Понятие и виды материальных потоков

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток (МП) –грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Размерность (интенсивность) материального потока – объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (за месяц, за квартал).

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

- увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;

- проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана, единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов:

Виды материальных потоков:

1) по отношению к логистической системе:

- внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

- внутренний материальный поток образуется в результа­те осуществления логистических операций с грузом внутри ло­гистической системы;

- входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды и определяется сум­мой величин материальных потоков на операциях разгрузки;

- выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспорт­ных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

1) по натурально-вещественной форме:

- одноассортиментный;

- много ассортиментный;

2) по количественному признаку:

- массовым поток возникает в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.;

- крупные потоки - несколько вагонов, автомашин;

- мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями

3) по удельному весу:

- тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1т (при перевозках водным транспортом) и 0,5т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы;

- легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3;

4) по степени совместимости образующих поток грузов:

- совместимые;

- несовместимые;

5) по консистенции грузов:

- насыпные грузы (зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах;

- навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

- тарно – штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

- наливные грузы – грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Понятие и виды материальных потоков - student2.ru
Схематически классификация материальных потоков представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Классификация материальных потоков

Логистические операции

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.

Логистические операции – совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Логистические операции с материальным и

информационными потоками

Логистические операции
с материальным потоком с информационным потоком
погрузка транспортировка разгрузка комплектация складирование упаковка сбор обработка передача информации, соответствующей материальному потоку

Классификация логистических операций приведена на рис. 2.2.

Понятие и виды материальных потоков - student2.ru

Рис. 2.2. Классификация логистических операций

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка.

Наши рекомендации