Учет производственных запасов (4 ч.)

Задание 5.7

На ОАО «Краситель» на 01.03.2015 г. имеется остаток краски масляной 50 кг на сумму 500 000 руб. (согласно учетной политике организации учет материалов ведется по учетным ценам). Сумма отклонений от учетной цены на начало месяца составляет 65 000 руб.

За месяц поступило от поставщиков согласно ТТН (таблица)

Таблица – Сведенья о поступивших материалах за март 2015 г.

Дата Кол-во, кг Цена, руб. Сумма, руб. Ставка НДС, % Сумма НДС, руб. Всего с НДС, руб.
03 марта 9 860      
15марта 8 500      
25марта 11 300      
Итого -   -    

Транспортно-заготовительные расходы по доставке краски масляной за март 2015 г. по документам перевозчика составили 535 400 руб., в т. ч. НДС (20%).

В течение месяца на производство списано:

6 марта – 55 кг;

17 марта – 23 кг;

27 марта – 34 кг.

Итого: 112 кг.

Требуется:

- открыть счет 10 «Материалы», записать остатки;

- открыть карточку складского учета;

- определить стоимость краски масляной, списанной на производство:

а) методом средневзвешенных цен,

б) методом ФИФО;

- отразить операции на счетах бухгалтерского учета, если учет материалов в организации ведется с использованием счетов 10, 15, 16.

Решение:

  Метод средневзвешенных цен Метод ФИФО
Количество, кг Цена, руб. Сумма, руб. Количество, кг Цена, руб. Сумма, руб.
Остаток на 01.03 10 000 500 000 10 000 500 000
Поступление: 03.03 9 860 197 200 9 860 197 200
15.03 8 500 297 500 8 500 297 500
25.03 11 300 169 500 11 300 169 500
Итого:   664 200   664 200
Списано на производство:            
06.03 9 960 547 800 10 000 9 860 500 000 49 300
17.03 8 938 205 574 9 860 8 500 147 900 68 000
27.03 9 782 332 588 8 500 11 300 229 500 79 100
Итого - 1 085 962 - 1 073 800
Остаток на 1.11 9 780 78 238 11 300 90 400

Определим средневзвешенную цену:

06.03: (50*10 000+20*9860)/(50+20)= 9 960 руб.

17.03: (15*9 960+35*8 500)/(15+35)= 8 938 руб.

27.03: (27*8 938+15*11 300)/(27+15)=19604,68531

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Средневзвешенная ФИФО
Поступили материалы от поставщика без учета НДС 664 200
На сумму НДС 132 840
Транспортно-заготовительные расходы по доставке цемента в октябре по документам перевозчика без учета НДС 446 167
На сумму НДС 89 233
Зачет НДС 222 073
Организация рассчиталась с поставщиками и перевозчиками 1 108 346
Оприходованы материалы на склад по учетным ценам (70*10 000) 700 000
Отражены отклонения фактической себестоимости материалов от учетных цен 410 367
Списаны материалы в производство 1 085 962 1 073 800
Списана на производство сумма отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены (%отл=(65 000+410 367)/(500 000+700 000)= 0,3961) 430 150 425 332


Задание 5.8

На 01.03.2015 г. на ЗАО «Морис» имеются остатки материала на складе (таблица)

Таблица – Сведенья об остатках материалов на складе

Наименование Количество Стоимость, руб. Сумма отклонений, руб.
Кирпич красный 18 тыс. шт. 36 000 000 300 000
Краска эмалевая 1 300 кг 28 600 000 350 000

В марте 2015 г. организацией приобретены следующие материалы:

ü по приходному ордеру № 2 от 03.03.2015 г. принят и оприходован от СУ-125 треста – 16 г. Новополоцка кирпич красный 42,4 тыс. штук по цене 2082700 руб. за 1 тыс. штук.

ü по приходному ордер № 3 от 05.03.2015 г. от Лидского лакокрасочного завода получена краска эмалевая 4 000 кг по цене 24 000 руб. за 1 кг.

Транспортные расходы по доставке краски и кирпича составляют 1 560 000 руб. (в т. ч. НДС 20%).

В течение марта 2015 г. на производство списаны материалы:

ü кирпич красный – 48 тыс. шт.;

ü краска эмалевая – 4 200 кг.

Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета, если согласно учетной политики организации, учет материалов ведется по фактической стоимости с использованием счетов 10, 16. Списание материалов осуществляется по методу ФИФО.

Решение

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Принят и оприходован кирпич красный от СУ-125 треста – 16 г. Новополоцка по фактической себестоимости без учета НДС (42,4*2 082 700-14 717 746) 73 588 734
На сумму НДС 14 717 746
Принята и оприходована краска эмалевая от Лидского лакокрасочного завода без учета НДС (4 000*24 000-16 000 000) 80 000 000
На сумму НДС 16 000 000
Отражена сумма транспортных расходов по доставке кирпича красного без учета НДС (747 440-124 573) 622 867
На сумму НДС (747 440*20/120) 124 573
Отражена сумма транспортных расходов по доставке краски эмалевой без учета НДС (812 560-135 427) 677 133
На сумму НДС (812 560*20/120) 135 427
С расчетного счета произведена оплата за материалы и доставку 185 866 480
Зачет НДС 30 977 746
Списан на производство кирпич красный 48 тыс. шт. 36 000 000+30*2 082 700 98 481 000
На производство списана сумма отклонений (300 000+622 867)/(36 000 000+73 588 734)* 98 481 000 829 327
Списана на производство краска эмалевая 4 200 кг 28 600 000+2 900*24 000 98 200 000
На производство списана сумма отклонений (350 000+677 133)/(28 600 000+80 000 000)* 98 200 000 928 770


Распределение транспортных расходов по доставке кирпича и краски (пропорционально стоимости материалов)

Сумма транспортных расходов с учетом НДС 1 560 000

Стоимость материалов с учетом НДС всего = 88 306 480+96 000 000=184 306 480 руб.

В т.ч.

Красный кирпич = 88 306 480 руб.

Краска эмалевая = 96 000 000 руб.

Транспортные расходы

По красному кирпичу = 88 306 480/184 306 480*1 560 000=747 440 руб.

По краске эмалевой = 96 000 000/184 306 480*1 560 000=812 560 руб.

Задание 5.9

На склад организации от поставщика поступило 50 ед. специальной одежды стоимостью на 15 000 000 руб. без НДС, нормативный срок службы спецодежды – 6 месяцев. Поставщику произведена оплата с расчетного счета в сумме 18 000 000 руб.

Специальная одежда передана со склада в эксплуатацию в основное производство. В учетной политике принят метод включения ее стоимости на себестоимость продукции равномерно в течение срока службы. Спецодежда списана комиссией по акту по окончании срока службы. От ликвидации спецодежды получены материалы, оцененные в 650 000 руб., которые сданы по накладной на внутреннее перемещение материалов на склад организации.

Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета.

Решение

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Приобретена спецодежда без учета НДС 10-10 15 000 000
На сумму НДС 3 000 000
Произведена оплата поставщику 18 000 000
Зачет НДС 68-2 3 000 000
Специальная одежда передана со склада в эксплуатацию в основное производство 10-11 10-10 15 000 000
Ежемесячно в течении 5 месяцев с даты передачи специальной одежды в эксплуатацию включение ее стоимости в затраты основного производства (15 000 000/6 мес.) 10-11 2 500 000
Оприходованы материалы, полученные при ликвидации спецодежды 10-6 10-11 650 000
Произведено списание на затраты основного производства остаточной стоимости спецодежды за вычетом стоимости полученных от ее ликвидации материалов (15 000 000 – 2 500 000*5 – 650 000) 10-11 850 000

Задание 5.10

На склад организации от поставщика поступило 10 ед. хозяйственного инвентаря общехозяйственного назначения стоимостью на 3 200 000 руб. без НДС. Нормативного срока службы нет. Поставщику произведена оплата за инвентарь с расчетного счета в сумме 3 840 000 руб.

Инвентарь передан со склада в эксплуатацию в основное производство. В учетной политике принят метод включения его стоимости в себестоимость продукции в размере 50% в момент передачи в эксплуатацию и 50% - при списании. После того как инвентарь пришел в негодность, он списан комиссией по акту. От его ликвидации получены материалы, оцененные в 200 000 руб., которые сданы на склад организации по накладной на внутреннее перемещение материалов.

Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета.

