблагаемая прибыль + не облагаемая налогом прибыль)
-
Налог на прибыль
=
Чистая прибыль
Для оценки уровня эффективности работы предприятия рассчитывается показатель рентабельности.
Рентабельность- это относительный показатель, который соизмеряет прибыль с текущими затратами или прибыль с авансированными вложениями.
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности, рассчитывается в процентах.
Основные показатели рентабельности:
1. рентабельность продукции - характеризует долю прибыли на один рубль затрат.
Рентабельность = прибыль от реализации продукции_________ * 100%
Закон предложения.
Цена
Цена за 1 кг. | Величина предложения | Величина спроса | избыток | |
. 2 . | ||||
. | ||||
4 . . 1 | ||||
. . равновесная цена | ||||
. 3 . | ||||
. дефицит . | ||||
10 20 30 40 количество |
На основании данных примера все условия сделок можно разделить на четыре зоны:
1-я мёртвая зона, так как при данных ценах и соответствующего количества товара нет покупателей.
2-я зона это область заинтересованности только продавцов, так как нет покупателей готовых приобретать товары по данным темам.
3-я зона – это заинтересованность покупателей, так как нет производителей способных реализовывать товар по столь низким ценам.
4-я зона – это область возможных сделок.
Равновесная цена устанавливается в точке пересечения кривой спроса и предложения (оптимальная цена)
Если цена на рынке меньше равновесной – это дефицит (нехватка товаров).
Дефицит – это ситуация на рынке, при которой величина объёма спроса превышает предложение.
Если цена на рынке выше равновесной – это избыток..
Избыток – это превышение предложения товара над его спросом (рынок затоваривается)
Экономическое равновесие – это состояние экономической системы в целом или её отдельного звена, которое характеризуется общей сбалансированностью, взаимным уравновешиванием противостоящих друг другу условий, факторов, определяющих развитие данного процесса или явления.
Вопрос 5:
Эластичность — показатель интенсивности реакции спроса или предложения в ответ на изменение цены или других факторов (в процентном выражении).
К эластичнымпо цене товарам относятся те, у которых есть заменители. Неэластичным называется спрос, величина которого практически не изменяется при изменении цены.
К неэластичным по цене товарам относятся товары первой необходимости (хлеб, молоко, соль, сахар и др.), и эксклюзивные товары недоступные вследствие очень высокой цены большей части населения (дорогие автомобили, квартиры в элитных районах и др.)
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменяется спрос на определённый товар при изменении его цены на 1%.
Эластичность спроса = процентное изменение спроса
по цене процентное изменение цены
Если эластичность больше 1, то спрос на товар эластичен.
Пример.
Цена на автомобили выросла на 10 %, при этом спрос на них сократился на 20 %. Это означает, что коэффициент эластичности спроса на автомобили равен 20 / 10 = 2, т. е. спрос на автомобили очень эластичен.
Если эластичность меньше 1, то спрос на товар неэластичен
Пример.
При повышении цен на сигареты на 10% спрос на них сократился на 5 %. Тогда коэффициент эластичности спроса на сигареты равен 5 /10 = 0,5, т. е. спрос слабо реагирует на повышение цены, он неэластичен.
Если эластичность равно 1 – когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент (единичная эластичность)
Эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменяется объём покупок при изменении дохода на 1%.
Эластичность спроса = процентное изменение спроса
по доходу процентное изменение доходов
Если эластичность спроса больше 1, то речь идёт о предметах роскоши или товарах длительного пользования (мебель, бытовая техника)
Если эластичность спроса равна 1, то говорят о нейтральных или нормальных благах (спрос на кондитерские изделия)
Если эластичность больше 0, но меньше 1, то речь идёт о неэластичных по доходу предметах первой необходимости.
Если эластичность меньше 1, то говорят, что это малоценные блага, спрос на которые сокращается по мере роста дохода потребителя (хлебобулочные изделия).
Вопрос 6:
Перекрёстная эластичность – это изменение спроса на данный товар при изменении цен на другие товары.
Для анализа данного вида эластичности все товары делятся на:
1. товары заменители (например: кофе растворимый или в зёрнах, масло и маргарин и т.д.),
2. комплиментарные (дополняющим) товары (например кофе и кофеварка),
3. независимые товары (например увеличение цен на продукты не скажется на спросе на автомобили).
