Понятие и виды материальных потоков
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
Материальный поток (МП) –грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Размерность (интенсивность) материального потока – объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (за месяц, за квартал).
При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.
Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:
- увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;
- проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана, единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).
Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов:
Виды материальных потоков:
1) по отношению к логистической системе:
- внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
- внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы;
- входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды и определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки;
- выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.
При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.
1) по натурально-вещественной форме:
- одноассортиментный;
- много ассортиментный;
2) по количественному признаку:
- массовым поток возникает в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.;
- крупные потоки - несколько вагонов, автомашин;
- мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями
3) по удельному весу:
- тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1т (при перевозках водным транспортом) и 0,5т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы;
- легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3;
4) по степени совместимости образующих поток грузов:
- совместимые;
- несовместимые;
5) по консистенции грузов:
- насыпные грузы (зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах;
- навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа обладают сыпучестью.
- тарно – штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.
- наливные грузы – грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.
Схематически классификация материальных потоков представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Классификация материальных потоков
Логистические операции
Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.
Логистические операции – совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Логистические операции с материальным и
информационными потоками
Логистические операции | |
с материальным потоком | с информационным потоком |
погрузка транспортировка разгрузка комплектация складирование упаковка | сбор обработка передача информации, соответствующей материальному потоку |
Классификация логистических операций приведена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Классификация логистических операций
Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка.