Государственные внебюджетные фонды
Госбюджет(от англ. budget — сумка, кошелек) – баланс государственных доходов и расходов за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны.
Бюджет всегда утверждается законодательным органом власти(Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.д.) и после этого приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
- Федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
- бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Основные функции бюджета заключаются в следующем:
- перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП);
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.
Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
Доходная часть показывает источники денежных средств бюджета; расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Доходы бюджетаформируются:
- на 85% из налоговых поступлений, включая взносы на социальное страхование;
- из неналоговых поступлений: прибыли государственных предприятий, сеньоража, доходов от продажи государственных ценных бумаг, доходов от приватизации, сдачи в аренду собственности государства и др.
В последние годы в России наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых.
Расходы государства классифицируются по целям:
· расходы на политические цели: национальную оборону и безопасность (содержание армии, полиции, судов); содержание госаппарата;
· расходы на экономические цели: содержание и обеспечение функционирования госсектора экономики; помощь (прежде всего, субсидирование) частному сектору экономики;
· расходы на социальные цели:соцобеспечение (выплат пенсий, пособий, стипендий); здравоохранение; образование; развитие фундаментальной науки; экологию.
С макроэкономической точки зрениявсе государственные расходы делятся на:
1) государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП), которые состоят из:
- расходов на государственное потребление,которые включают покупку государством потребительских товаров, оплату услуг государственных служащих, т.е. выплату жалования чиновникам, учителям, врачам;
- государственных инвестиций — покупки государством инвестиционных товаров для обеспечения процесса производства в государственном секторе экономики, т.е. расходы на строительство дорог, школ, больниц и т.п.
2) трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
3) выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы так же не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета).
Осуществление расходов федерального бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами, которого в России являются:
- достижение максимального финансового эффекта при минимуме затрат;
- целевой характер использования бюджетных ассигнований;
- предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
- безвозвратность бюджетных ассигнований.
В последние годы помимо принципа безвозвратности активно применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд, проценты по которым либо вовсе не взимаются, либо взимаются по низким ставкам.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (d).
В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
=0;d- если доходы и расходы бюджета равны, говорят о сбалансированном бюджете,
- если доходы больше расходов, говорят о профиците бюджета 0;> d,
- если доходы меньше расходов говорят одефиците бюджета,
0.< d
Сальдо госбюджета = Налог на прибыль корпораций + Индивидуальные налоги + Косвенные налоги – Государственные закупки – Трансфертные платежи – Расходы на обслуживание гос. Долга
Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
- долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
- фаза экономического цикла в стране;
- текущая политика государства.
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.
При спадедоходы бюджета сокращаются, поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается.
При буме,наоборот, дефицит бюджета уменьшается, а профицит увеличивается.