КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПО МЕТОДУ “ АВС – КОСТ”

К концу 80-х годов прошлого столетия в странах с рыночной экономикой назрели предпосылки к изменению методов распределения накладных расходов, что предопределялось следующими обстоятельствами:

  1. Развитие производственных возможностей привело к значительному разнообразию выпускаемой продукции. Она стала отличаться по размерам, затратам ресурсов, сложности дизайна;
  2. Следствием автоматизации производственных процессов стал спад доли прямых трудовых затрат в структуре себестоимости продукции и рост накладных расходов. Нарушилась корреляция между накладными расходами и прямыми трудозатратами;
  3. Возросла стоимость ресурсов, не связанных напрямую с производственной деятельностью предприятий: расходы на логистику, наладку и переналадку оборудования, технический контроль продукции, расходы на продажу и т. д.;
  4. Автоматизация учетных процессов позволила применять более сложные методы обработки первичной информации.

Принципиальное отличие ABC-метода от других методов учета затрат и калькулирования состоит в порядке распределения накладных расходов.

Причины применения АВС–метода: возможность определения себестоимости товара, когда косвенные расходы превышают прямые расходы. Например: затраты на маркетинговые исследования, рекламные расходы.

Основа метода АВС – это операционный подход, в котором сначала определяется стоимость отдельных операций, выполняемых при разработке, изготовлении и сбыте продукции, затем для каждой операции подбирается соответствующая база распределения, с помощью которой в итоге вычисляется стоимость конечной продукции

Терминология метода АВС-кост

v Группа распределения затрат — детализированная группа косвенных расходов, которую можно идентифицировать с конкретными операциями (например, заработная плата инженера по технике безопасности).

v Операция — событие, задание или единица работы, имеющая определенную цель (оформление заказов на поставку материалов).

v Носитель затрат — это связующее звено между группой косвенных затрат и операцией (оформление заказов на поставку материалов можно измерить количеством оформленных заказов )

Алгоритм построения метода АВС-кост:

1. Деление бизнеса организации на основные виды деятельности (функции, или операции): оформление заказов на поставку материалов; эксплуатация основного технологического и вспомогательного оборудования; контроль качества полуфабрикатов и готовой продукции, их транспортировка и др. Количество видов деятельности зависит от ее сложности: чем сложнее бизнес организации, тем большее число функций будет выделено.

2. Идентификация накладных расходов организации с выделенными видами деятельности.

3. Присвоение каждому виду деятельности собственного носителя затрат, оцениваемого в соответствующих единицах измерения.

4. Оценка стоимости единицы носителя затрат путем деления
суммы накладных расходов по каждой функции (операции) на количественное значение соответствующего носителя затрат;

5. Определение себестоимости продукции (работы, услуги) путем умножения стоимости единицы носителя затрат на их количество
по тем видам деятельности (функциям), выполнение которых необходимо для изготовления продукции (работы, услуги).

10. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПО МЕТОДУ “ТАРГЕT – КОСТ”

Принято считать, что после того как пройден этап разработки продукта и выполнено калькулирование его себестоимости, продукт выводится на рынок по цене, покрывающей затраты на его производство и обеспечивающей достаточный уровень прибыли. На самом деле часто события развиваются в обратном порядке. Обычно компании уже знают, на какой уровень цен они могут рассчитывать, и проблема состоит в разработке продукта, себестоимость которого позволила бы обеспечить необходимый уровень прибыльности в сложившихся условиях. Как видим, вопрос себестоимости всегда остается центральным. Поэтому компании пытаются получить необходимый результат, используя Target Costing - целевое планирование затрат.

Система таргет-костинг - это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.

Отличие от традиционных способов ценообразования:

1) система таргет-костинг предусматривает расчёт себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.

2) для определения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса - от менеджера до простого рабочего - трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.

Алгоритм построения метода TАRGET – КОСТ

v Определение рыночной цены продукции. Использование средств маркетингового анализа. Продукт позиционируется в своем сегменте, выполняется конкурентный анализ. Определяются две важнейшие величины: базовая цена (TARGET PRICE) и возможный объем продаж.

v Уточнение требований к функциям и качеству. Определяется функциональность изделия и уровень качества и общих характеристик с точки зрения соответствия ожиданиям потребителя.

v Установление целевой прибыли для продукта (TARGET PROFIT). Ставка прибыльности продукта может устанавливаться исходя из: дивидендной политики, анализа доходности конкурентов, политики продвижения товара.

v Определение допустимой себестоимости продукта. Определяется как разница между базовой ценой и целевой прибылью. Для всех последующих расчетов допустимая себестоимость устанавливает предел затрат на разработку, производство, продвижение и продажу продукта.

v Расчет прямой целевой себестоимости производства продукции. Расчет отражает отраслевые особенности и особенности системы сбыта предприятия, системы доставки и хранения товара, особенности определения затрат и прибыли каждого участника сбытовой цепочки.

"+" таргет-костинг

1) в концепции таргет-костинг маркетинг словно "накладывается" сверху на управленческий учёт, т.е. функции маркетинга и проектирования реализуются совместно, а на "выходе" системы получается продукт, имеющий характеристики, максимально отвечающие ожиданиям потребителей, и наиболее вероятную цену реализации. При использовании системы таргет-костинг вся производственная деятельность предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром - целевой себестоимостью.

2) таргет-костинг прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами. Вообще следует отметить, что таргет-костинг прекрасно интегрируется в стратегический управленческий учёт - относительно новое и перспективное направление управленческого учёта.

3) родившиеся в Японии концепция таргет-костинг существенно отличается от популярного американского метода стандард-кост, известного у нас в стране благодаря многочисленным переводам американских учебников по управленческому учёту. Стандард-кост используется в основном для контроля затрат и оценки результативности, а таргет-костинг в первую очередь поддерживает стратегию снижения затрат на стадии проектирования продукта, то есть является стратегическим, а не сугубо операционным, инструментом.

4) фокусирование внимания на внешних (рыночных), а не исключительно на внутренних факторах. Таргет-костинг обеспечивает отделу маркетинга неплохие возможности принимать решения не только на основе изначально заданного уровня издержек, но и на основе параметров рыночного окружения.

5) таргет-костинг помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции. В своё время в японских компаниях таргет-костинг внедрялся скорее с целью мотивации своих сотрудников, чтобы те действовали в соответствии долгосрочными стратегиями, чем с целью обеспечения топ-менеджеров точной и детальной информацией о прибыли, целевых затратах и отклонениях.

Наши рекомендации