Номенклатура показателей качества продукции?
Номенклатура показателей качества продукции (НПКП) - это совокупность (перечень) характеристик свойств продукции, выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребности.
1)показатели назначения — характеризуют свойства продукции, основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения, например, точность часов или чувствительность приемника;
2) показатели надежности — характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости;
3)эргономические показатели — характеризуют систему «человек— изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;
4) эстетические показатели — характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции;
5) показатели технологичности — характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции;
6)показатели транспортабельности — характеризуют приспособленность продукции к перемещению в пространстве (транспортированию), не сопровождающемуся ее использованием или потреблением;
7) показатели стандартизации и унификации — характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями;
8)патентно-правовыепоказатели — характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом;
9) показателиэкологические — характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции;
10)показателибезопасности — характеризуют особенности персонала;
11) Показатели стойкости к внешним воздействиям
Эти показатели характеризуют стойкость изделия к воздействиям факторов окружающей среды, выражаемую следующими свойствами: пылезащищенность; влагозащищенность; водонепроницаемость; ударопрочность; вибропрочность; устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и др.
12) Экономические показатели
-Экономические показатели характеризуют затраты на разработку,
-изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, а также экономическую эффективность ее производства и применения.
13)Безотказность - свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Для изделий неремонтируемых или заменяемых после первого нарушения работоспособности показателями безотказности являются:
-средняя наработка до первого отказа;
-вероятность безотказной работы в течение определенного срока;
-интенсивность отказов.
69)Международные стандарты ИСО серии 9000. Краткая характеристика: назначение, область применения, содержание основных разделов?
-это серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества (СМК). Разработана Техническим комитетом Международной Организации по Стандартизации. В состав входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты разъясняющие частные вопросы СМК.
Семейство стандартов ISO 9000, перечисленных ниже, было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества:
- ISO 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
- ISO 9001 устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
- ISO 9004 содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
ISO 19011 содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ISO 9000, и определяет соответствующие термины. Настоящий стандарт может использоваться:
a) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
b) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
c) пользователями продукции;
d) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы); e) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ISO 9001 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации/регистрации);
f) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации;
g) разработчиками соответствующих стандартов.
Cодержание основных разделов:
1)Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.
Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией.
2) Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции
Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции
3) Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:
а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
б) разработку политики и целей организации в области качества;
в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.
4) Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества.
5) С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества.
6) Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий
7) Оценивание процессов системы менеджмента качества
8) Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
2 ВАРИАНТ
Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспеченная организационно, методически и технически жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Запросы потребителей связаны т не только с техническим, но и с функциональным качеством, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукта по назначению, условиями утилизации и т.п.
Удовлетворенность потребителей качеством продукции следует измерять и оценивать, а в СМК в необходимых случаях создавать механизм корректирующих действий.
Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Руководители высшего звена должны личным примером демонстрировать приверженность качеству. Должны стремиться создавать такую обстановку в организации, в который люди могут быть полностью вовлеченными в достижение целей организации. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала и «выращивании» специалистов, обеспечивать решение задач качества необходимыми ресурсами.
Вовлечение работников. Это одно из ключевых положений «Всеобщего менеджмента качества», в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Необходимо побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении качеств, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать знания и опыт коллегам.