Государственное регулирование отраслевых рынков
Регулирование – одна из радикальных форм государственного вмешательства, которая рассматривается как контроль со стороны государства за деятельностью субъектов несостоятельного рынка, обеспечивающий соответствие их деятельности поставленным целям и определенным правилам.
Регулирование может проводиться
- методом убеждения
-методом прямого управления, иногда принимающего форму национализации (гос. сектор).
Необходимость государственного регулирования несостоятельности отраслевого рынка связана с такой ситуацией, когда размер фирмы настолько велик относительно размеров субъектов потребления, что конкуренция не в состоянии поддерживать должным образом уровень издержек, цен, качества продукции. В подобных условиях правительство регулирует вход на этот рынок, а поставщикам дается возможность действовать при соответствующем контроле за ценами и качеством продукции.
Кроме того, если на рынке конкуренция возможна, но по ряду причин достижение эффективного результата может быть нежелательно, то на таких рынках также вводится государственное регулирования.
Под регулирование попадают и отраслевые рынки, на которых существует конкуренция, но из-за нарушений автоматическое обеспечение эффективного результата не было достигнуто.
Масштабы и методы вмешательства могут различаться в зависимости от объективных и субъективных экономических условий, политических и социальных целей страны. Правительства ищут альтернативы между такими методами, как регулирование и дерегулирование, национализация и приватизация.
Несмотря на масштабы государственного регулирования, в последние десятилетия в ряде стран с развитой рыночной экономикой наблюдается тенденция к дерегулированию. Связано это с тем, что существуют две противоположные точки зрения на политику гос. регулирования.
Первая: государство должно регулировать рынки с целью преодоления их несостоятельности или неэффективности.
Вторая: т.к. государство в ряде случаев не обладает достаточной информацией о деятельности объекта регулирования, или представители различных предпринимательских групп оказывают давление на регулирующие или законодательные органы с целью принятия выгодных для себя решений, регулирование становится неоптимальным и приводит к неэффективности рынков. Поэтому там, где регулирование не достигает поставленных целей, имеет смысл придерживаться политики дерегулирования, т.е. доверить решение проблем рыночному механизму.
Дерегулироваие – процесс полной или частичной отмены регулирующих мер, принятый в отношении фирм или отраслей.
Оно затрагивает систему ценообразования и проблему входа. Сторонники дерегулирования считают, что оно позволит фирмам установить относительные цены и перестать использовать перекрестное субсидирование убыточных сфер своей деятельности за счет прибыльных, что увеличит в конечном итоге эффективность.
Есть мнение, что регулирование ведет к снижению цен. Так в США в период правления Картера и Рейгана применялось дерегулирование многих отраслей (авиаперевозок, ж/д транспорта, телефонной связи и т.д.). Эмпирические оценки этих мер свидетельствуют о том, что во многих случаях они были удачными как для потребителей, так и для производителей.
Следствием дерегулирования является снижение издержек производства или повышение степени состязательности рынка путем облегчения условий входа. Однако, влияние этого процесса на цены неопределенно. Если благодаря дрегеулированию, например, издержки сокращаются на некоторую небольшую величину, но компании оказываются в состоянии увеличить разницу (Р-МС) по причине ослабления контроля, цены могут и повыситься.
В последние десятилетия обозначилась тенденция к переоценке роли государственного вмешательства в экономику, и выделился приоритет – опора на рыночные силы развития. На основе этого приоритета государство стало постепенно отказываться от отношений собственника.
Процесс сокращения масштабов государственного сектора, ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и управления на основе законодательных актов и структурного перераспределения прав собственности в пользу частного капитала получил название приватизации.
Первой страной, прибегшей к широкомасштабной приватизации, стала Великобритания (1979 г., правительство Тэтчер), за ней последовали Франция и Австрия (1986 г.), затем страны Восточной Европы. По данным Всемирного банка, более 80 развитых и развивающихся стран к 1983 г. принял национальные программы приватизации.
Мотив – стремление увеличить эффективность по издержкам. Предполагается, что компании частного сектора более эффективны, чем государственного.
Аргумент – прибыль является сильным мотиватором, работники же государственного предприятия не участвуют в его прибылях и не имеют стимула трудится эффективно. Как правило, при прочих равных условиях, гос. предприятия отличаются более низкими ценами и редким их пересмотром, худшей способностью к адаптации при изменении внешних условий хозяйствования, высокой капиталоемкостью, бюрократизацией управленческого аппарата и т.д.
Другой аргумент - лучший доступ к финансовым ресурсам. Гос. предприятия отрасли вынуждены обращаться за финансовыми средствами к гос. источникам. Если правительство имеет бюджетный дефицит, то деньги могут быть не выделены или выделены в недостаточном объеме. Если же отрасль – частный сектор, и сможет убедить инвесторов в прибыльности, то вероятность получения соответствующего объема финансирования гораздо выше.
Еще один аргумент – широкое владение акциями, что принимается как благо. Идея народного капитализма заключается в том, что владение акциями изменит отношение работников к прибыли компании. Они перестанут ее рассматривать как нечто негативное, а воспринимать как показатель эффективности.
Причиной приватизации может стать желание правительства увеличит свои доходы здесь и сейчас, чтобы можно было снизить налоги, увеличить ассигнования в определенные сферы экономики и т.п.
Все названные мотивы не могут быть реализованы полностью, кроме того, они могут оказывать влияние (не всегда положительное) друг на друга. Например, максимизация доходов государства означает срочную продажу всех активов, но это дает покупателю возможность в дальнейшем применить монопольную власть для нерационального использования ресурсов. Расширение владения акционерным капиталом означает продажу акций частным инвесторам, отсюда – снижение доходов государства.
Т.о., приватизация - далеко не однозначный процесс. Разные условия, разнообразие целей и методов приватизации в разных странах привели к появлению разных форм и моделей перехода от одной формы собственности к другой. В ряде стран проводится полная приватизация (классический вариант), когда все права собственности переходят к частным владельцам. В других – частичная (неполная форма), характеризующаяся сочетанием интересов государства и частного бизнеса, основанным на разделении прав собственности и функций менеджмента.
Противоположным приватизации процессом является национализация частных предприятий. Она осуществляется с цельюповышения эффективности предприятий, находящихся в частной собственности, а затем их передачи в частный сектор. Однако, преобладающей тенденцией, все-таки, стала приватизация. Государство остается на своих позициях там, где его присутствие необходимо, а именно тем, где образуются провалы рынка.
-3-