Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия)

Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.

Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.

Уровень качества продукции — относительная характери­стика продукции, основанная на сопоставлении значений пока­зателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базо­выми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

Потребительские свойства товаров, их потребительская полезность определяются рядом показателей.

Функциональные свойства определяют соответствие предмета потребления его целевому назначению. Они характеризуют совершенство выполнения основной функции, вспомогательных операций, дополнительных функций. Например, к функциональным свойствам стиральных машин можно отнести способность отстирывать белье, телевизоров — возможность приема различных телепрограмм. Вспомогательными операциями является заточка ножей электробритвы во время ее работы. Дополнительные функции — наличие микрокалькулятора в электронных часах.

Социальное назначение характеризует соответствие свойств товара потребностям различных групп населения. Например, товары для детей, любительская фотоаппаратура, диетические продукты, мотоколяски для инвалидов и т.д.

Эргономические свойства обусловливают удобство и комфорт при использовании товара, оптимизацию физической и психической нагрузки человека в момент эксплуатации изделия. Например, расположение систем управления автомобилем, панель управления автоматической стиральной машины, форма ручки утюга и др.

Эстетические свойства характеризуют способность товара выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезность, рациональность и др.); соответствие формы особенностям функционально-конструктивного решения (рациональность формы); органическую композиционную связь частей и целого (целостность композиции); совершенство исполнения и стабильность товарного вида (качество отделки и др.). Например, модная одежда, сервисный набор посуды, цветовая гамма женских летних зонтов и др.

Экологические свойства: определяют тем, насколько вредным для окружающей среды может быть процесс потребления данного товара. Учитывается не только непосредственный акт потребления, но и все сопутствующие ему процессы (хранение, транспортировка и др.). Например, концентрация вредных примесей при выхлопе двигателей внутреннего сгорания, . биологическая чистота стиральных порошков, воздействие на воздух аэрозольных упаковок, содержание фреона в бытовых машинах и т.п.

Гигиенические свойства характеризуют возможность неблагополучного влияния предмета потребления на организм человека и его работоспособность в процессе эксплуатации. Это влияние может осуществляться как непосредственно, так и косвенно. Гигиенические свойства характеризуются уровнем освещенности, вентиляции, температуры, влажности и т.д. Например, гигроскопичность тканей, содержание вредных примесей в бытовых пластмассовых изделиях, воздухопроницаемость обуви и др.

Надежность товара в потреблении предусматривает возможность предмета потребления в процессе его использования сохранять свои основные характеристики и параметры в течение определенного времени и в заданных режимах эксплуатации. Определяется долговечностью, сохранностью, безотказностью, ремонтопригодностью и т.п. Так, надежность электропылесоса может измеряться количеством проработанных часов, тканей — сохранением цветовой окраски после стирки или чистки и др.

Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень продукции — относительная харак­теристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершен­ство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями (ГОСТ 15467-79).

Согласно ГОСТ 15467-79, под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техничес­кое совершенство оцениваемой продукции, определение значе­ний этих показателей и сопоставление их с базовыми.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпуска­емой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предпри­ятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается спосо­бность предприятия производить конкурентоспособную проду­кцию за счет его умения эффективно использовать финан­совый, производственный и трудовой потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокуп­ность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупа­теля и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посыл­ки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Практика определения конкурентоспособности товара ос­новывается на сравнительном анализе его совокупных харак­теристик с товарами-конкурентами по степени удовлетво­рения конкретных потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена ко­личественно через показатель конкурентоспособности.

Известно несколько способов определения этого важней­шего показателя. Остановимся на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкуренто­способности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения

Цп = Цпр + Ип

где Цп — цена потребления;

Цпр — цена продажная;

Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нор­мативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные кате­гории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществ­ляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществ­ляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле

Ип = (ЗП + Ирем + Имр + А + Ипр) Тн ,

где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;

Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

А — годовая величина амортизации;

Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн — нормативный срок службы.

По мере старения изделия сумма переменных затрат воз­растает, и соответственно увеличивается их доля в цене потреб­ления.

На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Пе­риод, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, на­зывается экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекра­тить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен на­ходиться в непосредственной близости к установленным сро­кам полного амортизационного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособ­ность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемый товар одинаковый по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести вари­анты в сопоставимый вид.

Технические параметры при этом методе определения кон­курентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продаж­ной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себе­стоимость производства и реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравне­нию с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов бо­лее конкурентоспособным является тот, у которого ниже себе­стоимость.

Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении това­ров-конкурентов с учетом их технического уровня и продаж­ной цены.

Согласно этому методу вначале определяются количест­венные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле

КП = КПэ Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru КПт Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru КПн

где КП — комплексный показатель уровня качества товара;

КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПт — комплексный показатель технического уровня;

КПн — комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентос­пособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

Пкi = Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru ; Пк2б = Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru ,

где Пкi , Пк2б — показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;

КПi , КПб — комплексный показатель уровня качества сравнивае­мого образца и товара-эталона;

Цi , Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб — менее конкуренто­способным; если Пкi = Пкб — конкурентоспособность оди­накова.

Наиболее наглядное представление дает относительный по­казатель конкурентоспособности (ОПк):

ОПк = Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru .

Если ОПк Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru 1, то показатель конкурентоспособности рас­сматриваемого образца превышает или равен показателю кон­курентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколь­ко хороши эти товары в эксплуатации.

Четвертый способ. При этом методе уровень конкуренто­способности определяется на основе сопоставления как тех­нических, так и экономических параметров. При этом из тех­нических параметров выбираются только такие, которые, в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчиты­ваются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию:

Iтп = Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru ,

где Ii — индивидуальный индекс i-го технического параметра;

аi — вес i-го параметра.

Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и сложная часть всего анализа кон­курентоспособности. Основным источником данных для по­строения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом то­варов, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Сопоставление сводных технических параметров по каж­дому изделию дает возможность определить наиболее пред­почтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособ­ным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.

Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) опре­деляется из выражения

Iэп = Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru ,

где Цпi , Цпо — цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.

Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если Iэп > 1 — наоборот; если Iэп = 1 — изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяет­ся интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

Ки = Лекция 14.Качество и конкурентоспособность организации (предприятия) - student2.ru ,

где Iтп — сводный индекс по техническим параметрам;

Iэп — сводный индекс по экономическим параметрам.

Данный метод является более предпочтительным по срав­нению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

Наши рекомендации