Управление инновациями на предприятии

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод, которого означает «введение новаций». То есть, с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).

Новшество– это оформленный результат фундаментальных прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому: регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций; изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования; адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу; новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется; новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа; новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип; радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям.Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические; технологические; организационно-управленческие; информационные; социальные.

По преемственности выделяют следующие инновации: открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект; закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей; замещяющие; отменяющие; ретровведения.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить: инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Посферам деятельности предприятия и возможности примененияинновации подразделяются на: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Источником идеи для инновации могут выступать: открытие, научная идея, научная теория, явление; изобретение, ряд изобретений, лицензии; рационализаторские предложения; прочие ситуации.

Инновационная деятельность является деятельность, направленная на реализацию новшеств во всех сферах общественной жизни. К объектам инновационной деятельности относят:

1) охраняемые результаты интеллектуальной деятельности:

- объекты патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

- объекты авторских и смежных прав (произведения науки, программы для ЭВМ, базы данных);

- объекты, индивидуализирующие участников хозяйственного оборота и производимую им продукцию (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров);

- нетрадиционные объекты (топологии интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения);

2) неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности:

- идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты;

- научные теории и математические методы, решения и т.д.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию. Инновационный процесс включает следующие стадии: «наука – техника (технология) – производство – потребление».

Период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом, в зависимости от ряда факторов предприятие может осуществлять полный инновационный цикл:

- фундаментальные исследования;

- поисковые исследования;

- прикладные научно-исследовательские работы (НИР);

-опытно-конструкторские работы (ОКР);

- промышленное освоение;

- производство;

-сбыт.

Наши рекомендации