Рассмотрим, как формируется спрос на рынке труда.
Определяя спрос на рабочую силу, мы обращаемся к известному правилу, что вовлечение дополнительных трудовых ресурсов эффективно до тех пор, пока предельный продукт производимый трудом не окажется равным цене труда - заработной плате [12, с. 161].
Кривая спроса на труд совпадает с кривой предельного продукта. Отметим, что спрос на рынке труда, предъявляемый фирмами, зависит не только от предельной производительности труда, но и от предложения других факторов производства [12, с.162].
Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, фирма будет стремиться сократить применение труда, а при ее снижении увеличить.
Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рис.2).
Рис. 2. Кривая спроса на труд
Кривая спроса показывает, что при заданной заработной плате, например W1, объем спроса со стороны фирмы будет таким, при котором заработная плата будет равна предельной производительности труда (MRP1).
Если меняется заработная плата, то спрос на рабочую силу движется вдоль кривой спроса вверх или вниз а если действуют другие факторы, такие, как спрос на продукт, изменение объемов производства, цена капитала, то тогда сдвигается сама кривая спроса на рабочую силу.
Теперь рассмотрим предложение на рынке труда.
Индивидуальное предложение труда зависит от того, насколько ставка
заработной платы влияет на выбор работника между трудом и отдыхом.
Кривая предложения индивидуального труда имеет форму кривой с положительным наклоном до некоторого уровня ставки зарплаты, после которой кривая приобретает обратный наклон (рис. 3).
Рис .3. Кривая индивидуального предложения труда: эффекты замещения и дохода
Это связано с тем, что по мере увеличения ставки заработной платы работник заинтересован трудиться дополнительное время. В данном случае доминирует эффект замещения и побуждает работников замещать досуг работой. Это происходит при медленном росте заработной платы. Ставка заработной платы растет до величины WM, а предложение труда до LM.
Однако, с увеличением рабочего времени час отдыха становится более дорогим, поскольку его остается все меньше. Наступает момент, когда у работника формируется потребность в отдыхе. Это происходит при приемлемом для работника уровне материальной обеспеченности, проявляется эффект дохода. Следовательно, при высоких ставках заработной платы влияние эффекта дохода становится сильнее, чем влияние эффекта замещения, что побуждает работника больше времени уделять досугу и сокращать предложение своего труда.
Кривую рыночного предложения для любой категории работников получают путем суммирования кривых индивидуального предложения.
Кривая рыночного предложения труда обычно имеет положительный наклон. Конкуренция между работниками, возможность смены профессии ведет к выравниванию ставок зарплаты.
На отраслевом уровне предложение труда определяется количеством работников данной профессии, возможностями подготовки и переподготовки трудовых ресурсов данного профиля и т.п.
Кривая предложения труда (SL)показывает, что при повышении заработной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается (рис. 4).
Рис.4. Кривая рыночного предложения труда
В экономическом смысле кривая предложения труда SL является кривой предельных издержек труда MRCL.
Можно выделить несколько факторов сдвига кривой предложения труда: * изменение заработной платы на других рынках труда.
* изменение доходов, не связанных с трудом (доходы от ценных бумаг или от недвижимости).
* изменение неденежных характеристик профессии (изменения в усло-виях труда, в престижности профессии, получении льгот и т. д.).
* изменение цен на товарных рынках, влияющее на полезность денеж-ного дохода [28].
Равновесие на рынке труда.
Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, по-лучим точку пересечения Е, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии (рис. 5).
Рис. 5. Равновесие на рынке труда
Равновесие на рынке труда достигается, когда предельная произво-дительность труда равна предельным издержкам труда: MRPL=MRCL.
Это означает, что производственные фирмы, согласные платить зара-ботную плату WЕ, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. При любой другой величине заработной платы, отличной от WЕ, равновесие на рынке труда нару-шается.
15 При совпадении спроса и предложения труда заработная плата высту-пает как цена равновесия на рынке труда.
В случае превышения ставкой заработной платы уровня равновесной, предложение на рынке труда превышает спрос. Следовательно, возни-кает избыток предложения труда или безработица (рис. 6).
