Уровень концентрации на отраслевых рынках. Оценка концентрации на отраслевом рынке продавцов и покупателей.
С помощью рыночной концентрации продавцов можно установить долю крупных фирм, доминирующих на данном отраслевом рынке, оценить их объем продаж. Концентрация продавцов на рынке, как правило, зависит от двух параметров:
- числа продавцов на рынке;
- их доли в отраслевом объеме продаж.
Под рыночной концентрацией (концентрацией продавцов, концентрацией покупателей) понимается плотность размещения рыночных структур и неравномерность возможностей агентов рынка по объему предложения или по объему спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и малая их плотность, свидетельствуют о высоком уровне концентрации продавцов. Предельный случай, когда плотность равна единице, соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке уровень концентрации продавцов на рынке тем выше, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара. Аналогичные зависимости характерны и для оценки концентрации на рынке покупателей.
На практике используются различные показатели, позволяющие измерять степень концентрации производителей и покупателей на отраслевом рынке. Среди них: индекс концентрации (CRk), индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), индекс Ханна и Кея (НК), показатель дисперсии рыночных долей, индекс Джини, индексХолла-Тайдмана (HT), индекс энтропии, другие.
Наиболее простым является индекс концентрации(CRk). Он характеризует относительную величину суммы рыночных долей нескольких крупнейших фирм в отрасли в общем объеме реализации товара всеми фирмами, действующими на данном отраслевом рынке:
где – объем реализации товара на данном отраслевом рынке i-й фирмой
– общий объем реализации товара на данном отраслевом рынке.
Наиболее часто индексы концентрации подсчитываются по 3–10 крупнейшим фирмам в отрасли, т. е. k = от 3 до 10. Индекс концентрации может принимать значения в интервале от 0 до 1. Для рынка совершенной конкуренции он равен нулю, для монополии – единице. Очевидно, что его значение монотонно возрастает по мере увеличения числа учитываемых крупнейших фирм. Чем больше значение индекса концентрации для заданного числа крупнейших фирм, тем менее конкурентным является данный отраслевой рынок. Основным недостатком данного показателя является зависимость его значения от числа крупнейших фирм, принимающихся к рассмотрению.
Индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI). Значение этого индекса определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на отраслевом рынке. При его вычислении учитываются доли всех фирм на рынке:
,
где – доля i-й фирмы на данном отраслевом рынке, т. е. ;
n – число фирм на данном отраслевом рынке.
HHI ->0 –рынок совершенной конкуренции, . HHI ->1 – рынок монополии
Чем больше значение индекса HHI, тем выше уровень концентрации фирм на рынке. Считается, что если его значение находится в интервале:
- 0 < HHI < 1000 – рынок слабо концентрированный;
- 1000 < HHI < 1800 – рынок умеренно концентрированный;
- 1800 < HHI – рынок высоко концентрированный.