Учет производственных запасов (4 ч.)
Задание 5.7
На ОАО «Краситель» на 01.03.2015 г. имеется остаток краски масляной 50 кг на сумму 500 000 руб. (согласно учетной политике организации учет материалов ведется по учетным ценам). Сумма отклонений от учетной цены на начало месяца составляет 65 000 руб.
За месяц поступило от поставщиков согласно ТТН (таблица)
Таблица – Сведенья о поступивших материалах за март 2015 г.
Дата | Кол-во, кг | Цена, руб. | Сумма, руб. | Ставка НДС, % | Сумма НДС, руб. | Всего с НДС, руб. |
03 марта | 9 860 | |||||
15марта | 8 500 | |||||
25марта | 11 300 | |||||
Итого | - | - |
Транспортно-заготовительные расходы по доставке краски масляной за март 2015 г. по документам перевозчика составили 535 400 руб., в т. ч. НДС (20%).
В течение месяца на производство списано:
6 марта – 55 кг;
17 марта – 23 кг;
27 марта – 34 кг.
Итого: 112 кг.
Требуется:
- открыть счет 10 «Материалы», записать остатки;
- открыть карточку складского учета;
- определить стоимость краски масляной, списанной на производство:
а) методом средневзвешенных цен,
б) методом ФИФО;
- отразить операции на счетах бухгалтерского учета, если учет материалов в организации ведется с использованием счетов 10, 15, 16.
Решение:
Метод средневзвешенных цен | Метод ФИФО | |||||
Количество, кг | Цена, руб. | Сумма, руб. | Количество, кг | Цена, руб. | Сумма, руб. | |
Остаток на 01.03 | 10 000 | 500 000 | 10 000 | 500 000 | ||
Поступление: 03.03 | 9 860 | 197 200 | 9 860 | 197 200 | ||
15.03 | 8 500 | 297 500 | 8 500 | 297 500 | ||
25.03 | 11 300 | 169 500 | 11 300 | 169 500 | ||
Итого: | 664 200 | 664 200 | ||||
Списано на производство: | ||||||
06.03 | 9 960 | 547 800 | 10 000 9 860 | 500 000 49 300 | ||
17.03 | 8 938 | 205 574 | 9 860 8 500 | 147 900 68 000 | ||
27.03 | 9 782 | 332 588 | 8 500 11 300 | 229 500 79 100 | ||
Итого | - | 1 085 962 | - | 1 073 800 | ||
Остаток на 1.11 | 9 780 | 78 238 | 11 300 | 90 400 |
Определим средневзвешенную цену:
06.03: (50*10 000+20*9860)/(50+20)= 9 960 руб.
17.03: (15*9 960+35*8 500)/(15+35)= 8 938 руб.
27.03: (27*8 938+15*11 300)/(27+15)=19604,68531
Содержание хозяйственной операции | Дт | Кт | Сумма, руб. | |
Средневзвешенная | ФИФО | |||
Поступили материалы от поставщика без учета НДС | 664 200 | |||
На сумму НДС | 132 840 | |||
Транспортно-заготовительные расходы по доставке цемента в октябре по документам перевозчика без учета НДС | 446 167 | |||
На сумму НДС | 89 233 | |||
Зачет НДС | 222 073 | |||
Организация рассчиталась с поставщиками и перевозчиками | 1 108 346 | |||
Оприходованы материалы на склад по учетным ценам (70*10 000) | 700 000 | |||
Отражены отклонения фактической себестоимости материалов от учетных цен | 410 367 | |||
Списаны материалы в производство | 1 085 962 | 1 073 800 | ||
Списана на производство сумма отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены (%отл=(65 000+410 367)/(500 000+700 000)= 0,3961) | 430 150 | 425 332 |
Задание 5.8
На 01.03.2015 г. на ЗАО «Морис» имеются остатки материала на складе (таблица)
Таблица – Сведенья об остатках материалов на складе
Наименование | Количество | Стоимость, руб. | Сумма отклонений, руб. |
Кирпич красный | 18 тыс. шт. | 36 000 000 | 300 000 |
Краска эмалевая | 1 300 кг | 28 600 000 | 350 000 |
В марте 2015 г. организацией приобретены следующие материалы:
ü по приходному ордеру № 2 от 03.03.2015 г. принят и оприходован от СУ-125 треста – 16 г. Новополоцка кирпич красный 42,4 тыс. штук по цене 2082700 руб. за 1 тыс. штук.