Коэффициент перекрёстной процентное изменение спроса на товар X
эластичности товаров X и Y = процентное изменение спроса на товар Y
Если перекрёстная эластичность больше 0, это значит, что товары взаимозаменяемы
Если перекрёстная эластичность равна 0, это значит, что товары независимы.
Если перекрёстная эластичность меньше 0, это значит, что товары комплиментарные (взаимодополняющие).
Пример.
Десяти процентное повышение цен на кофе вызовет пятипроцентный рост спроса на чай. Тогда перекрёстная эластичность = 5/10 = 0,5, что больше 0, значит товары взаимозаменяемые.
Эффект Гриффена –это ситуация на рынке, при которой повышение цены на определённый товар вызывает увеличение спроса на него/
Этот товар называется «низшим» - спрос, на который находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя.
Например: бедная семья, где все доходы идут на питание, а хлеб воскресное угощение, в будние дни питается более дешёвой пище, например овсяной кашей. Рост цены на овсянку заставит семью отказаться от хлеба. Парадокс Гриффена заключается в том, что рост цены на овсянку заставляет семью не сокращать, а увеличить её потребление.
Первый закон Энгеля:чем выше уровень жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего качества.
Закон Энгеля
Нормирование труда.
Доход предприятия.
Вопрос 1:
Издержки – совокупность расходов предприятия в денежном выражении.
Издержки – это затраты, которые несет фирма по организации производства и сбыта продукции.
Постоянные издержки (FC)– затраты, которые прямо не зависят от объема выпуска продукции и которые фирма несет даже при полной остановке производства.
Переменные издержки (VC)– затраты, которые прямо зависят от объема выпуска продукции и включают расходы на покупку сырья, энергии, производственных услуг и т.д.
Общие издержки (TC)– сумма постоянных и переменных издержек:
TC = FC + VC
Средние постоянные издержки (AFC)– постоянные затраты на единицу продукции, которую можно рассчитать по формуле:
AFC = | FC | |
Q |
Q –количество произведённой продукции
Средние переменные издержки (AVC)– переменные затраты:
AVC = | VC | |
Q |
Средние общие издержки – общие затраты на единицу продукции:
AC = AFC + AVC
или
AC = | TC | |
Q |
Предельные издержки - это дополнительные, или добавленные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Рассчитываются путем деления изменения общих издержек на изменение объема выпуска.
Вопрос 2:
Себестоимость – затраты связанные с производством и реализацией продукции
Факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно классифицировать по нескольким признакам.
1. По содержанию:
v технические факторы (внедрение новой прогрессивной техники, механизация и автоматизация производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда);
v технологические факторы (изменение ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости).
2. По времени возникновения
v планируемые факторы (ввод и освоение новых цехов; подготовка и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов; оптимальное размещение отдельных видов продукции по предприятию)
v внезапные факторы(производственные потери; изменение состава и качества сырья; изменение природных условий; отклонения от установленных норм выработки продукции и другие).
3. По месту возникновения
v внешние (независящие от предприятия) - экономическая обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы.
v внутренние (зависящие от предприятия) - производственная структура предприятия; структура управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла.
4. По назначению
v основные цены на материальные ресурсы и расход сырья и других материалов; техническая вооруженность труда; технологический уровень производства; норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции; организация производства и труда
v второстепенные факторы структура управления; природно-климатические условия; заработная плата производственных рабочих.
Смета затрат— полный свод затрат предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов.
В состав сметы включается четыре вида расходов:
1. материальные расходы (оборотные средства);
2. затраты труда (заработная плата и отчисления на социальные нужды);
3. затраты основных средств (амортизационные отчисления);
4. накладные расходы (расходы на реализацию продукции, косвенные налоги и др.)
Вопрос 3:
Ценообразование – это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или на услугу.
Способы ценообразования:
1. централизованное ценообразование означает формирование цен государством, базирующееся на издержках производства и издержках обращения;
2. рыночное ценообразование означает формирование цен, основанное на взаимодействии спроса и предложения.
Цена - это экономическая категория, означающая сумму денег, по которой продавец согласен продать, а покупатель - купить товар Цена— денежное выражение стоимости товара – продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Элементы цены | ||||
Себестоимость производства и реализации товаров (услуг) | Прибыль производителя | Косвенные Налоги (акциз, НДС) | Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника) | Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) |
Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.
Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определённого положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
Вопрос 4:
Доход – это результат хозяйственной деятельности фирмы за определенный промежуток времени, обычно за год.
Доход рассчитывается путем умножения цены продаваемых товаров и услуг на количество последних.
Различают: общий, средний и предельный доходы фирмы.
С показателем дохода тесно связанно понятие прибыли.
Виды дохода:
1. общий или валовый доход – денежная выручка фирмы от производства и продажи произведенной продукции, зависит от количества произведенной продукции и уровня цен за единицу времени.
2. средний доход - величина выручки в расчете на единицу изделия. (средний доход равен цене единицы товара).
3. Предельный доход – приращение валового дохода, которое получается от производства и реализации каждой дополнительной единицы продукции.
Прибыль – это доход фирмы за вычетом издержек
Виды прибыли:
Бухгалтерская прибыль – разность между общей выручкой и внешними издержками.
Экономическая или чистая прибыль – разность между общей выручкой и экономическими издержками. (излишек над нормальной прибылью, стимулирующий развитие предпринимательской активности).
Масса прибыли – это абсолютная величина полученной за определенный период прибыли в денежном выражении.
Норма прибыли (рентабельности) – относительный показатель прибыли.
Функции прибыли:
1. Учетная функция – состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности производства.
2. Стимулирующая – выражается в том, что прибыль выступает мощным генератором экономики, активизирует внедрение научных достижений и новых технологий.
3. Распределительная функция – проявляется посредством ее использования на нужды инвестиций и моральное поощрение работников.
Вопрос 1.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это часть рынка ссудного капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг.
Эмиссия– это изготовление и выпуск в обращение денег или ценных бумаг.
На фондовом рынке продаются ценные бумаги.
Рынок ценных бумаг – это система экономических отношений, которые складываются в процессе купли и продажи ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг подразделяют на два типа:
1) первичный;
2) вторичный.
Первичный рынок формируется в момент эмиссии ценных бумаг, т.е. когда происходит первоначальная покупка акций. На вторичном рынке осуществляется хождение ранее выпущенных ценных бумаг, их купля-продажа.
Вторичный рынок подразделяется на:
а) биржевой;
б) внебиржевой.
На биржевом рынке торговля ценными бумагами организована через фондовые биржи. А на внебиржевом торговля ценными бумагами может осуществляться без посредничества фондовых бирж.
Обычно, операции с ценными бумагами осуществляются на фондовой бирже. В её структуру входят брокерские компании, которые осуществляют биржевые операции (сделка по купле-продаже акций).
Фондовая биржа – это организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами, его деятельность контролируется государством.
Через фондовую биржу мобилизуются средства для долгосрочных инвестиций (вложений) в экономику, и для финансирования государственных программ. В ходе торгов на бирже устанавливается курс ценных бумаг, который определяется приносимым доходом в виде дивиденда или процента, уровнем ссудного процента, и соотношением спроса и предложения на рынке ценных бумаг. На фондовой бирже определяется рыночная цена, т.е. курс ценных бумаг. Одной из функций фондовой биржи является распространение информации о котировке ценных бумаг крупнейших эмитентов, а также информация о состоянии финансового рынка в целом.
Эмитенты– это те, кто выпускает ценные бумаги в обращение, и несёт обязательства по ним перед владельцами.
Таким образом, на фондовом рынке соединяется продавец и покупатель ценных бумаг, регистрируются курсы ценных бумаг, перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями.
Участниками рынка ценных бумаг являются:
1) эмитенты;
2) инвесторы (вкладчики);
3) фондовые посредники – это лица, которые обеспечивают связи между продавцами и покупателями ценных бумаг.
Вопрос 2.
Акция – это ценная бумага, которая выпускается акционерным обществом с целью мобилизации свободных денежных средств физических и юридических лиц.
Акция удостоверяет сумму внесенных денежных средств, дает право владельцу на участие в акционерном обществе, право на владение долей уставного капитала акционерного общества, участие в управлении, и право получения дивиденда.
Дивиденд – это часть прибыли акционерного общества, которая распределяется между участниками акционерного общества – акционерами, в виде дохода на принадлежавшие им акции.
Акция имеет номинальную стоимость и рыночный курс (стоимость).
Номинальная стоимость акции соответствует обозначенной на ней сумме.
