Факторы производства - ресурсы, необходимые для производства экономических благ

Основы экономики

Предмет экономики

ЭКОНОМИКА– сознательно построенная система удовлетворения материальных потребностей и обеспечения материальных условий жизни людей.

Микроэкономика –раздел экономики, изучающий поведение отдельных экономических субъектов(потребителей, производителей, отдельных рынков)

Макроэкономика –раздел экономики, изучающий экономические явления в масштабе страны или мировое хозяйство

Вопросы и проблема экономики

Цель экономической (хозяйственной) деятельности: удовлетворение материальных потребностей и обеспечение материальных условий жизни

Благо –ресурсы, имеющие экономическую полезность для удовлетворения потребностей

§ Свободные блага – те, что доступны всем в достаточном количестве (свет солнца, воздух, вода)

§ Экономические блага – те, чей доступный объём меньше потребности в них

Проблема экономики: безграничность потребностей и ограниченность экономических благ (средств, необходимых для удовлетворения потребностей)

Вопросы экономики:что, как, сколько, когда и для кого производить, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности

Экономические процессы

ПРОИЗВОДСТВО   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Факторы производства - ресурсы, необходимые для производства экономических благ - student2.ru ОБМЕН   ПОТРЕБЛЕНИЕ
превращение факторов производства в экономические блага в форме экономического продукта движение продукта от обмен товаров на товары производителя к потребителю использование продукта для удовлетворения потребностей

Факторы производства - ресурсы, необходимые для производства экономических благ

Вид фактора производства Характеристика Что включают Услуга фактора производства Факторный доход  
Земля даровые блага природы место расположения, почва, полезные ископаемые, воды, леса § возобновляемые – способные к самовоспроизводству § невозобновляемые – не способные к самовоспроизводству Рента –доход собственника земли за право её использования  
Капитал произведённые человеком средства производства § физический(сооружения, оборудование, транспортные коммуникации) и денежный (инвестиционный) § основной (многократно используемый) и оборотный (однократно используемый) Процент -доход собственника капитала за право его использования  
Труд люди с их физическими и интеллектуальными способностями Трудоспособное население Заработная плата  
Предпринимательские способности   умение организовать производство, эффективно использовать факторы производства Технологии производства и управления экономическими процессами Предпринимательский доход (прибыль)  
Информация  
  Факторный доход может § использоваться и присваиваться самим собственником; § отчуждаться на некоторое время (формируется рынок услуг факторов производства, например, рынок труда) § отчуждаться насовсем (формируется рынок факторов производства) Факторы производства нельзя потреблять непосредственно, поэтому на них производный спрос (зависит от спроса на произведённые с помощью них товары)
             


Организация производства

Разделение труда —исторически сложившийся процесс обособления отдельных видов трудовой деятельности Цель: повышение производительности труда за счет выработки навыков простых повторяющихся операций и сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями Виды: отраслевое, профессиональное, квалификационное, международное Специализация- ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов (по наличию факторов производства)

6. Прибыль (profit)= доход – издержки

6.1. Доходы (выручка)

§ от реализации: продажа товаров, дивиденды по собственным акциям, авторские права(роялти)

§ внереализационные доходы: от долевого участия в других фирмах, проценты по долговым обязательствам, от сдачи в аренду имущества

Экономический продукт

7.1. Предметы потребления –то, что непостредственно удовлетворяет потребности (пища, одежда, жильё, услуги и т.д.) потребительские товары –овеществлённый результат производства потребительские услуги –неовеществлённый результат производства 7.2. Средства производства– удовлетворяют потребности опосредованно, т.к. с их помощью создаются предметы потребления (сырьё, орудия труда, производственные помещения, транспортные коммуникации)