ü по приходному ордер № 3 от 05.03.2015 г. от Лидского лакокрасочного завода получена краска эмалевая 4 000 кг по цене 24 000 руб. за 1 кг.
Транспортные расходы по доставке краски и кирпича составляют 1 560 000 руб. (в т. ч. НДС 20%).
В течение марта 2015 г. на производство списаны материалы:
ü кирпич красный – 48 тыс. шт.;
ü краска эмалевая – 4 200 кг.
Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета, если согласно учетной политики организации, учет материалов ведется по фактической стоимости с использованием счетов 10, 16. Списание материалов осуществляется по методу ФИФО.
Решение
Содержание хозяйственной операции | Дт | Кт | Сумма, руб. |
Принят и оприходован кирпич красный от СУ-125 треста – 16 г. Новополоцка по фактической себестоимости без учета НДС (42,4*2 082 700-14 717 746) | 73 588 734 | ||
На сумму НДС | 14 717 746 | ||
Принята и оприходована краска эмалевая от Лидского лакокрасочного завода без учета НДС (4 000*24 000-16 000 000) | 80 000 000 | ||
На сумму НДС | 16 000 000 | ||
Отражена сумма транспортных расходов по доставке кирпича красного без учета НДС (747 440-124 573) | 622 867 | ||
На сумму НДС (747 440*20/120) | 124 573 | ||
Отражена сумма транспортных расходов по доставке краски эмалевой без учета НДС (812 560-135 427) | 677 133 | ||
На сумму НДС (812 560*20/120) | 135 427 | ||
С расчетного счета произведена оплата за материалы и доставку | 185 866 480 | ||
Зачет НДС | 30 977 746 | ||
Списан на производство кирпич красный 48 тыс. шт. 36 000 000+30*2 082 700 | 98 481 000 | ||
На производство списана сумма отклонений (300 000+622 867)/(36 000 000+73 588 734)* 98 481 000 | 829 327 | ||
Списана на производство краска эмалевая 4 200 кг 28 600 000+2 900*24 000 | 98 200 000 | ||
На производство списана сумма отклонений (350 000+677 133)/(28 600 000+80 000 000)* 98 200 000 | 928 770 |
Распределение транспортных расходов по доставке кирпича и краски (пропорционально стоимости материалов)
Сумма транспортных расходов с учетом НДС 1 560 000
Стоимость материалов с учетом НДС всего = 88 306 480+96 000 000=184 306 480 руб.
В т.ч.
Красный кирпич = 88 306 480 руб.
Краска эмалевая = 96 000 000 руб.
Транспортные расходы
По красному кирпичу = 88 306 480/184 306 480*1 560 000=747 440 руб.
По краске эмалевой = 96 000 000/184 306 480*1 560 000=812 560 руб.
Задание 5.9
На склад организации от поставщика поступило 50 ед. специальной одежды стоимостью на 15 000 000 руб. без НДС, нормативный срок службы спецодежды – 6 месяцев. Поставщику произведена оплата с расчетного счета в сумме 18 000 000 руб.
Специальная одежда передана со склада в эксплуатацию в основное производство. В учетной политике принят метод включения ее стоимости на себестоимость продукции равномерно в течение срока службы. Спецодежда списана комиссией по акту по окончании срока службы. От ликвидации спецодежды получены материалы, оцененные в 650 000 руб., которые сданы по накладной на внутреннее перемещение материалов на склад организации.
Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета.
