Лист согласования производственной практики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
ПМ 04. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Тольятти, 2017 г.
Лист согласования производственной практики
(по профилю специальности)
ПМ 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации
№ | Ф.И.О. | Учреждение (организация, предприятие) | Должность | Контактная информация (адрес, e-mail, служебный телефон | Подпись, печать |
ОДОБРЕНО |
Предметной (цикловой) |
комиссией |
Преподавателей специальности «Дошкольное и Специальное дошкольное образование» |
Председатель |
_________/ _______________ |
____ ____________20___ |
Программа производственной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее — СПО) 44.02.01 Дошкольное образование и примерной и рабочей программ профессионального модуля ПМ 04. Взаимодействие с родителями(лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации.
Разработчики:
Поротникова Е.А., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГАПОУ ТСПК
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Дьякова О.И., методист ГАПОУ ТСПК
Содержательная экспертиза: Гервальд И.В., зам. директора по УНМР ГАПОУ ТСПК
Внешняя экспертиза не предусмотрена
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласована:
Зам. директора по учебно-производственной работе ГАПОУ ТСПК
«___»____________ 20__ г. __________ И.Ю.Лебедева
(подпись) (И.О. Фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов | стр. | |
1. | Паспорт производственной практики (по профилю специальности) | |
2. | Результаты производственной практики (по профилю специальности) | |
3. | Структура и содержание производственной практики (по профилю специальности) | |
4. | Условия реализации производственной практики (по профилю специальности) | |
5. | Контроль и оценка результатов освоения производственной практики (по профилю специальности) | |
6. | Приложения |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
Результатом прохождения производственной практики (по профилю специальности) является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации, в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки):
Код | Наименование результата обучения |
ПК.4.1 | Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. |
ПК.4.2 | Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. |
ПК.4.3 | Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. |
ПК.4.4 | Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. |
ПК.4.5 | Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. |
В процессе освоения ПМ у студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
Объем производственной практики
(по профилю специальности)
Вид практики | Объем часов |
производственная | |
Итого: | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (по профилю специальности)
3.1. Тематический план производственной практики (по профилю специальности)
ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации
Иметь практический опыт | Виды заданий на производственную практику (по профилю специальности) | Основные показатели оценки выполненной работы | Критерии оценки | Примечание |
- планирования работы с родителями (лицами, их замещающими) | Разработайте перспективный план работы с родителями на год (в соответствии с планом педагога) | 1. Характеристика содержания перспективного плана работы с родителями | 1.1Запланированное содержание плана соответствует темам периода. 1.2.Запланированное содержание плана соответствует поставленным целям. 1.3. Запланированные мероприятия соответствуют требованиям организации воспитательно-образовательного процесса. 1.4. Последовательность проведения мероприятий соблюдена. 1.5. Заполнение перспективного плана соответствует заданным критериям. | Приложение 4 |
- наблюдения за детьми и обсуждения с родителями (лицами, их заменяющими) достижений и трудностей в развитии ребенка с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья | Осуществите наблюдение за ребенком в различных ситуациях, на основе которого составьте заключение (портрет ребенка) по следующим параметрам: - особенности самовыражения; - особенности общения; - особенности познавательной деятельности; | 2. Характеристика наблюдения за ребенком в различных ситуациях | 2.1 Наблюдение проведено в соответствии с заданными параметрами и критериями. 2.2 Возрастные особенности детей учитываются в процессе организации наблюдения. 2.3 Содержание заключения по результатам наблюдения соответствует поставленной цели 2.4 Предложенные рекомендации направлены на корректировку выявленных трудностей. | Приложение 5 |
- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания | Разработайте план индивидуальной консультации с родителями на основе выявленных трудностей в развитии ребенка Организуйте и проведите индивидуальную консультацию с родителями. Проанализируйте проведенную Вами индивидуальную консультацию с родителями. | 3. Характеристика содержания плана индивидуальной консультации 4. Характеристика процесса организации и проведения индивидуальной консультации 5.