Рыночная – фактическая стоимость, по которой она продается и покупается, т.е. курс акции определяется отношением дивиденда к банковскому проценту.
Курс = дивиденд по акции
акции банковский процент * 100%
Контрольный пакет акций это такое количество акций которое даёт владельцу право на управление акционерным обществом.
По курсу акций можно характеризовать состояние экономики, при кризисе курс снижается, а при экономическом подъеме растет.
Виды акций.
1) На предъявителя – продажа, перепродажа таких акций происходит свободно, по желанию владельца, не требует согласия акционерного общества.
2) Именные – эти акции заносятся в книгу регистраций акционерного общества, регистрируется их количество и время приобретения.
По характеру определения размеров и выплаты дивидендов различают:
1) простые акции:
2) привилегированные акции.
Простые акции дают владельцу право участвовать в управлении акционерным обществом, получать доход в размерах, зависящих от финансовых результатов деятельности акционерного общества в текущем году.
Привилегированная акциядает право владельцу на получение заранее определенного фиксированного дохода, не зависящего от итогов деятельности акционерного общества. Доход выплачивается в первоначальном порядке. Владельцы таких акций не могут участвовать в управлении акционерным обществом.
Облигация – это ценная бумага на предъявителя.
Она удостоверяет, что её владелец внёс определенную сумму денег, и подтверждает, что их номинальная стоимость должна быть возмещена в указанный срок с уплатой фиксированного процента. Этот процент выплачивается до выплаты дивидендов по акции. Такое возмещение называется погашением облигаций. Облигации не позволяют владельцу участвовать в управлении предприятием
Зарплата (Б)
Б0 | --------------------- равновесная ставка зарплаты | |||
А0 количество труда (А) |
Объединив кривую спроса и предложения труда можно определить равновесную ставку зарплаты.
Равновесие на рынке труда означает, что предприниматель согласен платить зарплату (Б0), находит на рынке необходимое количество труда (А0).
В положении равновесия находят работу все работники, желающие трудиться при ставке зарплаты Б0.
Минимум зарплаты является нижней границей оплаты труда, он выступает социальной гарантией со стороны государства.
Минимальная зарплата – законодательно установленный минимальный уровень зарплаты работника за выполнение минимальной нормы труда.
Зарплата – цена, выплачиваемая за использование труда наёмного работника.
Ставка зарплаты – цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течении определённого времени.
Номинальная зарплата – сумма денег, которую получает работник наёмного труда за свой труд.
Эта зарплата даёт представление об уровне дохода работника, но не гарантирует уровень его благосостояния.
Реальная зарплата – масса жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную зарплату.
Величина реальной зарплаты прямо пропорциональна номинальной и обратно пропорциональна уровню цен.
Реальная = номинальная зарплата
Зарплата индекс цен
Номинальная зарплата может повыситься, а реальная понизиться, если цены вырастут.
Основными формами оплаты труда являются:
1. повременная
2. сдельная
Повременная зарплата = тарифная ставка * отработанное время
Тарифная ставка –это оплата труда за единицу времени.
Сдельная зарплата = расценка * количество произведённой продукции
Расценка – это плата за одно изделие
Вопрос 1.
Безработица - это социально-экономическое явление, оно характеризуется незанятостью трудоспособного населения желающего работать, т.е. часть трудоспособного и желающего трудиться населения не может найти работу по своей специальности или трудиться вообще.
Следует различать понятия безработица и незанятость.
Безработным признается лицо, которое желает способно трудиться. ищет работу и зарегистрировано в службе занятости.
Занятость - это деятельность людей, которая обеспечивает получение дохода для удовлетворения личных потребностей на определенном законном основании.
Показатели безработицы:
Уровень безработицы;
Продолжительность безработицы;
Уровень безработицы отражает долю безработных в общей численности трудоспособного населения.
Уровень безработицы = (численность безработных / численность рабочей силы)*100% Трудоспособное население = занятые + безработные
Трудоспособное население = общая численность населения - дети и подростки до 14 лет,инвалиды, недееспособные н г.д.
Продолжительность безработицы - это время в течении которого человек оставался без работы.
Для рыночной экономики вредна как высокая безработицы так и чрезмерная занятость (5.5 - 6.5%).
Вопрос 2.
Виды безработицы:
Фрикционная;
Структурная;
Циклическая.