Решение
Содержание хозяйственной операции | Дт | Кт | Сумма, руб. |
Приобретена спецодежда без учета НДС | 10-10 | 15 000 000 | |
На сумму НДС | 3 000 000 | ||
Произведена оплата поставщику | 18 000 000 | ||
Зачет НДС | 68-2 | 3 000 000 | |
Специальная одежда передана со склада в эксплуатацию в основное производство | 10-11 | 10-10 | 15 000 000 |
Ежемесячно в течении 5 месяцев с даты передачи специальной одежды в эксплуатацию включение ее стоимости в затраты основного производства (15 000 000/6 мес.) | 10-11 | 2 500 000 | |
Оприходованы материалы, полученные при ликвидации спецодежды | 10-6 | 10-11 | 650 000 |
Произведено списание на затраты основного производства остаточной стоимости спецодежды за вычетом стоимости полученных от ее ликвидации материалов (15 000 000 – 2 500 000*5 – 650 000) | 10-11 | 850 000 |
Задание 5.10
На склад организации от поставщика поступило 10 ед. хозяйственного инвентаря общехозяйственного назначения стоимостью на 3 200 000 руб. без НДС. Нормативного срока службы нет. Поставщику произведена оплата за инвентарь с расчетного счета в сумме 3 840 000 руб.
Инвентарь передан со склада в эксплуатацию в основное производство. В учетной политике принят метод включения его стоимости в себестоимость продукции в размере 50% в момент передачи в эксплуатацию и 50% - при списании. После того как инвентарь пришел в негодность, он списан комиссией по акту. От его ликвидации получены материалы, оцененные в 200 000 руб., которые сданы на склад организации по накладной на внутреннее перемещение материалов.
Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета.
Решение
Содержание хозяйственной операции | Дт | Кт | Сумма, руб. |
Поступили хоз. инвентарь от поставщика без НДС | 10-9 | 3 200 000 | |
На сумму НДС | 640 000 | ||
Оплачен счет поставщика | 3 840 000 | ||
Принят к зачету НДС | 640 000 | ||
Инвентарь передан в эксплуатацию | 10-9 | 10-9 | 3 200 000 |
В месяце передаче инвентаря со склада в эксплуатацию включение 50% его стоимости в затраты производства (3 200 000*50%) | 10-9 | 1 600 000 | |
Оприходованы материалы, полученные при ликвидации инвентаря | 10-6 | 10-9 | 200 000 |
Произведено списание остаточной стоимости инвентаря за вычетом полученных от его ликвидации материалов (3 200 000-1 600 000-200 000) | 10-9 | 1 400 000 |
Задание 5.11
Предприятие по условиям договора получает с нефтебазы дизельное топливо в количестве 3 000 л в натуральном виде (цена 1 л топлива –6 500 руб. без налогов). Предприятие полностью рассчиталось с нефтебазой.
Для заправки топлива по магнитным носителям предприятие перечислило поставщику 18 000 000 руб.
В бак автомобиля при выезде на линию заправлено 100 л дизельного топлива. В процессе работы автомобиль заправлялся по магнитным карточкам на АЭС. На основании распечатки в бак автомобиля залито 400 л, топлива (стоимость 1 л –6 500 руб. без налогов).
После возвращения в гараж остаток топлива в баке автомобиля составил 60 л (начальный остаток топлива в баке равен 0).
На основании показаний спидометра пробег автомобиля за отчетный период составил 1450 км. Линейная норма расхода топлива на автомобиле – 28 л на 100 км пробега.
Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета.
