Выбор структуры ассортимента
Компания «Дестрой» занимается демонтажом зданий и сооружений, очистке территорий, выкорчевыванием деревьев и т.п., при этом используется универсальная техника, которую можно эксплуатировать 16 часов в сутки 365 дней в году. В связи с ожидаемым в будущем году бумом строительных работ руководство компании считает, что возможна нехватка техники для выполнения всех поступающих заказов.
Ниже приведены данные, касающиеся финансовых оценок на выполнение разных видов работ (работы подразделяются на типы по уровню из сложности; оценка трудоемкости по типам основана на статистических данных) на следующий год.
Работа 1 | Работа 2 | Работа 3 | Работа 4 | |
Ожидаемое количество заказов | ||||
На 1 заказ: | ден. ед. | |||
Прямые трудозатраты | ||||
Топливо и другие расходные материалы | ||||
Переменные затраты по эксплуатации техники | ||||
Доля распределенных накладных расходов | ||||
Итого |
Переменные затраты по эксплуатации техники составляют 250 ден. ед. в час.
В случае нехватки техники компания «Дестрой» может привлечь в качестве субподрядчика другую компанию аналогичного профиля. В этом случае стоимость услуг субподрядчика составит для разных видов работ, ден. ед. за 1 заказ:
Работа 1 | Работа 2 | Работа 3 | Работа 4 |
Руководство компании «Дестрой» хотело бы знать, какие работы следует перепоручать субподрядчику в первую очередь чтобы минимизировать затраты осуществление всех работ.
Требуется:
А) Рассчитайте ожидаемый дефицит времени (часов) работы оборудования для выполнения всех ожидаемых заказов.
Б) Ранжируйте все виды работ по показателю минимальных приростных затрат на 1 час работы оборудования.
В) Обсудите возможные проблемы, с которыми столкнется компания «Дестрой», если составит план работы на следующий год опираясь только на ранжирование, выполненное вами в пункте Б.
[1] CVP - Cost-Volume-Profit Analysis (англ.). Отсюда и некоторые русскоязычные названия метода (Каверина, 2003; Хорнрен и др., 2007).
[2] В отечественной экономической теории и практике традиционно сложилось несколько вариантов наименования этого показателя. Наиболее часто в учебниках встречаются термины «маржа», «маржинальная прибыль» - они являются многозначными и используются в разных экономических областях для обозначения очень разных показателей. В торговле самыми распространенными являются «наценка» и «межценовая разница (МЦР)».
Мы в нашей книге будем использовать буквальный перевод англоязычного термина “contribution” - «вклад» Нам он кажется наиболее удачным, поскольку суть этого показателя заключается в том, что он показывает как раз вклад всех видов продукции (или единицы продукции, если речь идет об удельном вкладе) в покрытие всех постоянных затрат организации.
[3] Именно за период! Все величины затрат и выручки в модели безубыточности относятся к одному периоду.
[4] Так бывает, когда используется принцип начисления при признании выручки от реализации – этот принцип поддерживается международными стандартами финансовой отчетности и применяется большинством предприятий во всем мире, в том числе и в нашей стране.
[5] Отметим, что данные величина рассчитаны исходя из величины среднего вклада, то есть в предположении, что структура выпуска постоянна. При другой структуре продукции уровни безубыточности отдельных изделий окажутся другими.
[6] Как принимаются решения об ассортименте при наличии ограничивающих факторов, мы рассмотрим в разделе 5.4.
[7] Продукты, которые имеют отрицательную величину вклада, будут иметь отрицательный наклон.
[8] The theory of constraints (TOC), автор ее Э.М. Голдратт (см., напр., Детмер, 2010).
[9] Throughput Accounting (TA), ее автор Т.Корбетт (см. Корбетт, 2009). К сожалению, на русский язык название этой концепции не переводится, а использованный в названии русскоязычного перевода термин «проход» не отражает содержания понятия.
[10] Пример подготовлен на основе материалов книги (Корбетт, 2009).
[11] Леверидж – русскоязычная калька английского слова Leverage. В буквальном понимании оно означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.
В некоторых отечественных пособиях авторы используют термин “рычаг”, что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе на английский язык рычагом является “lever”, но никак не “leverage”.
[12] Еще раз заметим, что действует одно из основных ограничений модели безубыточности – все остальные факторы, кроме объема производства Q остаются неизменными.
