Для магистров добавить остальные показатели.

Помимо концентрации, на взаимозависимость продавцов оказывают воздействие многие факторы. В первую очередь это издержки входа, отражающие возможность появления на рынке новых участников, доступность информации о ценах, низкие темпы изменения технологии производства и производимых продуктов. Поэтому делать выводы о возможной интенсивности конкуренции на рынке исключительно на основании значения показателя концентрации нельзя. Основные факторы мы рассмотрим ниже (барьеры), либо в последующих темах (например, информацию)

-4-

Качественные показатели рыночной структуры

Качественными показателями, характеризующими структуру отраслевых рынков, являются:

• наличие (или отсутствие) барьеров входа-выхода для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

• открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Наличие (или отсутствие) барьеров входа-выхода для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости

Потенциальными конкурентами считаются:

- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализующие эти возможности;

- хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

- новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный рынок.

Под барьерами входа-выхода понимают совокупность факторов, которые либо препятствуют фирме организовать прибыльное производство на рынке, либо препятствуют выйти с рынка без существенных потерь.

Барьеры входа

Сложность, а иногда даже невозможность входа в определенный рынок или проникновения в определенную отрасль зависит от соответствующих барьеров. Их наличие оказывает существенное воздействие на уровень концентрации и конкурентную ситуацию в отрасли (на рынке). Это делает рыночные барьеры одой из важных проблем исследования в экономике отраслевых рынков.

Термин «барьеры входа» был впервые введен Джоном Стейтеном Бэйном в 1956 году. Он определял их как барьеры, позволяющие действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов.

Дж. Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков:

1. рынки со свободным входом (легкий вход): уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. Здесь обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек;

2. рынки с неэффективными барьерами входа (слабо затрудненный (предоставляемый) вход): фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу конкурентов, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде;

3. рынки с эффективными барьерами входа (сильно затрудненный (сдерживаемый) вход): возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли;

4. рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах.

Первый и четвертый типы практически не встречаются и представляют собой теоретическую абстракцию. Первый тип характерен для рынка близкого к совершенной конкуренции, а четвертый тип — для рынка монополии.

На рынках второго типа некоторые фирмы имеют незначительные преимущества в отношении затрат, проявляющиеся в минимальном повышении цен по сравнению с издержками. Однако в долгосрочном плане таким фирмам выгоднее допускать на рынок новые фирмы, чем воздвигать входные барьеры.

На рынках третьего типа ситуация иная: фирмам-лидерам выгоднее возводить входные барьеры и не допускать вхождение в отрасль новых фирм.

Классификация входных барьеров в зависимости от степени их преодолимости представлена на рисунке 1.4.

Для магистров добавить остальные показатели. - student2.ru

Рисунок 1.4. Классификация барьеров входа на отраслевой рынок

В современной литературе под барьерами входа понимают факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать прибыльное производство в отрасли.

Поэтому существует два типа входных барьеров:

- стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирм;

- нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.

• Стратегические (субъективные) барьеры.

Создаются деятельностью самих фирм, их стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. Этот вид барьеров назван стратегическим потому, что при выборе стратегии фирмы во внимание

принимается ответное действие рыночных участников. Стратегические барьеры зависят от поведения фирм, и фирмы могут самостоятельно их убирать. Стратегические барьеры могут формировать лишь активные фирмы, обладающие рыночной властью. Эти барьеры подразделяют на два вида:

- связанные с ценовыми стратегиями;

- связанные с неценовыми стратегиями поведения фирм.

Ценовая стратегия активной фирмы представляет собой установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов. Активная фирма, опасаясь входа на рынок потенциальных конкурентов, сознательно снижает цену до уровня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в краткосрочном периоде. Такой уровень цен называют запретительным.