Решение

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Поступили хоз. инвентарь от поставщика без НДС 10-9 3 200 000
На сумму НДС 640 000
Оплачен счет поставщика 3 840 000
Принят к зачету НДС 640 000
Инвентарь передан в эксплуатацию 10-9 10-9 3 200 000
В месяце передаче инвентаря со склада в эксплуатацию включение 50% его стоимости в затраты производства (3 200 000*50%) 10-9 1 600 000
Оприходованы материалы, полученные при ликвидации инвентаря 10-6 10-9 200 000
Произведено списание остаточной стоимости инвентаря за вычетом полученных от его ликвидации материалов (3 200 000-1 600 000-200 000) 10-9 1 400 000

Задание 5.11

Предприятие по условиям договора получает с нефтебазы дизельное топливо в количестве 3 000 л в натуральном виде (цена 1 л топлива –6 500 руб. без налогов). Предприятие полностью рассчиталось с нефтебазой.

Для заправки топлива по магнитным носителям предприятие перечислило поставщику 18 000 000 руб.

В бак автомобиля при выезде на линию заправлено 100 л дизельного топлива. В процессе работы автомобиль заправлялся по магнитным карточкам на АЭС. На основании распечатки в бак автомобиля залито 400 л, топлива (стоимость 1 л –6 500 руб. без налогов).

После возвращения в гараж остаток топлива в баке автомобиля составил 60 л (начальный остаток топлива в баке равен 0).

На основании показаний спидометра пробег автомобиля за отчетный период составил 1450 км. Линейная норма расхода топлива на автомобиле – 28 л на 100 км пробега.

Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета.

Решение

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Получено топливо от нефтебазы (3 000*6 500) 10-3с 19 500 000
На сумму НДС 3 900 000
Предприятие рассчиталось с нефтебазой 23 400 000
Перечислено поставщику для заправки топлива по магнитным носителям 18 000 000
При выезде на линию в бак автомобиля заправлено 100 л топлива (100*6 500) 10/3б 10/3с 650 000
Заправка автомобиля по магнитным карточкам (400*6 500) 10/3б 2 600 000
На сумму НДС (2 600 000*20%) 520 000
Списано топливо на затраты по нормам (406*6 500) 10/3б 2 639 000
Отражен перерасход топлива как недостача (34*6 500) 10/3б 221 000
   
Недостача отнесена на виновное лицо  
Удержана сумма недостачи из заработной платы  

Нормативный расход топлива = 1 450/100 *28 л =406 л

Фактический расход = 100+400-60=440 л

Перерасход топлива=440-406=34 л

Задание 5.12

Организация отгрузила продукцию собственного производства покупателю в 50 деревянных ящиках, являющихся многооборотной залоговой тарой.

Ящики приобретались у сторонней организации по цене 300 000 руб. с учетом НДС за единицу. Договором купли-продажи между поставщиком и покупателем установлено, что:

• залоговая стоимость одного ящика составляет 350 000 руб.;

• расходы по ремонту ящиков несет покупатель (ремонтирует сам либо возмещает стоимость ремонта, выполненного поставщиком);

• расходы по возврату тары поставщику несет покупатель;

• срок возврата тары - 30 дней с момента получения товара. При невозврате тары в установленный договором срок она переходит в собственность покупателя, а полученная поставщиком залоговая стоимость тары не возвращается. Если залоговая стоимость поставщику в срок, установленный для возврата тары, не поступала, то покупатель оплачивает ее по цене, указанной в накладной на отгрузку товара.

Залоговая стоимость ящиков и стоимость товара были оплачены поставщику до отгрузки товара покупателю.

В установленный договором срок покупатель вернул 45 ящиков. Поставщик соответственно вернул сумму залога за 45 ящиков.

Поставщик собственными силами произвел ремонт возвращенных ящиков и выставил счет покупателю в сумме 600 000 руб., в т.ч. НДС - 100 000 руб. Фактическая себестоимость ремонта составила - 400 000 руб.

Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета

Решение

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Приняты на учет ящики, поступившие от поставщика с учетом НДС (50 х 300 000) 10-4 15 000 000
На сумму превышения залоговой цены над фактической себестоимостью тары (50 х (350 000 - 300 000)) 10-4 90-7 2 500 000
На сумму поступившего от покупателя залога (50 х 350 000) 17 500 000
  17 500 000
На стоимость тары, переданной поставщику вместе с товаром (50 х 350 000) 10-4 17 500 000
Приняты к учету возвращенные ящики (45 х 350 000) 10-4 15 750 000
Возвращен залог покупателю за возвращенные ящики 15 750 000
Списана стоимость невозвращенных ящиков (5 х 350 000) 90-10 1 750 000
Отражен доход в сумме невозвращенного залога 90-7 1 750 000
Исчислен НДС от разницы между залоговой стоимостью и ценой приобретения ящиков с НДС (примечание) ((350 000 - 300 000) х 5 х 20 / 120) 90-8 68-2 41 667
Отражен финансовый результат от операций с залоговой тарой (2 500 000 - 1 750 000 + 1750 000 - 41 667) 90-11 2 458 333
Списан полученный залог   17 500 000
Ремонт тары
Отражены фактические расходы по ремонту тары 02, 10, 70, 69, 76-2 и др. 400 000
Отражены поступившие денежные средства за ремонт тары 90-7 600 000
Списаны расходы по ремонту тары 90-10 400 000
Исчислен НДС по реализации услуг по ремонту тары (600 000 х 20 / 120) 90-8 68-2 100 000
Отражен финансовый результат от оказанных услуг по ремонту тары 90-11 100 000

Примечание. Передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, объектом обложения налогом на добавленную стоимость не признается. Исключение составляют случаи реализации такой тары (подп.2.15 п.2 ст.93 Налогового кодекса РБ (далее - НК)). В связи с этим в части невозвращенных покупателем 5 ящиков следует исчислить НДС, поскольку эти ящики считаются реализованными покупателю.

Налоговая база для исчисления НДС по приобретенной многооборотной таре определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этой тары. При этом цена приобретения и цена реализации определяются с учетом налога на добавленную стоимость (п.3 ст.98 НК).

Если бы была признана реализованной многооборотная залоговая тара, изготовленная собственными силами организации, то налоговая база для исчисления НДС определялась бы как цена ее реализации (п.1 ст.98 НК). То есть, если предположить, что ящики были изготовлены организацией - поставщиком товара, то по невозвращенным 5 ящикам налоговая база для НДС составляла бы 1 750 000 руб., а именно их стоимость, по которой они реализованы покупателю.

Задание 5.13

На ЗАО «Тропик» на 1.03.2015 г. имеются остатки на счете 10 «Материалы» (таблица 4.3)

Таблица 4.3 – Сведенья об остатках материалов

Наименование Ед. измерения Количество Цена, руб. Сумма, руб.
Кожа черная м.п. 39 000 2 301 000
Кожа коричневая м.п. 38 500 1 655 500
Шевро м.п. 41 100 1 972 800
Подошва шт. 15 300 1 377 000
Каблук шт. 10 600 1 590 000
Клей л 5 900 236 000

За месяц произошло следующее движение материалов:

Дата Поступило от поставщика Отпущено в производство
Вид материала Количество Вид материала Количество
01.03   Кожа черная 27 м.п.
Подошва 58 шт.
Каблук 124 шт.
07.03 Кожа коричневая 15 м.п. Кожа коричневая 30 м.п.
Кожа черная 40 м.п. Шевро 28 м.п.
Каблук 200 шт. Клей 15 л
15.03   Кожа черная 30 м.п.
Кожа коричневая 18 м.п.
Шевро 19 м.п.
Подошва 35 м.п.
Каблук 215 шт.
Клей 20 л
28.03 Кожа черная 50 м.п.  
  Шевро 60 м.п.  
Подошва 54 шт.
Каблук 40 шт.
Клей 12 л

Требуется: на основании данных составить оборотно-сальдовую ведомость по учету материалов (счет 10/1)

Задание 5.14

Таблица 4.4 – Остатки топлива на 1.03. 2015 г. ОАО «Экомир»

номенкл. № Наименование ГСМ Ед.изм. Остаток на 01.03.20__г.
К-во Цена, руб. Сумма, руб. Отклонение, руб.
Бензин АИ-76 кг 1 190 1 812 370 221 840
Дизельное масло М14В2 кг 6 800 13 600 000 404 000
Тормозная жидкость роса кг 4 100 410 000 2 008
Бензин АИ-92 кг 1 900 4 750 000 275 000
  Итого       20 572 370 902 848

В течение месяца произошли следующие операции:

а) от ОАО «Эталон-нефть» 10.03.2015 г. поступили следующие виды ГСМ:

- масло дизельное М14В2 4 343 кг по цене 6 900 руб. (без НДС)

- бензин АИ-92 4 835 кг по цене 1 950 руб. (без НДС)

- дизтопливо 59 670 л по цене 1 180 руб.

