Прогнозные оценки развития рынка, ожидаемые изменения
На потребление мясных продуктов в перспективе будут оказывать влияние такие факторы, как размер домашних хозяйств, увеличение доли работающих женщин, возраст, образование, доходы населения, миграционные процессы, стоимость продуктов питания, образованность и информированность потребителей, забота о здоровье.
Спрос на мясные продукты будет определяться не только потребностями, но и наличием средств для приобретения продовольствия. При дальнейшем увеличении доходов на рынке мяса и мясопродуктов возможны следующие перемены. Дополнительные деньги не пойдут на приобретение большего количества пищи. При низких доходах первостепенное значение имеет цена и количество продуктов питания. При высоких доходах возрастут требования к качеству, разнообразию, вкусовой гармонии, оформлению продуктов.
Состоятельные люди будут обращать внимание на ингредиенты, состав, натуральность и полезность продуктов для здоровья.
Возможны два варианта реализации стратегии развития рынка мяса и мясопродуктов.
Первый вариант – инерционный, при котором предусмотрены медленные темпы роста, определяемые на основе статистических данных за предыдущие годы.
Второй вариант – индустриально-инновационный, основанный на внедрении, повсеместном использовании новых инновационных технологий, продуктов при активизации аграрной политики и поддержке государства.
Проблема увеличения мясных ресурсов связана с имеющимися их резервами на всех стадиях производства, транспортировки, переработки и реализации мясных продуктов.
В качестве мероприятий по наращиванию объемов производства мяса предлагается расширенное воспроизводство стада, повышение мясной продуктивности реализуемого скота, уменьшение падежа животных, приоритетное развитие мясного скотоводства, проведение селекционно-племенной работы, улучшение кормления и оптимизация численности скота содержащегося на ферме. На мясоперерабатывающих предприятиях резервы увеличения мясных ресурсов связаны с более полным использованием побочного сырья, совершенствованием ассортимента продукции, применением белковых препаратов растительного и животного происхождения и новых видов упаковки, внедрением новых технологий производства.
В последние годы во многих странах принято объединение предприятий в кластеры на определенных территориях. В Казахстане ввиду исторически сложившейся специализации, природно-климатических условий, традиции в производстве и потреблении мясных продуктов возможно создание мясного кластера. Эффективность его функционирования будет выражаться в росте объемов производства мясных продуктов, улучшении их качества, снижении издержек производства и соответственно, цены, улучшении инфраструктуры, повышении занятости и доходов населения, в более тесном сотрудничестве предприятий на качественно новом уровне.
Правительство РК разрабатывает программы развития животноводства.
Например, госпрограмма развития животноводства «Сыбага» предусматривает не только кредитование малого и среднего фермерства, но и выделение средств на приобретение и развитие кормовой базы. По этой программе только в Акмолинской область запланировано завезти 15 тыс. голов крупного рогатого скота.
Программа, инициированная «КазАгро», рассчитана на пять лет. Ее главная задача – увеличение поголовья крупного рогатого скота. Самое главное, что кредиты могут получить и те, кто давно занимается животноводством, и те, кто только решился разводить племенной скот.
В Акмолинской области в рамках проекта планируется закупить 15 тыс. голов скота, организовать два репродуктивных хозяйства, столько же откормочных площадок, создать 80 фермерских хозяйств.
Ситуационный анализ (SWOT)
SWOT-анализ позволяет нам определить причины эффективности или неэффективности развития животноводства (КРС мясного направления).
Данный анализ показывает сжатую маркетинговую информацию, на основании которого можно сделать вывод о том, в каком направлении должна развиваться животноводство (КРС мясного направления), и в конечном итоге определить полученные ресурсы по сегментам. SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии.
Для стратегической перспективы, созданных в ходе реализации проекта, особенно значимы сильные стороны, так как они являются основой стратегии для достижения конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует анализа слабых сторон, для разработки мероприятий по их укреплению или устранению.
При анализе ситуации рынка и потенциала создаваемого предприятия были определены следующие сильные и слабые стороны проекта.
Сильные стороны | Благоприятные факторы ситуации |
-высокое качество продукции; -высокоэффективная порода КРС; - основная масса товара продается в непосредственной близости от производства; - мобильность к/х, возможность быстрого реагирования на изменение спроса потребителей; -эффективность ценообразования; -наличие опытных кадров | - выгодное расположение; - свободный рыночный сегмент; - быстрая окупаемость проекта |
Слабые стороны | Неблагоприятные факторы ситуации и риски |
- тяжелые климатические условия; | - высокая чувствительность потребителей к ценам; - сильная конкуренция на рынке; - эпидемии среди домашних животных - форс-мажор |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5.1 Технологический процесс
Условия содержания животных на молочно-товарных фермах зависят от хозяйственных и других конкретных условий. В настоящее время на фермах крупного рогатого скота применяются три способа содержания поголовья: привязной, беспривязный, комбинированный.
Привязной способ содержания животных применяется на молочных и мясомолочных фермах. Он характеризуется тем, что животные зимой находятся в стойлах на привязи, а летом – на выгульных площадках или в лагерях. При данном способе содержания каждому животному выделяется определенное место, оборудованное привязью, кормушкой, автопоилкой и средствами уборки навоза. При этом содержание коров требует больших затрат труда и денежных средств. Однако при привязном содержании возможно нормированное индивидуальное и групповое кормление коров в стойлах, экономное использование кормов и подстилки, возможности ухода за каждым животным.
Беспривязный способ содержания характеризуется тем, что животные содержатся группами без привязи в помещениях. При таком содержании животные имеют свободный доступ к кормам и воде. Этот способ содержания позволяет упростить процессы обслуживания животных, уменьшить количество необходимой техники, а за счет уменьшения амортизационных отчислений и транспортных операций снизить и себестоимость продукции. Однако непременным условием такого содержания является наличие необходимого количества кормов, производственных помещений и подстилочного материала.
При комбинированном способе содержания животные находятся в помещении на привязи, а в теплое время года весной, летом и осенью – на выгульных площадках. Этот способ содержания совмещает в себе элементы привязного и беспривязного способов содержания. Для группового нормирования кормления животных, при этом способе содержания, у кормушек на выгульно-кормовых площадках необходимо установить оборудование для фиксирования животных во время кормления.
Из рассмотренных способов содержания животных принимается привязной способ, так как хозяйство планирует организовать молочную ферму. Этот способ содержания животных даст хозяйству экономию кормов и подстилки, индивидуальный уход за коровами.