Неценовые стратегии представлены тремя формами:

1. дополнительное инвестирование в оборудование. Если активная фирма имеет незадействованные производственные мощности, то при угрозе входа на рынок новых конкурентов, она может максимально увеличить объем выпуска продукции. Однако в этом случае перед активной фирмой стоит дилемма: что выгоднее, осуществлять дополнительные инвестиции в оборудование или позволить новой фирме войти на рынок;

2. устойчивые связи с другими участниками рынка. Любая фирма, действующая на рынке длительное время, имеет устоявшиеся связи со всеми рыночными агентами, в то время как новой фирме потребуется определенное время для установления таких связей;

3. дифференциация продукта. Суть стратегии активной фирмы состоит возможном разнообразии предлагаемой продукции, т.к. расходы, связанные с увеличением числа торговых марок, исследованиями рынка возрастают медленнее, чем получаемая в результате этих действий прибыль. Для фирмы, пытающейся войти на новый рынок, эти затраты всегда будут выше, чем у фирмы, уже действующей на рынке.

Исходя из вышеуказанного, стратегические барьеры бывают следующих видов:

1) лимитирующее ценообразование.

Для потенциального конкурента важно знать, какая установится цена в отрасли, после того как он войдет на рынок. Чем больше размер выпуска потенциального конкурента, тем ниже должна быть цена, чтобы это дополнительное предложение товара нашло сбыт. Но чем ниже цена после входа, тем больше время возмещения издержек по проникновению в отрасль, тем рискованнее становится вход.

Фирмы, уже действующие в отрасли, зная совокупный спрос и предложение, могут назначить такую цену, чтобы предотвратить нежелательное появление на рынке новых конкурентов (ценообразование, ограничивающее вход). Запретительная цена, как правило, ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль. Т.е. фирма, проводящая политику ценообразования, ограничивающего вход, сталкивается с выбором между краткосрочной прибылью и угрозой входа. Чтобы ценообразование, ограничивающее вход, было эффективным, фирма:

во-первых, должна оценить точно издержки производства свои и потенциального конкурента, а также условия спроса. Если фирма переоценит издержки и назначит слишком высокую цену, вход будет предотвращен, но фирма не дополучит какую-то часть прибыли. Если она недооценит издержки и назначит слишком низкую цену, проникновение новых фирм не будет предотвращено;

во-вторых, фирмы должны поддерживать величину выпуска в отрасли на соответствующем уровне;

в-третьих, модель ценообразования исходит из того, что потенциальный конкурент полагает объем выпуска старых фирм неизменным. Но на практике нужно рассматривать случай, когда старые фирмы будут вынуждены сократить свой выпуск, особенно если новая фирма представляет собой крупный диверсифицированный концерн и назначит невысокую цену;

в-четвертых, лимитирующее ценообразование неэффективно в условиях быстро растущего спроса и в отраслях с высокой скоростью технологических инноваций, поскольку быстро меняющаяся среда не дает возможности старым фирмам адекватно оценить уровень цены;

2) высокая степень дифференциации продукта.

Старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок;

3) долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями.

Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если подобные контракты существуют в отрасли;

4) вертикальная интеграция;

Степень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры.

5) согласованная ценовая политика;

6) наличие резервных мощностей;

Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями, то при первой же угрозе входа новой фирмы может увеличить выпуск до уровня, ограничивающего вход, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек;

7) дополнительные инвестиции в оборудование

Необходимость в них возникает у входящей фирмы.

8) необходимость значительных расходов на рекламу.

Рекламные расходы увеличивают минимальный выпуск в отрасли, необходимый для организации эффективного производства, и понижают ее ожидаемую прибыль.

9) лоббизм

• Нестратегические барьеры

Нестратегическими называют барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию.

К числу нестратегических барьеров относят:

- административные (правительственные) барьеры;

- гражданские барьеры;

- социально-экономические барьеры.

Административные (правительственные) барьеры — это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности (в форме лицензирования, сертификации, нормы контроля, квот). Преодоление таких барьеров требует от предприятий затрат времени и финансов. Административные барьеры являются инструментом регулирования национальной экономики и в то же время приводят к сдерживанию экономической активности хозяйствующих субъектов. Разновидностью административных барьеров являются организационно-экономические барьеры, которые представлены законодательными актами, определяющими инвестиционную, таможенную, налоговую, экономическую политику в целом и в той или иной отрасли.

