Учет производственных запасов

I. Понятие материально-производственных запасов и их оценка

II. Оформление и учет движения материально-производственных запасов

III. Учет расчета с поставщиками и подрядчиками

IV. Инвентаризация производственных запасов

I. ПБУ-5/2001 *Учет материально-производственных запасов (МПЗ)* дает определение МПЗ и правила их учета

К МПЗ относят

1) активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п.

2) предназначенные для продажи

3) используемые для управленческих нужд организации

4) стандарт определяет правила учета готовой продукции и товаров

К МПЗ относят сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, запчасти, топливо, тара и т.д.

МПЗ принимают к БУ по фактической себестоимости, которая включает договорную стоимость и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

К ТЗР относят суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины, вознаграждения посредникам, затраты по доставке и др.

При вкладе материалов в уставный капитал учредителями при безвозмездном получении, при получении по договору мены оценка производится по правилам оценки основных средств

Организация в праве применять в учете МПЗ учетные цены. Это твердые цены, ими могут быть договорные цены, плановая себестоимость.

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии оценка производится одним из следующих способов

1) по себестоимости каждой единицы

2) по средней себестоимости

3) по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО)

Способ ЛИФО отменен с 1 января 2008 года.

Организация обязана указать в документе учетной политике

II. Первичные документы по движению МПЗ

Документы по поступлению

Приходный ордер

2) Акт о приемке материалов. Составляется в случае если при приемке материалов установлена недостача, излишки, бой, порча и т.д. при этом создается комиссия в состав которой включают представителя поставщика; если это невозможно, то незаинтересованное лицо.

Акт является основанием для предъявления претензии поставщику.

3)В случае приемки материалов на товарной станции обнаружена недостача, порча и т.д. составляется коммерческий акт

Документы по списанию

1) Лимитно-заборная карта. Открывается на месяц в двух экземплярах (один для склада, второй для цеха)

2) Требования (накладная), требования. Применяется при разовых отпусках материалов.

Организация ведет учет МПЗ по номенклатурным номерам, партиям, однородным группам и т.д.

На складе учет ведется в карточках складского учета материалов. Открывает их бухгалтер и передает по описи заведующему складом. Карточки заполняют на основании документов по приходу и расходу материала

На складе ведется количественно-сортовой учет.

Складской учет материалов может быть организован двумя способами:

1) Сальдовый (оперативно-бухгалтерский). Карточки ведет кладовщик, в конце месяца составляют ведомость учета остатков материала и передается в бухгалтерию для сверки.

2) По материальным отчетам. Применяется в строительных организациях и др.

В практике применяют два способа учета движения материалов в бухгалтерии

1) Учет материалов ведется по фактической себестоимости. При этом используется счет 10. К нему открывают субсчета. По дебету отражают поступление материалов, по кредиту их расход по фактической себестоимости. Сальдо дебетовое показывает остаток материалов на складе. Применяется на предприятиях, где небольшая номенклатура материалов.

2) Учет материалов ведется по учетным ценам. В течении месяца приход и расход МПЗ ведется по учетным ценам, в конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость.

Используются счета 10, 15 и 16. По дебету отражают стоимость приобретенных материалов, расходы, связанные с приобретением материалов. По кредиту списывают учетную стоимость материалов в дебет счета 10 и отклонение на счет 16.

По дебету и по кредиту счета 16 записывают отклонение фактической себестоимости материалов и их стоимости по учтенным ценам. При расходе материалов со счета 16 списываются отклонения в дебет тех счетов, куда списывают материалы по учетным ценам.

Отрицательная разница сторнируется.

Дебет 15 Кредит 60, 70, 69 и др.

Дебет 10 Кредит 15

Дебет 16 Кредит 15

Дебет 20, 25, 26 и др. Кредит 10

Дебет 20, 25, 26 и др. Кредит 16

III. Счет 60 А-П.По кредиту записывают сумму по предъявленным счетам поставщиков и подрядчиков

По дебету суммы оплаченные. Также в дебет записывают суммы перечисленных авансов. Сальдо может быть и дебетовым и кредитовым. Кредитовое показывает задолженность перед поставщиками по неоплаченным счетам, дебетовое задолженность поставщиков по авансам.

Открывают отдельный субсчет к счету 60 (авансы выданные)

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 51, 52, 71 и др.

Дебет 60/аванс кредит 51

Дебет 60 Кредит 60/аванс – зачет аванса при поступлении материалов.

Поставщик при отгрузке материалов выписывает счет-фактуру (2 шт – один покупателю, один себе)

Неотфактурованными поставками называют материалы, поступившие без сопроводительных документов.

Если документы поступили а материалы на склад не оприходованы их называют *материалы в пути*

Дебет 10 Кредит 60 Условно оприходованы материалы

Дебет 10 Кредит 60 Поступил материал в ноябре

Дебет 10 Кредит 60 Сторнируется первая запись

Синтетический и аналитический учет расхода с поставщиками и подрядчиками ведется в журнале ордера №6

IV. Инвентаризация

Порядок инвентаризации продукции определен, периодичность определения организация определяется самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Инвентаризацию проводит комиссия

В ходе инвентаризации составляются описи, которые передают бухгалтеру для сверки с БУ

Излишки приходуют

Дебет 10 Кредит 91

Наши рекомендации