Решение
Содержание хозяйственной операции | Дт | Кт | Сумма, руб. |
Получено топливо от нефтебазы (3 000*6 500) | 10-3с | 19 500 000 | |
На сумму НДС | 3 900 000 | ||
Предприятие рассчиталось с нефтебазой | 23 400 000 | ||
Перечислено поставщику для заправки топлива по магнитным носителям | 18 000 000 | ||
При выезде на линию в бак автомобиля заправлено 100 л топлива (100*6 500) | 10/3б | 10/3с | 650 000 |
Заправка автомобиля по магнитным карточкам (400*6 500) | 10/3б | 2 600 000 | |
На сумму НДС (2 600 000*20%) | 520 000 | ||
Списано топливо на затраты по нормам (406*6 500) | 10/3б | 2 639 000 | |
Отражен перерасход топлива как недостача (34*6 500) | 10/3б | 221 000 | |
Недостача отнесена на виновное лицо | |||
Удержана сумма недостачи из заработной платы |
Нормативный расход топлива = 1 450/100 *28 л =406 л
Фактический расход = 100+400-60=440 л
Перерасход топлива=440-406=34 л
Задание 5.12
Организация отгрузила продукцию собственного производства покупателю в 50 деревянных ящиках, являющихся многооборотной залоговой тарой.
Ящики приобретались у сторонней организации по цене 300 000 руб. с учетом НДС за единицу. Договором купли-продажи между поставщиком и покупателем установлено, что:
• залоговая стоимость одного ящика составляет 350 000 руб.;
• расходы по ремонту ящиков несет покупатель (ремонтирует сам либо возмещает стоимость ремонта, выполненного поставщиком);
• расходы по возврату тары поставщику несет покупатель;
• срок возврата тары - 30 дней с момента получения товара. При невозврате тары в установленный договором срок она переходит в собственность покупателя, а полученная поставщиком залоговая стоимость тары не возвращается. Если залоговая стоимость поставщику в срок, установленный для возврата тары, не поступала, то покупатель оплачивает ее по цене, указанной в накладной на отгрузку товара.
Залоговая стоимость ящиков и стоимость товара были оплачены поставщику до отгрузки товара покупателю.
В установленный договором срок покупатель вернул 45 ящиков. Поставщик соответственно вернул сумму залога за 45 ящиков.
Поставщик собственными силами произвел ремонт возвращенных ящиков и выставил счет покупателю в сумме 600 000 руб., в т.ч. НДС - 100 000 руб. Фактическая себестоимость ремонта составила - 400 000 руб.
Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета
Решение
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты на учет ящики, поступившие от поставщика с учетом НДС (50 х 300 000) | 10-4 | 15 000 000 | |
На сумму превышения залоговой цены над фактической себестоимостью тары (50 х (350 000 - 300 000)) | 10-4 | 90-7 | 2 500 000 |
На сумму поступившего от покупателя залога (50 х 350 000) | 17 500 000 | ||
17 500 000 | |||
На стоимость тары, переданной поставщику вместе с товаром (50 х 350 000) | 10-4 | 17 500 000 | |
Приняты к учету возвращенные ящики (45 х 350 000) | 10-4 | 15 750 000 | |
Возвращен залог покупателю за возвращенные ящики | 15 750 000 | ||
Списана стоимость невозвращенных ящиков (5 х 350 000) | 90-10 | 1 750 000 | |
Отражен доход в сумме невозвращенного залога | 90-7 | 1 750 000 | |
Исчислен НДС от разницы между залоговой стоимостью и ценой приобретения ящиков с НДС (примечание) ((350 000 - 300 000) х 5 х 20 / 120) | 90-8 | 68-2 | 41 667 |
Отражен финансовый результат от операций с залоговой тарой (2 500 000 - 1 750 000 + 1750 000 - 41 667) | 90-11 | 2 458 333 | |
Списан полученный залог | 17 500 000 | ||
Ремонт тары | |||
Отражены фактические расходы по ремонту тары | 02, 10, 70, 69, 76-2 и др. | 400 000 | |
Отражены поступившие денежные средства за ремонт тары | 90-7 | 600 000 | |
Списаны расходы по ремонту тары | 90-10 | 400 000 | |
Исчислен НДС по реализации услуг по ремонту тары (600 000 х 20 / 120) | 90-8 | 68-2 | 100 000 |
Отражен финансовый результат от оказанных услуг по ремонту тары | 90-11 | 100 000 |
Примечание. Передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, объектом обложения налогом на добавленную стоимость не признается. Исключение составляют случаи реализации такой тары (подп.2.15 п.2 ст.93 Налогового кодекса РБ (далее - НК)). В связи с этим в части невозвращенных покупателем 5 ящиков следует исчислить НДС, поскольку эти ящики считаются реализованными покупателю.