[13] Имеется в виду падение спроса и как следствие невозможности сбыта – падение объемов производства.
[14] При конкретном, сложившемся или плановом, объеме производства!
[15] Как мы помним, в основу этой концепции положено представление о том, что по отношению к каждому конкретному управленческому решению все затраты можно разделить на две категории: часть затрат, величина которых меняется в зависимости от принятия или непринятия этого решения, являются релевантными, а те, которые от решения не зависят – нерелевантными.
Для многих управленческих проблем, с которыми сталкивается организация в своей обычной операционной деятельности, релевантными оказываются переменные затраты, а нерелевантными – постоянные.
[16] Приростные доходы и затраты – те дополнительные доходы и затраты, которые возникают при принятии конкретного управленческого решения.
[17] Плановыми мы будем считать продукцию и затраты, учтенные в бюджетах на текущий период, то есть «обычную» продукцию, без учета случайных внеплановых заказов.
[18] Расходы, которые в рамках данного направления учета (в нашем случае направлением учета будет принятие управленческого решения о дополнительном производстве и реализации сверх плана) будут считаться накладными (косвенными), будут включать в себя все затраты, которые не нужно осуществлять для именно этого заказа, то есть все нерелевантные расходы.
[19] Хотя это не всегда так. Примером тому могут быть переменные коммерческие расходы в примере 10. Вместе с тем, и постоянные затраты могут быть релевантными – как затраты на доставку в том же примере.
[20] См., напр., задачу 5.2 в конце данной главы.
[21] Вопросам ценообразования посвящено немало научных исследований, монографий и учебников; мы здесь отнюдь не претендуем даже на обзор всех возможных подходов к решению этой проблемы. Мы видим своей задачей обсуждение лишь учетных аспектов проблемы.
[22] Например, в форме требуемой доходности бизнеса.
[23] Этот термин является, за неимением достойного перевода, буквальной калькой английского «outsourcing», смысл которого – обращение к внешнему источнику функций.
[24] По оценке сайта http://baguzin.ru/wp/?p=3027.
[25] Период внедрения информационной системы никак не может быть менее 2-3 месяцев, а в крупных компаниях с диверсифицированным производством может длиться до 2-3 лет. И в любом случае это не исключает внедренческих рисков и рисков того, что приобретенная система окажется неподходящей для данной организации.
[26] В автомобильной отрасли регулярно, раз в несколько лет случаются отзывы компаниями-изготовителями определенных модификаций своих автомобилей из-за выявленных лишь в процессе эксплуатации конструктивных особенностей, которые в аварийных ситуациях увеличивали риск для пассажиров (см., напр., http://www.cimaglobal.com/Documents/Thought_leadership_docs/Global_manufacturing_report.pdf, стр. 5).
[27] Из предыдущего раздела мы имеем ввиду лишь вопрос размещения на стороне производства комплектующих. Проблема аутсорсинга как выноса определенных организационных функций за пределы самой организации не является чисто оперативной, поскольку почти всегда предполагает длительные периоды как для самого процесса, так и для возврата к существующему положения в случае неудачи.
[28] На старом оборудовании наверняка также можно было добиться прироста производства продукции, если начать эксплуатировать его более интенсивно. Однако такой прирост будет нерелевантным по отношению к решению о замене оборудования. Вообще говоря, при анализе необходимости замены оборудования при выявлении потребности в росте объемов производства следует сначала убедиться, что имеющиеся мощности задействованы полностью, а уже потом исследовать другие возможности.
[29] Все данные в примере 11 - в годовом выражении.
[30] Следует понимать, что предлагаемая нами методика основана на оценках доходов, сложившихся к настоящему моменту в прошлом; в перспективе же источники формирования доходов и расходов, связанных с данным активом (релевантных доходов и затрат), могут сильно меняться
[31] И в этом вопросе проблема реструктуризации бизнеса смыкается с рассмотренной нами в разделе 15.3 проблемой аутсорсинга (производства некоторых комплектующих и передачи части организационных функций из самой организации на сторону).
[32] Все последующие данные – также в месячном выражении.
[33] Кейсы 5.1-5.ХХ подготовлены по материалам сайта http://baguzin.ru.
[34] Расчеты сделаны без учета дисконтирования. Однако, если эффекты от управленческого решения ожидаются более долгосрочные, чем в данной задаче, следует учесть и временну́ю стоимость денежных потоков.