Лист согласования учебной и производственной практики

Лист согласования учебной и производственной практики

(по профилю специальности)

специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

ПМ 01 Преподавание в социально-педагогической области дополнительного образования детей

Ф.И.О. Учреждение (организация, предприятие) Должность Контактная информация (адрес, e-mail, служебный телефон Подпись, печать
         
           
         

Лист согласования учебной и производственной практики - student2.ru

Рабочая программа учебной и производственной практики (по профилю специальности) профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

ПМ 01 Преподавание в социально-педагогической области дополнительного образования детей

   

Составитель:

Антропова Н.Л., преподаватель ГАПОУ ТСПК

Филюкова А.С., преподаватель ГАПОУ ТСПК

Ладилова Л.В., преподаватель ГАПОУ ТСПК

Солтус О.Е. ,преподаватель ГАПОУ ТСПК

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Дьякова О.И., методист ГАПОУ ТСПК

Содержательная экспертиза: Устименко И.А. методист ГАПОУ ТСПК

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза: ФИО, должность, полное название ОУ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной и производственной практики (по профилю специальности)  
2. Результаты учебной и производственной практики (по профилю специальности)    
3. Структура и содержание учебной и производственной практики (по профилю специальности)  
4. Условия реализации учебной и производственной практики (по профилю специальности)  
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной и производственной практики (по профилю специальности)    
6. Приложения  

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Учебная практика профессионального модуля может реализовываться как в учебных кабинетах образовательного учреждения, так в базовых организациях.

Производственная практика реализуется в базовых организациях на основе заключаемых договоров между образовательным учреждением.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- дидактические материалы ;

- видеозаписи занятий

Технические средства обучения:

- компьютер,

- интерактивная доска.

Общими требованиями для баз производственной практики являются: оснащенность современным оборудованием; наличие квалифицированного персонала.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для преподавателей

1. Приоритетный национальный проект «Образование» / Основные направления приоритетного национального проекта- Классное руководство. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.minobraz.ru/obrazovanie /(16 дек 2012)

Для студентов

Дополнительные источники

Для преподавателей

1. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] / В.Г. Максимов.- М.: Академия, 2002.- 272с.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика. [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Пед. Общество России , 1998.-638с.

3. Подласый И.П. Педагогика. [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2009.-540с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Школа – Пресс, 2000.-576с.

Для студентов

1. Столяренко Л.Д. Педагогика. [Текст] / Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003-448с.

2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. [Текст] / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2000.-298с.

3. Смирнов С.А. Педагогика [Текст] / С.А.Смирнов.- М.: Академия, 2003.- 2003с.

4. Сластенин В.А. Психология и педагогика. [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2001.-408с.

5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы соц. педагога. М.: Академия, 2002. 208 с.

6. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методы их использования М.: Академия, 2008. 352 с.

7. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Академия, 2002. 335 с.

8. Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Академия, 2002. 290 с.

9. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика работы социального педагога / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 186 с.

Интернет - ресурсы:

1. Библиотека Гумер: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/ .

2. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru

3. Интерактивный электронный учебник по информатике: [сайт]. URL: http://www.bsu.edu.ru:8801/projects/inf/ (дата обращения 27.08.2014)

4. Шауцукова Л.З. Информатика. Учебник. URL: http://www.kbsu.ru/~book/

5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [сайт]. URL: http://window.edu.ru

6. Информационно-методический сайт «Учитель&ученик»: [сайт]. URL: http://www.moyashkola.net/

7. Информационно-методический сайт для учителей и школьников: [сайт]. URL: http://www.moyashkola.net/

8. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»: [сайт]. URL: http://catalog.iot.ru

9. Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»: [сайт]. URL: http://www.kinder.ru

10. Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [сайт]. URL: http://window.edu.ru/window/catalog

11. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы: [сайт]. URL: http://katalog.iot.ru/

12. Каталог Российского общеобразовательного портала: [сайт]. URL: http://www.school.edu.ru

13. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования: [сайт]. URL: http://ndce.edu.ru/

14. Конструктор образовательных сайтов: [сайт]. URL: http://edu.of.ru/

15. Куб - электронная библиотека: [сайт]. URL: http://www.koob.ru/.

16. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования [Электронный ресурс] // Standart.edu.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6855 (дата обращения: 21.08.2014).

17. Мультимедиа в образовании: [сайт]. URL: http://www.ido.edu.ru/open/multimedia

18. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 // Рос. Газета: сайт: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2003/06/21/134.html (дата обращения 27.08.2014)

19. Образовательное электронное интернет-издание для педагогов «Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании»: [сайт]. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80297

20. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: [сайт]. URL: http://www.rusedu.ru

21. Организация социального партнерства учреждениями дополнительного образования [Электронный ресурс] // Festival.1september.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://festival.1september.ru/articles/516076/ (дата обращения: 21.08.2014).

22. Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества: [сайт]. URL: http://www.openclass.ru

23. Оценка качества дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей: основные задачи и пути реализации [Электронный ресурс] // Festival.1september.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://festival.1september.ru/articles/511997/ (дата обращения: 21.08.2014).

24. Педагогическая библиотека: [сайт]. URL: http://www.pedlib.ru/.

25. Портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": [сайт]. URL: http://window.edu.ru/

26. Психологическая лаборатория /Инструментарий/ Бланки тестов, описания: [сайт]. URL: http://vch.narod.ru/file.htm

27. Рsylist.net: [сайт]. URL: http://psylist.net/praktikum/

28. Российский общеобразовательный портал: [сайт]. URL: http://school.edu.ru/

29. Сеть творческих учителей: [сайт]. URL: http://www.it-n.ru/

30. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Учмаг: [сайт]. [2012]. URL: http://www.uchmag.ru/estore/e106855/?s=63 (дата обращения: 21.08.2014).

31. Степанов А.Н. Учебник по информатике. URL: http://www.media.ssu.samara.ru/lectures/info/index.html (дата обращения 27.09.2012)

32. Учебник по информатике. URL: http://studentam.net/content/view/825/107 (дата обращения 27.09.2012)

33. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации) [Электронный ресурс] // Alekscdt.narod.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html (дата обращения: 21.08.2014).

34. Федеральный портал "Российское образование": [сайт]. URL: http://edu.ru

35. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru

36. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://eor.edu.ru/

37. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок": [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/subjects/25 (дата обращения: 28.08.2014).

38. Центр психологической поддержки бизнеса и семьи «5 ДА»: [сайт]. URL: http://www.5da.ru/

39. Школьный сайт: Конструктор школьных сайтов: [сайт]. URL: http://www.edusite.ru

40. Электронные презентации: [сайт]. URL: http://urist.fatal.ru/Book/Glava8/Glava8.htm

Электронные

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к учебной и производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ. 01 является освоение МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в социально-практической области МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в социально-педагогической области деятельности

Стр.2

Название практики_____________

Место проведения______________

Период прохождения практики: с____ по _____ 20 г.

Сведения об организации (предприятии): адрес, телефон

Ф.И.О. руководителя практики от колледжа____________________

Ф.И.О. руководителя от организации (предприятия)_____________

Стр.3

Цели, задачи, программа практики

Стр.4 Содержание учебной практики МДК 01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в социально-педагогической области.

Рекомендации

для студентов к составлению отчета – самоанализа по итогам учебной и производственной практики ПМ 01 Преподавание в социально-педагогической области дополнительного образования детей

Отчет – это документ, который позволит вам осуществить анализ собственной деятельности по овладению общими и профессиональными компетенциями.

В итоговом отчете необходимо отразить ответы на следующие вопросы:

· Я знаю, для чего была нужна учебная и производственная практика в образовательном учреждении? (указать виды деятельности которыми овладели)

· Я была готова к практике психологически?

· Я была готова к практике профессионально – педагогически?

· Я смогла достичь цели практики и решать задачи, обозначенные в программе практики? (указать какую цель достигли и какие задачи решили)

· Я овладела алгоритмом решения поставленных передо мной задач профессионально – педагогической деятельности?

· Я знаю, какие компетенции я формировала в процессе профессионально – педагогической деятельности? (указать формируемые в процессе практики общие и профессиональные компетенции)

· Мне не хватило для их решения? (указать причины, вследствие которых не овладели опытом)

· В ходе практики мне удалось достичь? (указать умения и практический опыт, которыми овладели в процессе практики)

· Самым интересным для меня было?

· Самостоятельно я могу решать следующие профессиональные задачи?

· Самоанализ результатов практики и экспертная оценка моей работы руководителем практики, работниками ОУ совпадают? (В случае несовпадения оценок укажите, по какой причине это произошло.

· Ваши предложения по организации учебной и производственной практики, методическому оснащению ________________________

Структура отчета:

1. Титульный лист

Образец оформления титульного листа

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-педагогический колледж»     Отчет по учебной и производственной практике ПМ 01 Преподавание в социально-педагогической области дополнительного образования детей     Студентки - практикантки ______________________________________   Группы________________   Специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования     2016 г.  

2. Краткая характеристика базы практики (полное название образовательного учреждения, адрес, ФИО администрации, контактные телефоны, особенности ОУ)

3. Содержание отчета

Самоанализ деятельности по итогам учебной практики

Защита отчета осуществляется в последний день практики по графику.