Транспортно-заготовительные расходы составили 1 012 480 руб., в т. ч. бензин АИ-92 – 180 800 руб. (без НДС), дизельное топливо – 723 200 руб. (без НДС), дизельное масло – 108 480 руб. (без НДС)

б) От ООО «Энки» 11.03.2015 г. поступила тормозная жидкость «Роса» - 200 кг по цене 4 100 руб. (без НДС)

Транспортно-заготовительные расходы составили – 70 000 руб. (без НДС)

в) Для заправки двух автомашин ГАЗ-52 отпущено топливо:

- бензин АИ-92 в количестве 1 440 л;

- дизельное масло М14В2 - 5 кг,

- для автомашины ГАЗ-52 тормозная жидкость «Роса» в количестве 0,5 кг.

г) на работу автомобиля ЗИЛ-130 отпущен бензин АИ-92 согласно установленным нормам.

Пробег автомобиля составил 180 км в летнее время года. Линейная норма расхода топлива для автомобиля ЗИЛ-130 составляет 31 л на 100 км, надбавка за работу в зимнее время – 10 %.

д) Водитель Чехонин Б.Р. направлен в командировку в Россию. Остаток бензина А-76 в баке автомобиля на начало рейса – 100 л. Пробег автомобиля согласно представленного путевого листа – 1 700 км. Линейная норма расхода топлива – 10 л на 100 км. За время командировки водитель приобрел 100 л бензина на 236 000 руб.

Согласно учетной политике учет материалов ведется с использованием счетов 10, 16. Списание материалов производится методом средневзвешенной цены.

Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета, составить оборотно-сальдовую ведомость по счету 10/3 «Топливо», по счету 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Решение

Решение

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Поступило масло дизельное М14В2 (4 343*6 900) 10-3/1 29 966 700
НДС 5 993 340
ТЗР 16/1 108 480
НДС 21 696
Поступил бензин АИ-92 (4 835*1 950) 10-3/2 9 428 250
НДС 1 885 650
ТЗР 16/2 180 800
НДС 36 160
Поступило дизтопливо (59 670 *1 180) 10-3/3 70 410 600
НДС 14 082 120
ТЗР 16/3 723 200
НДС 144 640
Поступила тормозная жидкость «Роса» (200*4 100) 10-3/4 820 000
НДС 164 000
ТЗР 16/4 70 000
НДС 14 000
Отпущен для заправки бензин АИ-92 (4 750 000+9 428 250)/(2 500+4 835)*1 440 10-3/2 2 783 460
Списана сумма отклонений (275 000+180 800)/(4 750 000+9 428 250)*2 783 460 16/2 89 482
Отпущено дизельное масло М14В2 (13 600 000+29 966 700)/(2 000+4 343)*5 10-3/1 34 342
Списана сумма отклонений (404 000+108 480)/ (13 600 000+29 966 700)* 34 342 16/1
Списана тормозная жидкость «Роса» (410 000+820 000)/(100+200)*0,5 10-3/4 2 050
Сумма отклонений (2 008+70 000)/ (410 000+820 000)*2 050 16/4
Списан бензин АИ-92 по нормам (61,38 л.) (4 750 000+9 428 250)/(2 500+4 835)*61,38 10-3/2 118 645
Списана сумма отклонений (275 000+180 800)/(4 750 000+9 428 250)* 118 645 16/2 3 814
Водитель приобрел бензин АИ-76 10-3/5 236 000
Списано топливо (1 812 370+236 000)/(1 523+100)*170 10-3/5 214 555
Сумма отклонений (221 840)/ (1 812 370+236 000)*214 555 16/5 23 236

Расход топлива=31/100*1,1*180=61,38 л

Расход топлива=10/100*1 700=170 л

Наши рекомендации