Функции рынка

§ информационная— рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

§ посредническая— рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

§ регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

§ ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

§ стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

§ координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Виды рынков

По территории: § местный § региональный § внутренний § национальный (внутренний + экспорт и импорт резидентов), § международный (экспорт и импорт резидентов) § мировой По объектам обмена: § рынок товаров и услуг § рынок факторов производства (труда, сырьевых ресурсов; недвижимости) § финансовый рынок (валютный, фондовый) § рынок интеллектуальной собственности По степени законности: § легальный (официальный) § нелегальный (теневой, чёрный)   По объёмам продаж: § оптовый § розничный По степени развитости экономической свободы: § свободный § регулируемый По степени насыщенности: § равновесный (спрос = предложение) § дефицитный (спрос > предложение) § избыточный (спрос < предложение)
Типы рыночных структур по степени конкурентности Конкуренция -соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция – в производстве взаимозаменяемых товаров Олигополия (олигопсония)- господство нескольких фирм Монополия (естественные и искусственные) Монопсония(много продавцов – один покупатель)
Количество фирм много много немного одна
Характер продукции (стандартная или дифференцированная) стандартная дифференцированная любая уникальная стандартная
§ Рыночные барьеры (объём первоначального капитала) § Юридические барьеры нет низкие высокие Непреодолимые (эффект масштаба) высокие
Контроль над ценами нет частичный частичный полный полный
Следствия   Рост произв. труда, качества товара, снижение цен, экономия ресурсов. Велики предприним. риски и издержки Активная рекламная кампания, обновление продукции. Ограничение объёмов производства для создания небольшого дефицита продукта. Олигополистическая взаимозависимость – учёт реакции конкурентов: - следование за ценовыми лидерами - обновление продукции Установление монопольно высоких цен увеличивает доходы фирмы. Снижение эффективности и сокращение объёмов производства. Рост цен, снижение покупательного спроса.Политика ценовой дискриминации (т.е. различия в ценах для разных групп потребителей; в зависимости от размеров партии приобретаемого товара; времени приобретения товара и т.д.) – применяется для увеличения спроса.

Виды монополий:

картель Договор о ценах и разделе рынка сбыта. Антимонопольная политика государства: § предотвращение антиконкурентных слияний фирм, § запрет сговора о ценах; разделе рынков сбыта, искусственного создания дефицита; § контроль за ценами естественных монополий
синдикат Объединение для совместного сбыта
трест Полное объединение собственности под руководством совета директоров
концерн Многоотраслевое предприятие

Основы экономики

Предмет экономики

ЭКОНОМИКА– сознательно построенная система удовлетворения материальных потребностей и обеспечения материальных условий жизни людей.

Микроэкономика –раздел экономики, изучающий поведение отдельных экономических субъектов(потребителей, производителей, отдельных рынков)

Макроэкономика –раздел экономики, изучающий экономические явления в масштабе страны или мировое хозяйство

Вопросы и проблема экономики

Цель экономической (хозяйственной) деятельности: удовлетворение материальных потребностей и обеспечение материальных условий жизни

Благо –ресурсы, имеющие экономическую полезность для удовлетворения потребностей

§ Свободные блага – те, что доступны всем в достаточном количестве (свет солнца, воздух, вода)

§ Экономические блага – те, чей доступный объём меньше потребности в них

Проблема экономики: безграничность потребностей и ограниченность экономических благ (средств, необходимых для удовлетворения потребностей)

Вопросы экономики:что, как, сколько, когда и для кого производить, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности

Экономические процессы

ПРОИЗВОДСТВО   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Факторы производства - ресурсы, необходимые для производства экономических благ - student2.ru ОБМЕН   ПОТРЕБЛЕНИЕ
превращение факторов производства в экономические блага в форме экономического продукта движение продукта от обмен товаров на товары производителя к потребителю использование продукта для удовлетворения потребностей

Факторы производства - ресурсы, необходимые для производства экономических благ

Вид фактора производства Характеристика Что включают Услуга фактора производства Факторный доход  
Земля даровые блага природы место расположения, почва, полезные ископаемые, воды, леса § возобновляемые – способные к самовоспроизводству § невозобновляемые – не способные к самовоспроизводству Рента –доход собственника земли за право её использования  
Капитал произведённые человеком средства производства § физический(сооружения, оборудование, транспортные коммуникации) и денежный (инвестиционный) § основной (многократно используемый) и оборотный (однократно используемый) Процент -доход собственника капитала за право его использования  
Труд люди с их физическими и интеллектуальными способностями Трудоспособное население Заработная плата  
Предпринимательские способности   умение организовать производство, эффективно использовать факторы производства Технологии производства и управления экономическими процессами Предпринимательский доход (прибыль)  
Информация  
  Факторный доход может § использоваться и присваиваться самим собственником; § отчуждаться на некоторое время (формируется рынок услуг факторов производства, например, рынок труда) § отчуждаться насовсем (формируется рынок факторов производства) Факторы производства нельзя потреблять непосредственно, поэтому на них производный спрос (зависит от спроса на произведённые с помощью них товары)
             

Организация производства

Разделение труда —исторически сложившийся процесс обособления отдельных видов трудовой деятельности Цель: повышение производительности труда за счет выработки навыков простых повторяющихся операций и сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями Виды: отраслевое, профессиональное, квалификационное, международное Специализация- ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов (по наличию факторов производства)

6. Прибыль (profit)= доход – издержки

6.1. Доходы (выручка)

§ от реализации: продажа товаров, дивиденды по собственным акциям, авторские права(роялти)

§ внереализационные доходы: от долевого участия в других фирмах, проценты по долговым обязательствам, от сдачи в аренду имущества

Наши рекомендации