Процентное количество золового остатка по отношению к навеске натурального топлива называют зольностью топлива.
Свойства золы играют большую роль в организации работы парового котла. Мельчайшие твердые частицы золы подхватываются потоком топочных газов и уносятся из топочной камеры, образуя летучую золу. Часть золы, расплавленной в ядре факела, выпадает в низ топочной камеры или прилипает к ограждающим стенам топки и при затвердевании образует шлаки, т. е. твердые растворы минералов, химический состав которых может отличаться от состава летучей золы.
Особое значение при организации процесса сжигания топлива имеют характеристики плавкости золы. Температуры плавления отдельных минералов и их сплавов сильно различны и находятся в пределах 2900-600°C. Поэтому плавление золы не происходит при какой-либо определенной температуре, а представляет процесс постепенного размягчения от твердого до жидкого состояния с ростом температуры. Температуры плавления золы определяют стандартным методом конусов, когда из золы прессуется пирамидка с заданными размерами и помещается в печь. В процессе нагрева отмечают следующие характерные значения температуры:
t1=1000–1200 ºС— начало деформации, когда появляется первое изменение формы пирамидки;
t2=1100–1400 ºС— размягчение, когда вершина пирамидки касается основания или принимает каплеобразную форму;
t3=1200–1500 ºС— жидкоплавкое состояние, соответствующее началу растекания по плоскости
Основным показателем поведения шлака является его вязкость.
Нормальное течение расплавленного шлака, находящегося в истинно-жидком состоянии, вдоль вертикальной или наклонной стенки имеет место при вязкости менее 200 П (пуаз). Температуру жидкого шлака, при которой он свободно вытекает из отверстия, называют температурой нормального жидкого шлакоудаления.
В процессе горения большая часть минерального состава топлива превращается в мелкую уносимую потоком газов летучую золу. В топках с различным тепловым режимом горения и шлакоудаления доля уноса летучей золы аун меняется от 0,85—0,95 до 0,2—0,4. Остальная часть в виде шлака выпадает в нижнюю часть топки и удаляется из-под нее: ашл=1—аун. Увеличение зольности топлива и количества летучей золы в потоке газов требует установки более дорогих золоулавливающих устройств после котла для защиты воздушного бассейна от загрязнения. При этом уменьшают скорости газов в конвективных газоходах во избежание истирания труб, а загрязнение поверхностей нагрева частицами золы ухудшает теплообмен. Все это делает конструкцию котла более громоздкой.
Влажность.Различают внешнюю и внутреннюю влагу.
Внутренняя влага входит в состав органического вещ–ват тл., ее принято наз. гигроскопической влажностью. Для бурых углей содержание Wги =10-13%, а у антрацитов Wги =1,5-2,5%. Знание Wги необходимо для оценки допустимой влажности угольной пыли во избежание слипания частиц (при повышенной ее влажности) или взрывоопасности пересушенной пыли.
Внешняя или механически удерживаемая влага остается в топливе после контакта с водой и сохраняется на поверхности за счет смачивания. Ее количество зависит от степени измельчения топлива и внешних условий при транспорте и хранении топлива.
Большая влажность рабочей массы топлива вызывает много трудностей при сжигании: â теплота сгорания, á расходы топлива и объемы продуктов сгорания, á потери теплоты с уходящими газами и затраты энергии на привод дымососов. á влажности газов вызывает усиление коррозии металла воздухоподогревателя, приводит к повышенному загрязнению поверхности нагрева. В тракте доставки топлива и при его переработке нарушается нормальное движение топлива вследствие потери сыпучести, а в зимнее время топливо смерзается.
Выход летучих веществ и коксовый остаток. Если сухую навеску твердого топлива положить в тигель и постепенно нагревать в инертной среде без доступа воздуха, то будет происходить уменьшение ее массы. При высоких температурах происходит разложение кислородсодержащих молекул топлива с образованием газообразных веществ, получивших название летучие вещества(СО, Н2, СН4 СО2 и др.). Выход летучих веществ из твердых топлив происходит в интервале температур 110—1100°С. Наибольший выход (до 95%) имеет место при температуре до 800°С. Поэтому условно за выход летучих веществ твердых топлив принимают уменьшение массы навески топлива после выдержки в тигле при t=850±25°С в течение 7 мин, отнесенное к горючей массе топлива Vг, %.
Поскольку выход летучих веществ прежде всего определяется содержанием кислорода в топливе, то он тем больше, чем топливо моложе. Так, у бурых углей Vг=45-50%, каменных Vг=25-40%, а у антрацитов Vг=3–4.
Твердый горючий остаток после выхода летучих называется коксом. Он может быть плотным (спекшимся) или порошкообразным.
В воздушной среде кокс воспламеняется при t = 900-1200°С. Летучие вещества, выделившиеся из топлива, обеспечивают более раннее воспламенение кокса, так как они сами воспламеняются при более низкой температуре, чем коксовый остаток (350—600°С), быстро повышая тем самым температуру коксовых частиц. Их влияние особенно велико на начальной стадии горения топлива. Чем выше выход летучих веществ, тем быстрее воспламеняется топливо и тем полнее оно выгорает.
Вопрос № 54
Технические характеристики мазутов и природных газов - вязкость, плотность, зольность, влажность, сернистость, температура застывания и вспышки, взрывоопасность и токсичность