Содержание анализа процесса и результата организации индивидуальной консультации | 3.1. Цель индивидуальной консультации направлена на преодоление выявленных трудностей в развитии ребенка 3.2 Задачи индивидуальной консультации направлены на реализацию цели 3.3 Наличие методов и приемов активизации внимания родителей 3.4 Содержательная часть индивидуальной консультации направлена на реализацию целей и задач 3.5. Предложенные варианты работы направлены на преодоление выявленных трудностей в развитии ребенка 3.6 План индивидуальной консультации соответствует требованиям к оформлению 4.1 Этапы процесса консультирования соблюдены 4.2 Конкретные варианты работы по преодолению затруднений разнообразно, включает разные формы работы с ребенком дома 4.3 Требования к грамотности речи соблюдены 4.4 Используемые приемы общения соответствуют заданной ситуации 4.5 Время проведения консультации соблюдено 5.1 Содержание анализа достигнутых целей и выполненных задач 5.2 Содержание анализа выбранных методов и приёмов активизации внимания родителей, соответствующих проведенной консультации 5.3 Рациональность использования материалов и оборудования определена 5.4 Целесообразность выбора содержания консультации установлена 5.5 Соответствие алгоритма организации консультации установлено 5.6 Предложенные рекомендации направлены на корректировку выявленных трудностей. 5.7 Выводы о проблемах, возникших по ходу организации представленного фрагмента индивидуальной консультации 5.8 Перспективы самосовершенствования в проведении индивидуальной консультации | Приложение 6 Приложение 7 |
- взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками | Составьте план-конспект родительского собрания (тема по плану воспитателя), продумайте этапы подготовки и способы включения родителей и иных работников ДОО в проведение родительского собрания. Организуйте и проведите родительское собрание | 6. Характеристика плана-конспекта родительского собрания 7. Параметры структуры родительского собрания 8. Соблюдение методики проведения родительского собрания 9. Соблюдение профессионального делового этикета воспитателя | 6.1 Направленность цели на конечный результат 6.2 Конкретизация задач и выполненные целей 6.3 Направленность содержания плана родительского на реализацию целей и задач 6.4 Логичность и последовательность изложения материала 6.5 Целесообразность используемых методов и приёмов 6.6 Содержание деятельности соответствует решаемым целям и задачам 7.1 Структура родительского собрания соблюдена 7.2 Структура родительского собрания не соблюдается 7.3 Собрание проведено в соответствии с конспектом 8.1 Цель собрания перед родителями поставлена 8.2 Рассматриваемая проблема для родителей актуальна 8.3 Глубина, научность в рассмотрении проблемы продемонстрирована. 8.4 Используемые методы стимулирования активности родителей эффективны, разнообразны. 8.5 Взаимодействие родителей друг с другом и с воспитателем организовано продуктивно. 8.6 Предложенные рекомендации для родителей конкретны, доступны, носят практический характер. 8.7 Информационно-коммуникационные технологии используются эффективно 8.8 Рефлексия отражена в проблемных вопросах, ситуациях 9.1 Требования к грамотности речи соблюдены 9.2 Реакция на вопросы и реплики родителей адекватна возникающим на собрании ситуациям 9.3 Используется доброжелательный и непринужденный стиль общения. | Приложение 8 |
- руководства работой помощника воспитателя | Осуществите наблюдение за деятельностью воспитателя и помощником воспитателя, на основе которого составьте координацию действий между работниками | 10. Содержание координаций действий воспитателя и помощника воспитателя | 10.1 Координация действий представлены во всех режимных моментах 10.2 Предложенные рекомендации по координации действий направлены на улучшение и оптимизацию работы | Приложение 9 |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Производственная практика (по профилю специальности) реализуется в базовых организациях на основе заключаемых договоров между образовательными организациями.
Общими требованиями для баз производственной практики являются: оснащенность современным оборудованием; наличие квалифицированного персонала.
Реализация программы практики предполагает наличие групп детей разного возраста в образовательной организации, медицинского кабинета, музыкального и физкультурного зала, располагающих необходимым оборудованием и материалами по профилю своей деятельности.
Оборудование групповой комнаты:
ü Набор детской мебели, предметно-развивающая среда, рабочее место воспитателя;
ü Учебная методическая, справочная литература, раздаточный материал, наглядные пособия;
ü методические рекомендации по организации детской деятельности;
ü Технические средства обучения;
ü DVD- проигрыватель;
ü Электронные воспитательно-образовательные ресурсы, в том числе разработанные в колледже и образовательном учреждении (программы, пособия, рекомендации и др.)
4.2. Информационное обеспечение обучения:
Основные источники
Для преподавателей
1. Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст]: Программа «Ребенок – педагог- родитель».- СПб.: ООО «Детство - пресс», 2011.- 96 с.
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
Для студентов
1. Вместе с семьей [Текст]: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2007. – 191 с.
2. Глебова, С.В. Детский сад – семья [Текст]: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей / С.В. Глебова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С., 2007.- 111с.
3. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2002. – 120 с.
4. Дрезнина, М.Г. Навстречу друг другу [Текст]: программа совместной художественно – творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста / М.Г. Дрезнина. – М.: Линка – пресс, 2007. – 248 с.3.
5. Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 г. в редакции от 02 января 2000г. №-32-ФЗ.
6. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09 июля 1998 г».
7. Белая, К.Ю. Рабочий журнал воспитателя детского сада [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / К.Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2010.
8. Метенова, Н.М. Родительские собрания в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Н.М. Метенова. – М.: «Изд. Скрипторий 2003», 2008.
9. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: программ.-метод. обеспечение: пособие для рук. и админ. Работников / И.А. Урмина. – М.: Линка – пресс, 2009. – 320 с.
10. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка [Текст]: Методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Белая, К.Ю. Рабочий журнал воспитателя детского сада [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / К.Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2010.
2. Метенова, Н.М. Родительские собрания в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Н.М. Метенова. – М.: «Изд. Скрипторий 2003», 2008.
3. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: программ.-метод. обеспечение: пособие для рук. и админ. Работников / И.А. Урмина. – М.: Линка – пресс, 2009. – 320 с.
Для студентов
1. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.А. Соловцова, А.М.Байбаков. – 2007, – 566 c.
2. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 512 с.
Интернет-ресурсы
Для преподавателей
1. Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность педагога [Электронный ресурс]. // Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность педагога Форма доступа: http://clck.ru/8cU6G, свободный.
2. Работа СППС с семьей. Методика и технология социально педагогической работы с семьей [Электронный ресурс]. // Работа СППС с семьей. Методика и технология социально педагогической работы с семьей Форма доступа: http://urlid.ru/b8g4, свободный.
Для студентов
1. Работа СППС с семьей. Семейное консультирование [Электронный ресурс]. // Работа СППС с семьей. Семейное консультирование Форма доступа: http://urlid.ru/b8g5, свободный.
4.3. Общие требования к организации производственной практики (по профилю специальности)
Производственная практика (по профилю специальности) является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Организацию и руководство производственной практикой осуществляют руководители практики от образовательной организации и от организации.
Студенты, осваивающие ППССЗ в период прохождения производственной
практики (по профилю специальности) в организациях:
· полностью выполняют задания, предусмотренные программой практики;
· соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового
распорядка;
· строго соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
Образовательная организация:
· планируют и утверждают тематический план производственной практики (по профилю специальности) в соответствии с ППССЗ;
- заключают договоры на организацию и проведение производственной практики (по профилю специальности);
· разрабатывают и согласовывают с организациями программу, содержание и
планируемые результаты производственной практики (по профилю специальности);
· осуществляют руководство производственной практики (по профилю специальности);
· контролируют реализацию программы и условия проведения производственной практики (по профилю специальности) организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
· совместно с организациями, участвующими в организации и проведении
производственной практики (по профилю специальности), организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики;
· разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения производственной практики (по профилю специальности).
Производственная практика (по профилю специальности) проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и базовыми организациями.
Дошкольные образовательные организации:
· согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику;
·предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;
·участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики;
·участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики;
·обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
·проводят инструктаж студентов по ознакомлению с требованиями охраны труда и техники безопасности в организации.
В период прохождения практики с момента зачисления студентов на них
распространяются требования охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования.
По окончании производственной практики (по профилю специальности), руководитель практики от организации составляет на студента характеристику. В характеристике необходимо указать фамилию, инициалы студента, место и время прохождения практики. Также в характеристике должны быть отражены:
- полнота и качество выполнения программы практики, отношение студента к выполнению заданий, полученных в период практики, оценка результатов практики студента (степень сформированности ПК и ОК);
- проявленные студентом профессиональные и личные качества;
- выводы о профессиональной пригодности студента.
Характеристика с места прохождения практики должна быть подписана руководителем практики от организации и заверена печатью.
Приложение 1
Рекомендации по ведению и оформлению дневника практики
Дневник – это документ, в котором студент фиксирует свою деятельность в соответствии с тематическим планом практики и выполненной работой.
Дневник студент пишет от руки в тетради по схеме (образец схемы представлен ниже).
ДНЕВНИК
ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(дневник практики, учет выполнения практических работ на предприятии/организации)
за _____ курс, 201_/ 201__учебный год
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося
Мать: _______________________________________________________
(Ф.И.О, контактные данные)
Отец: _______________________________________________________
(Ф.И.О, контактные данные)
Стр.3
Название практики_____________
Место проведения______________
Период прохождения практики: с____ по _____ 20 ___г.