Рекомендации по составлению и оформлению отчета по практике

Отчет по практике – это документ, в котором представлены документы, позволяющие сделать вывод об успешности прохождения практики, уровне сформированности общих и профессиональных компетенций. При подборе материалов обратите внимание, что все предметы оценивания по каждому виду работ должны быть представлены в папке .

Содержание отчета:

· Информационный раздел: сведения о студенте – практиканте

сведения о базе практики (полное

название организации, краткая

характеристика ОУ)

· Методический раздел

Учебная практика

-

-

Производственная практика

-

-

3. Рефлексивно – оценочный раздел: отчет – самоанализ по результатам учебной и производственной практики (по профилю специальности); рефлексивная карта результатов учебной и производственной практики (по профилю специальности). Карта экспертной оценки профессиональных компетенций (заполняет педагог дополнительного образования оУ). Рефлексивная карта готовности к практике (заполняет студент). Квалификационный паспорт студента – практиканта (заполняет руководитель от колледжа, эксперт от ОУ, студент каждый в своей графе). Итоговая аттестация практики (заполняет руководитель от колледжа, эксперт от ОУ, студент).

Приложение

Примеры оформления отчетного материала практики

Конспект занятий

Продолжительность учебных занятий для детей 6 лет – 30 минут, 7-18 лет – 40 минут. Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и использования валеологических моментов. Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка учреждения перерывы между занятиями составляют 10 минут.

План учебного занятия

Название кружка

Ф.И.О. руководителя кружка

Дата проведения учебного занятия:

База проведения кружка

Количество присутствующих

Тема учебного занятия (согласно календарному плану кружка):

Цель (раскрывает содержание учебной деятельности на занятии):

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Методы организации учебного занятия:

- словесный (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.);

- наглядный (запись наблюдений, зарисовки, рисунки, фото-видеосъёмка, работа с наглядными материалами: картинами, рисунками, плакатами, фотографиями, таблицами, чертежами, графиками, моделями, приборами, видеоматериалами и т.д.);

- практический (упражнения, тренинги, тренировки, репетиции, выполнение письменных работ, проведение опытов, самостоятельное изучение части учебного материала, создание моделей и конструкций, создание творческих работ, литературных произведений, разработка сценариев спектаклей, праздников, проведение игр и т.д.).

Оборудование:

-дидактический материал

-материалы и инструменты

-наглядность

Методическое сопровождение учебного занятия (образовательная программа кружка, литература по профилю кружка, методические разработки и т.д.)

Ход занятий

Организационная часть.(продолжительность)

Проверка присутствующих на занятии. Объявление темы, цели и задач занятия. Техника безопасности.

Основная часть занятий. (продолжительность)

Включает в себя как изучение нового учебного материала, так и закрепление изученного материала, обобщение и систематизацию полученных знаний и умений, продолжение и завершение начатой работы в зависимости от типа занятий.

Заключительная часть занятий. (продолжительность)

Подведение итогов занятия. Анализ и оценка проделанной работы. Рефлексия.

ВАЖНО: Конспект занятия – это его сценарий. Мы выписываем из содержания занятия название этапа и раскрываем, как он будет осуществляться. Если намечена беседа, то мы формулируем ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога, то мы даем план этой информации, или тезисы, или конспект. Если мы даем ребятам самостоятельное наблюдение, то указываем, каков материал этих наблюдений и порядок его анализа, какова технической аппаратуры, мера и продолжительность использования.

a. План-сетка  

  Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)
  Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)
  Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)   Дата (день недели)

Анализ предметных и социальных условий деятельности педагога ДО в данном учреждении

_____________________ Предметные условия деятельности_________________________

Название основных функций о педагога Через какую деятельность данные функции реализуются в данном учреждении
Аналитико­-диагностическая  
Прогностическая  
Организационно­-коммуникативная  
Коррекционная  
Координационно­-организационная  
Социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам  
Охранно-защитная  
Социально­ профилактическая  
Перечень профессиональных знаний педагога Содержание профессиональных знаний педагога, необходимых для работы в данном учреждении
В области педагогики  
В области психологии  
В области методики работы  

Протокол наблюдения занятия

Объект наблюдения:

Цель наблюдения:

Дата и время наблюдения:

Тема занятия:

Продолжительность:

Предполагаемый результат:

