Уровень концентрации на отраслевых рынках

При анализе отраслевой структуры рынка особое значение имеет степень концентрации на нем продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). С помощью рыночной концентрации продавцов можно установить долю крупных фирм, доминирующих на данном отраслевом рынке, оценить их объем продаж. Концентрация продавцов на рынке, как правило, зависит от двух параметров:

q числа продавцов на рынке;

q их доли в отраслевом объеме продаж.

Согласно эмпирическому опыту, из двух отраслей уровень концентрации продавцов выше там, где имеет место меньшее число фирм. Если же число фирм в отраслях одинаковое, то уровень концентрации выше там, где выше неравномерность в распределении рыночных долей продаж (или долей производства). Аналогичным образом дело обстоит и с концентрацией покупателей. Если число покупателей в отраслях одинаковое, то уровень концентрации выше там, где выше неравномерность в распределении долей покупок отдельными покупателями.

Под рыночной концентрацией (концентрацией продавцов, концентрацией покупателей) понимается плотность размещения рыночных структур и неравномерность возможностей агентов рынка по объему предложения или по объему спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и малая их плотность, свидетельствуют о высоком уровне концентрации продавцов. Предельный случай, когда плотность равна единице, соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке уровень концентрации продавцов на рынке тем выше, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара.

Аналогичные зависимости характерны и для оценки концентрации на рынке покупателей. Чем меньше покупателей на рынке, тем выше уровень их концентрации. Предельный случай, когда плотность покупателей равна единице, соответствует рынку монопсонии. Чем больше они отличаются по объему спроса при заданном числе покупателей, тем выше концентрация покупателей на рынке.

Весьма наглядным средством анализа структуры отраслевых рынков являются кривые концентрации продавцов. Их построение осуществляется путем откладывания по оси абсцисс нарастающим итогом количества фирм в отрасли, начиная с наиболее крупных, последовательно к более мелким. По оси ординат откладываются доли фирм в общем объеме реализации товара.

Кривые концентрации представляют собой огибающие множества дискретных значений рыночных долей фирм, входящих в данную отрасль. Кривые концентрации, обычно, выпуклы вверх, причем степень этой выпуклости отражает степень рыночной концентрации в данной отрасли. В случае, если все фирмы в отрасли имеют одинаковые размеры, кривая концентрации будет представлять собой прямую линию

Если кривая концентрации фирм в первой отрасли лежит выше кривой концентрации фирм во второй, то это свидетельствует о том, что рыночная концентрация в первой отрасли выше.

Если исходить из того, что во всех отраслях, в которых определяется степень концентрации продавцов одинаковое число фирм и сопоставимые объемы отраслевых продаж, но различные значения рыночных долей фирм, то для сравнения уровень концентрации можно представить в виде следующих кривых рисунка (рис. 2.1).

 
  Уровень концентрации на отраслевых рынках - student2.ru Уровень концентрации на отраслевых рынках - student2.ru

Рис. 2.1 Кривые концентрации отраслевых рынков

Разумно предположить, что концентрация продавцов выше в той отрасли, для которой кривая концентрации А на всем протяжении лежит выше кривой концентрации отрасли В, поскольку в этом случае в отрасли А крупные фирмы контролируют большую долю реализации продукции, чем в отрасли В. Однако на практике такие условия соблюдаются достаточно редко. Чтобы сравнить уровни концентрации в отраслях В и С, необходимо ввести дополнительные оценки значимости различных участков этих отраслей.

Ханна Л. и Кей Ж. [7] предложили вводить несколько дополнительных оценок, которые следует учитывать при анализе показателя отраслевой концентрации. Приведем некоторые из них.

Во-первых, если одна кривая концентрации полностью лежит над другой, то эта отрасль имеет более высокий уровень концентрации.

Во-вторых, слияние фирм непременно приводит к повышению уровня концентрации производителей.

В-третьих, передача прав реализации продукции одной фирмой другой, искажает реальное положение дел.

Наши рекомендации