Сведения об организации (предприятии): адрес, телефон
Ф.И.О. руководителя практики от колледжа____________________
Ф.И.О. руководителя от организации (предприятия)_____________
Стр.4
Цели, задачи, программа практики
Стр.4 (и далее)
Дата | Виды работ и индивидуальных заданий | Кол. час | Оценка | Подписи | |
Наставник | преподаватель | ||||
Производственная практика | |||||
Приложение 2
Образец оформления титульного листа отчета
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-педагогический колледж» Утверждаю директор ___________ ________________ «____» _____________ 201__г. М.п. Отчет по производственной практике (по профилю специальности) Студента - практиканта ______________________________________ Группы________________ специальности 44.02.01 Дошкольное образование квалификация воспитатель детей дошкольного возраста Период прохождения: с_________ 20_ г. по ________ 20_г. Наименование базы практики _______________________________________ _________________________________________________________________ Руководитель практики от организации:_______________________________ (Фамилия, имя, отчество, телефон) Руководитель практики от колледжа _________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, телефон) 20__ г. |
Защита отчета осуществляется в последний день практики по графику.
Дата | Виды работ и индивидуальных заданий | Кол. час | Оценка | Подписи | |
Наставник | преподаватель | ||||
Производственная практика | |||||
Рекомендации для студентов к составлению отчета – самоанализа
Приложение 3
Аттестационный лист
по производственной практике (по профилю специальности)
Ф.И.О. студента (ки) __________________________________________________
обучающийся (аяся) на _______ курсе по специальности СПО
44.02.01 Дошкольное образование
(код и наименование)
успешно прошел(ла) производственную практику (по профилю специальности)
(ПМ) 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательного учреждения
производственная практика ____ часов.
место производственной практики ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование, юридический адрес)
Приложение 4
Перспективный план работы с родителями_________________группы
Месяц | Тема взаимодействия | Наглядная информация | Форма взаимодействия | Цель взаимодействия | Ответственные | |
Сентябрь | «Осень - пора знакомств» | Папка-передвижка | Круглый стол | Дать в сконцентрированном виде представление о работе детского сада. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Воспитатель, администрация | |
Октябрь | «Это нам подарила Осень» | Памятка | Консультация (фронтальная) | Повышение педагогической культуры родителей: знакомство с приемами организации наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Воспитатель | |
«Мисс Осень» | Бюллютень (приглашение на конкурс) | Конкурс | Раскрытие творческих талантов, не только девочек, но и их мам. Формирование между мамами и дочками взаимопонимания, чувства эмпатии. Помощь в объединении родителей одной группы, повышение инициативности неактивных родителей. | Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель | ||
Приложение 5
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
Приложение 6
План консультации с родителями
1. Название консультации.
2. Для кого она направлена.
3. Цель и задачи консультации.
4. Методы и приёмы активизации внимания родителей
4. Далее отразите содержательную часть консультации (в ней важно начать с определения рассматриваемого понятия (проблемы)), далее описать особенности, отразить плюсы и минусы.
5. В заключении важно предложить конкретные варианты работы (игры, чтение конкретной литературы и т.д.).
6. В конце попрощаться и написать, кто оформил данный консультационный материал.
Не забывайте про ряд правил по оформлению консультации:
- шрифт 14, интервал 1,5;
- должна присутствовать красочность и краткость излагаемого материала.
Приложение 7
Приложение 8
План-конспект родительского собрания
Применяются следующие формы проведения родительских собраний:
· психологический тренинг;
· мастер-класс;
· совместное занятие детей с родителями;
· день открытых дверей;
· показ театральных постановок.
Проведение родительского собрания:
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1.Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания. При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – «разное»– обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Пример родительского собрания
«Подготовка руки старших дошкольников к письму»
Цель:
Задачи:
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.
Части собрания
Вводная часть (5-7 мин).
· Представление воспитателем темы и участников собрания.
· Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.
Оcновная часть (30-35 мин).
· Выступление родителя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).
· Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).
· Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).
· Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.
Разное (7-10 мин).
· Обзор педагогической литературы по теме собрания.
· Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО.
Приложение 9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
ПМ 04. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Тольятти, 2017 г.
Лист согласования производственной практики
(по профилю специальности)
ПМ 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации
№ | Ф.И.О. | Учреждение (организация, предприятие) | Должность | Контактная информация (адрес, e-mail, служебный телефон | Подпись, печать |
ОДОБРЕНО |
Предметной (цикловой) |
комиссией |
Преподавателей специальности «Дошкольное и Специальное дошкольное образование» |
Председатель |
_________/ _______________ |
____ ____________20___ |
Программа производственной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее — СПО) 44.02.01 Дошкольное образование и примерной и рабочей программ профессионального модуля ПМ 04. Взаимодействие с родителями(лицами, их замещающими) и сотрудниками образовательной организации.
Разработчики:
Поротникова Е.А., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГАПОУ ТСПК
Эксперты:
Внутренняя экспертиза