Программа наблюдения

Критерии анализа Как реализован критерий
ярко проявляется хорошо проявляется слабо проявляется не проявляется
I. Организационный этап
Наличие плана-конспекта        
Наличие дидактического материала        
Психологический настрой воспитанников на работу        
Сообщение темы, цели, задач занятия        
Мотивационный настрой воспитанников: постановка проблемы, эвристический вопрос, познавательная задача и т п.        
Актуализация знаний, способов деятельности воспитанников, опора на прошлый опыт        
Соответствие оформления помещения тематике занятия        
  I. Основной этап
Направленность содержания на решение задач, поставленных перед учреждением/организацией        
Оригинальность решения воспитательных задач через выбранную форму и содержание        
Соответствие содержания занятия форме проведения        
Соответствие содержания интересам, запросам, потребностям личности и возникающим в детской среде        
Критерии анализа Как реализован критерий
ярко проявляется хорошо проявляется слабо проявляется не проявляется
  проблемам        
III. Итоговый этап
Решение поставленных задач занятия        
Достижение поставленной цели        
Обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе        
IV. Уровень владения методикой
Способность ориентироваться в конкретной педагогической ситуации и возможность использования своего прежнего опыта в новых условиях        
Удовлетворенность воспитанников проведенным занятием (настроение, поведение, отношение к участникам)        
Культура проведения занятия: четкость, последовательность запланированных событий, этапность, свобода проявления чувств, эмоций, переживаний воспитанников        
Рациональность распределения времени на этапах учебного занятия.        
Соблюдение техники безопасности и санитарной гигиены.        
V. Уровень психолого - педагогической подготовки практиканта
Учет возрастных и личностных особенностей и возможностей учащихся, их жизненного опыта.        
Стиль профессионально - педагогического обобщения - авторитарный - демократический - либеральный        
Умение создать комфортную психологическую обстановку.        
Эмоциональность педагога        

Самоанализ занятия

Тема занятия

Возраст воспитанников_______________________ Дата проведения

Положительный опыт (что получилось и хочется повторить) На что обратить внимание, чтобы в дальнейшем избежать повторения
Организационный этап
   
Основной этап
   
Итоговый этап
   
Уровень владения методикой проведения занятия
   
Уровень психолого - педагогической подготовки практиканта
   
Самоценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».


«Требования по составлению анкет»

Методика Дембо-Рубинштейна

Анкета - средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.

Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 - уверено да; 4 - больше да, чем нет; 3 - не уверен, не знаю; 2 - больше нет, чем да; 1 - уверенно нет. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является его экономичность и оперативность, а также независимость от личности интервьюера. Он обеспечивает сбор значительного объема информации, необходимой для статистического анализа.

Очень ответственной задачей является разработка самой анкеты, от того, насколько корректно, точно поставлены вопросы, как сформулированы варианты ответов, зависит качество данных, которые в последствии будут получены. Процесс обработки и анализа сведений будет во многом зависеть от качества самой анкеты. Анкета никогда не может быть универсальной, разрабатывается она с учетом цели опроса, категорий опрашиваемых, продуманности следующего этапа исследования.

Примерная структура анкеты может быть следующая:

– введение (преамбула) Преамбула к анкете вводит опрашиваемого в курс дела, говорит о задачах, поставленных составителем, о важности участия в опросе, разъясняет правила заполнения анкеты;

– личность опрашиваемого (образование, возраст, наличие ученой степени, владение иностранным языком и т.п.);

– профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);

– вопросы и варианты ответов на них.

Правила составления анкет .

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям .

- Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.

- Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером.

-

Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.

Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.

Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.

Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.

Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.

Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.

Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты - наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.

От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.

Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.

Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием для деления их по содержанию.

Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию.

По форме вопросы делятся на три основные группы:

1) открытые, закрытые и полузакрытые;

2) прямые и косвенные;

3) личные и безличные.

Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

К классу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть.

Проверка и контроль достоверности данных опросов осуществляется рядом способов. Один из них - контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объём выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Аналитическая справка

Аналитическая справка представляет собой документ, в котором указываются данные исследований, проведенных в той или иной области. Ее создают для формулирования возникших проблем. Сюда вносятся несколько вариантов для выхода из сложившейся ситуации. За основу берется доступная всем информация.

Структура

Объем справки, а также ее форма жестко не регламентируется!

В качестве основы служат следующие элементы:

· аннотация;

· содержание;

· введение;

· основанная часть;

· заключение;

· подписи;

· приложение.

В аннотации кратко излагается суть основного документа. Это в первую очередь причины и обстоятельства, а также цели и задачи определенного объекта. Не менее важным фактором в данном случае являются методы и результаты работы.

Содержание документа

В содержании излагаются структурные дополнения, даются рекомендации. Обязательным является наличие введения. В некоторых случаях его не выделяют как отдельный заголовок.

Все данные вносятся с соблюдением логической последовательности и точной подачей информации. Докладчики опираются на дополнительную литературу, а также собственные исто

Наши рекомендации