Методика составления операционных бюджетов коммерческой организации.

При составлении оперативного (операционного) бюджета обязательно соблюдение последовательности:

1. разработка прогноза продаж предприятия;

2. формирование двух бюджетов (запасов и производства);

3. создание бюджетов (планов) коммерческих и административных затрат;

4. бюджет снабжения – данные для его составления изымаются из прогнозов продаж и фактического объема запасов;

5. создание бюджета производства: этот процесс плавно перетекает в формирование бюджета затрат основных материалов;

6. планирование косвенных затрат на производство, то есть издержек, которые придется нести компании на поддержание процесса в работоспособном состоянии;

7. формирование бюджета в отношении расходов и доходов предприятия касательно основных видов работ (деятельности);

8. прогнозирование баланса предприятия: проводится планирование возможного развития событий и заполняется балансовая форма на будущий период времени.

Алгоритм формирования главного (генерального) бюджета.

Генеральный бюджет – совокупность основных бюджетов, составленных для предприятия в целом. Состоит из операционного и финансового бюджета.

Формирование генерального бюджета предполагает определенную последовательность действий от разработки долгосрочной стратегии (бизнес-плана) до оптимизации оперативных планов (бюджета предприятия) с точки зрения его текущего и перспективного финансового состояния.

В процессе формирования генерального бюджета необходимо участие всех подразделений предприятия в целях выработки единой согласованной программы функционирования экономического субъекта на ближайшую перспективу.

Этапы разработки генерального бюджета:

1. постановка задачи, и сбор информации, необходимой для разработки бюджета;

2. изучение и анализ имеющейся информации;

3. анализ фактических результатов прошлых периодов;

4. формирование бюджета;

5. экспертная оценка бюджета;

6. принятие и утверждение бюджета.

Бюджетный анализ, его сущность и характерные черты.

Бюджетный анализ включает анализ исполнения бюджета и финансового состояния предприятия.

Целью бюджетного анализа является:

- оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

- обоснование финансово-бюджетной политики предприятия;

- обоснование параметров показателей при формировании бюджета;

- выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

- обоснование принятия и проверка выполнения решений в сфере управления;

- выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

- обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана поступления доходов в бюджет;

- обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

- выявление недостатков, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджета;

- определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

- выявление недостатков в ходе составления и исполнения бюджета, подготовка предложений по их устранению;

- совершенствование бюджетного процесса.

Виды бюджетного анализа.

В зависимости от видов бюджетного контроля различают три вида бюджетного анализа: перспективный, оперативный и ретроспективный.

Перспективный (прогнозный, предварительный) бюджетный анализ изучает экономические явления и процессы с позиций перспективы их развития и использования при формировании бюджетов.

Оперативный бюджетный анализ используется непосредственно при исполнении бюджетов при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия.

Ретроспективный анализ исполнения бюджетов проводится на основе итоговых результатов деятельности центров ответственности за период, установленный бюджетом.

36. Документальное оформление результатов бюджетного анализа.

Результаты анализа должны излагаться в отчете о результатах анализа в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе заключений и выводов, сделанных по итогам проверки.

Одновременно с проектом отчета подготавливаются проекты соответствующих документов, содержащих основные выводы по результатам анализа и рекомендации по повышению эффективности использования бюджетных средств, в адрес руководителя проверенного объекта и органов местного самоуправления, в компетенции которых находится решение поставленных вопросов, а также информационных писем в адрес органов местного самоуправления, организаций и учреждений, заинтересованных в результатах бюджетного анализа.




Наши рекомендации