Налоговая база для исчисления НДС по приобретенной многооборотной таре определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этой тары. При этом цена приобретения и цена реализации определяются с учетом налога на добавленную стоимость (п.3 ст.98 НК).
Если бы была признана реализованной многооборотная залоговая тара, изготовленная собственными силами организации, то налоговая база для исчисления НДС определялась бы как цена ее реализации (п.1 ст.98 НК). То есть, если предположить, что ящики были изготовлены организацией - поставщиком товара, то по невозвращенным 5 ящикам налоговая база для НДС составляла бы 1 750 000 руб., а именно их стоимость, по которой они реализованы покупателю.
Задание 5.13
На ЗАО «Тропик» на 1.03.2015 г. имеются остатки на счете 10 «Материалы» (таблица 4.3)
Таблица 4.3 – Сведенья об остатках материалов
Наименование | Ед. измерения | Количество | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Кожа черная | м.п. | 39 000 | 2 301 000 | |
Кожа коричневая | м.п. | 38 500 | 1 655 500 | |
Шевро | м.п. | 41 100 | 1 972 800 | |
Подошва | шт. | 15 300 | 1 377 000 | |
Каблук | шт. | 10 600 | 1 590 000 | |
Клей | л | 5 900 | 236 000 |
За месяц произошло следующее движение материалов:
Дата | Поступило от поставщика | Отпущено в производство | ||
Вид материала | Количество | Вид материала | Количество | |
01.03 | Кожа черная | 27 м.п. | ||
Подошва | 58 шт. | |||
Каблук | 124 шт. | |||
07.03 | Кожа коричневая | 15 м.п. | Кожа коричневая | 30 м.п. |
Кожа черная | 40 м.п. | Шевро | 28 м.п. | |
Каблук | 200 шт. | Клей | 15 л | |
15.03 | Кожа черная | 30 м.п. | ||
Кожа коричневая | 18 м.п. | |||
Шевро | 19 м.п. | |||
Подошва | 35 м.п. | |||
Каблук | 215 шт. | |||
Клей | 20 л | |||
28.03 | Кожа черная | 50 м.п. | ||
Шевро | 60 м.п. | |||
Подошва | 54 шт. | |||
Каблук | 40 шт. | |||
Клей | 12 л |
Требуется: на основании данных составить оборотно-сальдовую ведомость по учету материалов (счет 10/1)
Задание 5.14
Таблица 4.4 – Остатки топлива на 1.03. 2015 г. ОАО «Экомир»
номенкл. № | Наименование ГСМ | Ед.изм. | Остаток на 01.03.20__г. | |||
К-во | Цена, руб. | Сумма, руб. | Отклонение, руб. | |||
Бензин АИ-76 | кг | 1 190 | 1 812 370 | 221 840 | ||
Дизельное масло М14В2 | кг | 6 800 | 13 600 000 | 404 000 | ||
Тормозная жидкость роса | кг | 4 100 | 410 000 | 2 008 | ||
Бензин АИ-92 | кг | 1 900 | 4 750 000 | 275 000 | ||
Итого | 20 572 370 | 902 848 |
В течение месяца произошли следующие операции:
а) от ОАО «Эталон-нефть» 10.03.2015 г. поступили следующие виды ГСМ:
- масло дизельное М14В2 4 343 кг по цене 6 900 руб. (без НДС)
- бензин АИ-92 4 835 кг по цене 1 950 руб. (без НДС)
- дизтопливо 59 670 л по цене 1 180 руб.