Фрикционная - связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности. Эта безработица среди лиц. которые ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Эта безработица характеризуется краткосрочным периодом, имеет добровольный характер, она существует всегда и везде, является элементом любой экономики.
Структурная - возникает в результате внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, при этом изменяется структура спроса на рабочую силу. Эта безработица среди лиц профессии которых устарели, она носиг вынужденный характер, отличается большой продолжительностью . потому что получение новой работы связано с переподготовкой.
Естественный уровень безработицы- это сумма фрикционной и структурной ( от 4 - 6%).
Циклическая- это вынужденная безработица, она обусловлена спадом в экономическом цикле, когда занятость сокращается и растет безработица.
Спад- это фаза экономического цикла , когда недостаточный спрос на товары вызывает сокращение производства.
Последствием циклической безработицы является не выпущенная продукция, отставание объема производства от возможного.
В период спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, а в период подъема в экономике эта безработица отсутствует.
Биржа груда- это государственная структура посредническое звено между работодателем и наемными работниками.
Через биржу труда государство оказывает воздействие на рынок труда. Пытается регулировать проблему трудоустройства.
Биржа труда изучает спрос и предложение рабочей силы в разных регионах. На бирже труда сосредотачивается информация о наличии рабочих мест. Биржа груда оказывает помощь в трудоустройстве; организует профессиональную переподготовку кадров; осуществляет регистрацию безработных и определяет пособие по безработице. Выполняет функцию: социальной
защищенности населения. Государство осуществляет регулирование занятости и рынка труда экономическими и законодательными методами. Определенную роль в этих вопросах играют профсоюзы.
Виды инфляции
1. По характеру протекания:
- открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
- скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
2. В зависимости от темпа роста цен
- умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);
- галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);
- гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
3. По степени расхождения роста цен по различным товарным группам
- сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
- несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Первопричина инфляции - диспропорции в развитии экономики, обусловленные нарушением закона денежного обращения.
Некоторые причины появления инфляции:
1) внутренние причины:
а) чрезмерная эмиссия, которая превышает истинную потребность в деньгах национального хозяйства;
б) большие масштабы капитального строительства, которое отвлекает денежные и материальные ресурсы на длительный период времени и вызывает сокращение текущего потребления населения;
в) огромные военные расходы, которые приводят к неэффективному использованию богатства общества;
г) кризис государственных финансов, при котором происходит значительное превышение расходов государства над доходами бюджета и растет огромный внутренний государственный долг;
д) необоснованное повышение цен и заработной платы;
2) внешние причины:
а) рост цен на мировом рынке, приводящий к подорожанию товаров, экспортируемых и импортируемых каждой страной;
б) структурные мировые кризисы;
в) увеличение внешнего долга;
г) войны, которые сопровождаются сокращением производства и ростом стоимости жизни.
Вопрос 2:
Инфляция спроса – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса.
Главные ее причины:
– расширение государственных заказов (военных и социальных);
– увеличение спроса на средства производства при полной загрузке предприятия и полной занятости;
– рост покупательной способности населения вследствие повышения заработной платы.
Избыточный спрос наталкивается на ограниченное предложение, которое не успевает за спросом, и происходит общий рост товарных цен, т. е. инфляция.
Инфляцияпредложения (издержек) – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны предложения.
Главные причины:
– олигополистическая практика ценообразования;
– экономическая и финансовая политика государства;
– рост цен на факторы производства.
Какая бы инфляция ни была, она вызывает сложные социально-экономические последствия:
1. перераспределение доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами и т.д.;
2. обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
3. неравномерный рост цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях, усугубляет диспропорции воспроизводства;
4. искажение структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту (ускоряется оборачиваемость денежных средств, увеличивая инфляционный процесс);
5. закрепление стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
6. сокращение инвестиций в народном хозяйстве и повышение их рисков;
7. обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
8. возрастание спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
9. активное развитие теневой экономики и ее «уход» от налогообложения;
10. снижение покупательной способности национальной валюты и искажение ее реального курса по отношению к другим валютам;
11. социальное расслоение общества, обострение антагонистических противоречий
Стагнация – долговременный застой в экономике.
Вопрос 1.
Наиболее распространенными в статистике макроэкономическими показателями являются:
1. Валовой национальный продукт – ВНП;
2. Валовой внутренний продукт – ВВП;
Национальный доход – НД.
Вопрос 4.
Экономический цикл – это