Рис. 6. Отклонение от равновесной цены рынка труда
В случае снижения заработной платы, по сравнению с равновесной, спрос на рынке превышает предложение, таким образом, возникает избыток спроса труда (незанятые рабочие места).
Рынок постоянно корректирует отклонения, стремясь привести к равновесию спроса и предложения труда.
Важную роль на рынке труда играют профсоюзы. Профсоюз — это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Цель проф-союза — максимизация заработной платы своих членов и занятости, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот.
Рынок капитала
Сегодняшняя ценность капитала зависит от того, что капитал может произвести в будущем. Для производства дохода владелец капитала дол-жен отказаться от текущего потребления в надежде получить более вы-сокое вознаграждение в будущем [11, c. 319].
Для получения дохода собственнику капитала необходимо передать его для производительного использования предпринимателю, или само-му стать предпринимателем. При этом капитал, ссужаемый на время, должен вернуться с приращением. Этот прирост называется процентом.
Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денеж-ных средств —инвестиции.
Инвестиции - это вложения (затраты) в производство и в его расши-рение. Источником инвестиций являются собственные и заемные сред-ства. Среди собственных внутренних средств - личные сбережения вла-дельцев фирм, займы у финансовых структур (например, банков), вы-пуск ценных бумаг.
Рынок капитала– часть финансового рынка, на котором обращают-ся денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капи-талов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвес-тирование в различные доходные финансовые активы [12, c.155].
Выделяют три основных сегмента рынка капитала:
рынок капитальных благ, где покупаются и продаются производст-венные фонды (жилые здания, производственные сооружения, машины, оборудование); цена выступает в той же самой форме, что и на товарных рынках. Cпрос проявляет фирма, а предложение осуществляют домаш-ние хозяйства. Домашние хозяйства представляют сбережения, которые с помощью финансовых рынков преобразуются в инвестиции.
рынок услуг капитала, где производственные фонды, принадлежа-щие фирмам, сдаются и берутся в аренду за определенную плату; цена представляет собой рентную оценку услуг капитала и выступает в виде арендной платы.
рынок заемных средств, или ссудного капитала, где фирмы (пред-приниматели) приобретают денежные средства для осуществления ин-вестиций, создания нового капитала.
Рынок ссудного капитала является основным. Он обслуживает оба сегмента рынка капитала. На заемные средства (в кредит) можно купить производственные фонды или взять в аренду на рынке услуг капитала.
Посредниками на рынке ссудного капитала выступают банки, фонды и другие специализированные финансовые фирмы. Их функцией явля-ется накопление небольших сбережений домашних хозяйств в огром-ные суммы финансовых средств и размещение их среди фирм (потреби-телей капитала).
Рассмотрим рынок ссудного капитала.
Рынок ссудного капитала – рынок, образованный взаимодействием, с одной стороны, временно свободных денежных средств, образующих предложение ссудного капитала, с другой стороны, спроса на заемные средства.
Как правило временно свободные денежные средства образуются у домохозяйств, иногда у фирм (средства на амортизацию, задолженность по зарплате, неиспользованная часть прибыли).
17
Ссудный капитал – совокупность денежных средств, на возвратной основе, передаваемых во временное пользование за плату в виде процента.
Ссудный процент– это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного времени. Допустим, что ставка ссудного процента составляет 7% в год. Это означает, что собственникам капитала будет уплачено 7 коп. за каждый рубль, который они дали возможность использовать другим в течение одного года.
Размеры процентных ставок зависят от следующих основных факторов:
* риск кредитора (чем выше риск кредитора, тем выше процентная ставка);
* срочность (срок предоставления ссуды). При прочих равных условиях долгосрочные ссуды обычно выдаются по более высоким ставкам, чем краткосрочные. Процентная ставка компенсирует временное пред-почтение;
* размер ссуды (чем больше размер ссуды, тем ниже процентная ставка). Издержки кредита (расходы) на предоставление крупной и небольшой ссуды приблизительно одинаковые.
* налогообложение процентного дохода кредитора (чем больше вели-чина налога на процентный доход, тем больше ставка ссудного процен-та);
* монопольная власть на рынке ссудного капитала (обладают как круп-ные кредиторы, так и крупные заемщики). Крупные кредиторы стре-
мятся повысить процентную ставку, а заемщики понизить.