Большинство видов административного контроля может быть заменено гражданским. Это обусловлено гражданско-правовым характером взаимоотношений рыночных субъектов. Гражданские объединения призваны обеспечить увязку интересов правительства (государства), фирм (бизнеса) и граждан. В настоящее время многие аспекты профессиональной деятельности регулируются и контролируются с помощью стандартов и правил, установленных гражданскими объединениями.

К числу барьеров социально-экономического характера относят:

1. емкость отраслевого рынка. В этом случае рассматривают степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.

Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен.

Различают два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости.

2. состояние рыночной инфраструктуры, т.е. развитость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа;

3. капитальные затраты (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Это затраты на освоение выпуска данного товара, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР, подготовку и наем персонала, организацию сбытовой сети, длительность освоения производства. Величина первоначального капитала для вхождения на рынок для различных отраслей неодинакова, что и обуславливает высоту входного барьера;

4. преимущества (абсолютные и относительные) в уровне издержек. Считается, что средние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на рынок.

Абсолютные преимущества достигаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и/или более качественным источникам ресурсов, или за счет использования их прошлых инноваций.

Относительные преимущества возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент. Отсюда возрастающая отдача от масштаба.

Определить высоту входного барьера (В) в отрасль можно по формуле:

В = АСв/АС∂

где АСв - средние издержки фирм, желающих войти на рынок; АС∂ - средние издержки фирм, действующих на рынке.

Используют также и показатель, получивший название «индекс барьера»:

Iб = Q/Ч

где Q - объем выпуска продукции фирмы; Ч - численность персонала фирмы. Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.

К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализа ситуации за последние 3-5 лет отмечается малое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких входных барьеров. Однако отсутствие новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.

К числу статистических показателей уровня входных и выходных барьеров можно также отнести: время достижения новыми фирмами размеров уже действующих на рынке фирм; долю оставшихся на рынке фирм через некоторый временной интервал; долю банкротств, поглощений и слияний сравнительно с новыми фирмами на рынке.

При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок могут быть использованы следующие критерии:

· своевременность;

· вероятность;

· достаточность входа на рынок новых субъектов.

Своевременными считаются такие варианты входа на рынок, которые могут быть осуществлены в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок. Значительным воздействием на рынок может считаться такое воздействие, при котором достигается реальное уменьшение показателей рыночной концентрации и соответственно ослабляется возможность каждого субъекта рынка односторонне воздействовать на рынок.

Вход на рынок считается вероятным, если он выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка.

Вход на рынок считается достаточным, если он осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка.

Барьеры выхода

Это факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь выйти из отрасли.

Барьеры выхода – это разного рода необратимые издержки, которые невозможно возместить. Обычно необратимые издержки появляются в результате инвестирования в долгосрочные или специфические активы фирмы или продукты. Примером отрасли с большим объемом невозвратных капитальных затрат является железнодорожный транспорт. Даже при наличии убытков железнодорожные компании очень медленно уходят из отрасли.

Осложнить выход фирмы из отрасли могут несовершенство законодательной системы и неразвитость рыночных отношений.

В мировой практике для определения уровня входных и выходных барьеров применяют следующие статистические показатели:

· норма входа фирм на отраслевые рынки:

Нвх = Мвв+д

где Мв - число вошедших за год на рынок фирм; Мв+д - общее число действующих на рынке фирм на конец года;

· норма проникновения новых фирм на действующий рынок:

Нпр = Qв /Qв+д

где Qв - объем выпуска (продаж) вошедших на рынок фирм; Qв+д - общий объем выпуска продукции на рынке;

· норма выхода:

Нвых = Му/Мд

где Му - число ушедших с рынка фирм за анализируемый период; Мд - общее число действующих на рынке фирм на конец анализируемого периода.

Наши рекомендации