Транспортно-заготовительные расходы составили 1 012 480 руб., в т. ч. бензин АИ-92 – 180 800 руб. (без НДС), дизельное топливо – 723 200 руб. (без НДС), дизельное масло – 108 480 руб. (без НДС)
б) От ООО «Энки» 11.03.2015 г. поступила тормозная жидкость «Роса» - 200 кг по цене 4 100 руб. (без НДС)
Транспортно-заготовительные расходы составили – 70 000 руб. (без НДС)
в) Для заправки двух автомашин ГАЗ-52 отпущено топливо:
- бензин АИ-92 в количестве 1 440 л;
- дизельное масло М14В2 - 5 кг,
- для автомашины ГАЗ-52 тормозная жидкость «Роса» в количестве 0,5 кг.
г) на работу автомобиля ЗИЛ-130 отпущен бензин АИ-92 согласно установленным нормам.
Пробег автомобиля составил 180 км в летнее время года. Линейная норма расхода топлива для автомобиля ЗИЛ-130 составляет 31 л на 100 км, надбавка за работу в зимнее время – 10 %.
д) Водитель Чехонин Б.Р. направлен в командировку в Россию. Остаток бензина А-76 в баке автомобиля на начало рейса – 100 л. Пробег автомобиля согласно представленного путевого листа – 1 700 км. Линейная норма расхода топлива – 10 л на 100 км. За время командировки водитель приобрел 100 л бензина на 236 000 руб.
Согласно учетной политике учет материалов ведется с использованием счетов 10, 16. Списание материалов производится методом средневзвешенной цены.
Требуется: отразить операции на счетах бухгалтерского учета, составить оборотно-сальдовую ведомость по счету 10/3 «Топливо», по счету 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Решение
Решение
Содержание хозяйственной операции | Дт | Кт | Сумма, руб. |
Поступило масло дизельное М14В2 (4 343*6 900) | 10-3/1 | 29 966 700 | |
НДС | 5 993 340 | ||
ТЗР | 16/1 | 108 480 | |
НДС | 21 696 | ||
Поступил бензин АИ-92 (4 835*1 950) | 10-3/2 | 9 428 250 | |
НДС | 1 885 650 | ||
ТЗР | 16/2 | 180 800 | |
НДС | 36 160 | ||
Поступило дизтопливо (59 670 *1 180) | 10-3/3 | 70 410 600 | |
НДС | 14 082 120 | ||
ТЗР | 16/3 | 723 200 | |
НДС | 144 640 | ||
Поступила тормозная жидкость «Роса» (200*4 100) | 10-3/4 | 820 000 | |
НДС | 164 000 | ||
ТЗР | 16/4 | 70 000 | |
НДС | 14 000 | ||
Отпущен для заправки бензин АИ-92 (4 750 000+9 428 250)/(2 500+4 835)*1 440 | 10-3/2 | 2 783 460 | |
Списана сумма отклонений (275 000+180 800)/(4 750 000+9 428 250)*2 783 460 | 16/2 | 89 482 | |
Отпущено дизельное масло М14В2 (13 600 000+29 966 700)/(2 000+4 343)*5 | 10-3/1 | 34 342 | |
Списана сумма отклонений (404 000+108 480)/ (13 600 000+29 966 700)* 34 342 | 16/1 | ||
Списана тормозная жидкость «Роса» (410 000+820 000)/(100+200)*0,5 | 10-3/4 | 2 050 | |
Сумма отклонений (2 008+70 000)/ (410 000+820 000)*2 050 | 16/4 | ||
Списан бензин АИ-92 по нормам (61,38 л.) (4 750 000+9 428 250)/(2 500+4 835)*61,38 | 10-3/2 | 118 645 | |
Списана сумма отклонений (275 000+180 800)/(4 750 000+9 428 250)* 118 645 | 16/2 | 3 814 | |
Водитель приобрел бензин АИ-76 | 10-3/5 | 236 000 | |
Списано топливо (1 812 370+236 000)/(1 523+100)*170 | 10-3/5 | 214 555 | |
Сумма отклонений (221 840)/ (1 812 370+236 000)*214 555 | 16/5 | 23 236 |
Расход топлива=31/100*1,1*180=61,38 л
Расход топлива=10/100*1 700=170 л