Номенклатура дел в организации
Номенклатура дел – систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Номенклатура дел составляется в целях классификации документов и формирования дел, обеспечения сохранности, поиска документов и учета дел. Она является классификационным справочником и используется для построения информационно-поисковой системы. Составляются номенклатура дел организации в целом и номенклатуры дел каждого структурного подразделения.
Типовая номенклатура дел составляется для однородных по характеру деятельности и структуре организаций. Она устанавливает единую систему индексации и обязательный состав дел, с указанием сроков их хранения, и представляет собой список типовых наименований дел. В нее включаются наиболее важные документы с указанием сроков их хранения, в том числе все дела постоянного хранения.
Типовые номенклатуры дел имеют обязательный характер, примерные – рекомендательный. Типовые и примерные номенклатуры дел после утверждения являются основой для составления дел конкретных организаций и их структурных подразделений.
Номенклатура дел структурного подразделения составляется лицом, ответственным за документацию, с привлечением ведущих специалистов, утверждается руководителем структурного подразделения.
Номенклатуры дел структурных подразделений, общественных организаций, комиссий и т.д. сводятся службой документации в номенклатуру дел организации, которая согласовывается с архивным органом (организацией) и утверждается руководителем организации.
Классификационная схема номенклатуры дел должна соответствовать структуре и направлениям деятельности организации.
Первым разделом номенклатуры дел помещается служба документации. Отдельными разделами включаются в номенклатуру дел дела общественных организаций.
Номенклатура дел организации составляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр хранится в службе документации, второй – остается в архиве, с которым согласовывалась номенклатура дел, третий – находится в качестве учетного документа в ведомственном архиве, четвертый – используется службой документации в качестве рабочего.
Номенклатура дел организации составляется на календарный год и вводится в действие с 1 января.
В течение года в утвержденную номенклатуру дел в графу "Примечание" вносятся сведения о заведении дел, о включении новых дел, об изменении сроков хранения, переходящих делах и т.д. Номенклатура дел организации является документом постоянного хранения.
Номенклатура дел пересоставляется и согласовывается заново в случае изменения функций и структуры организации, но не реже одного раза в 5 лет. При отсутствии таких изменений она ежегодно перепечатывается с соответствующими поправками и утверждается руководителем организации.
В номенклатуру дел организации включаются все документы, в том числе номенклатура дел, справочные и контрольные картотеки, документы, образующиеся в деятельности вычислительного центра. В номенклатуру дел организации включаются незаконченные дела,
Организации, не сдающие документы на госхранение, согласовывают свои номенклатуры дел с экспертной комиссией вышестоящей организации, поступившие из другой организации для продолжения, а также дела ликвидированных организаций, правопреемником которых является данная организация. Дела по вопросам, не разрешенным в течение одного года, являются "переходящими". Их заголовки вносятся в номенклатуру дел следующего года с тем же индексом.
Каждое дело, включенное в номенклатуру дел, должно иметь индекс. Индекс дела состоит из индекса структурного подразделения (по классификатору структурных подразделений) и порядкового номера дела в пределах подразделения. При наличии в деле нескольких томов (частей), индекс проставляется на каждом томе без изменения. Например, индекс дела 02–18, где 02 – индекс структурного подразделения, 18 – номер дела.
Заголовки дополнительно формируемых дел, не предусмотренные номенклатурой, вносятся в соответствующие разделы, для чего каждый раздел номенклатуры дел целесообразно начинать с новой страницы. Внутри каждого раздела дела помещают по группам с учетом степени важности, сроков хранения. Внутри каждой группы располагаются дела- постоянного хранения, затем временного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет).
В номенклатуру дел сначала включают дела с распорядительными документами вышестоящих организаций, затем с распорядительными документами данного учреждения, протоколы, штатные расписания, планы, отчеты, договоры, бухгалтерские документы, акты, переписку и др.
При определении сроков хранения документов необходимо руководствоваться действующими Типовыми и ведомственными перечнями документов с указанием сроков их хранения, типовой или примерной номенклатурой дел.
При включении в номенклатуру дел документов, не предусмотренных перечнями, срок их хранения согласовывается с архивом и ЭК (ЦЭК) организации и утверждается ЭПК государственной архивной службы.