Отраслевой рынок: понятие, границы, виды, элементы, функции
Рынок — базовое понятие экономики отрасли. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, и параметры их рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для собственников и инвесторов.
Существует множество определений и критериев оценки рынка, но все они в целом сводятся к следующему.
Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Одним из основных вопросов экономики является соотношение рынка и отрасли.
Отрасль - совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся субститутами в производстве (производимые с использованием однородных ресурсов и схожих технологий).
Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединён удовлетворяемой потребностью (т.е. объединяет товары, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей), а отрасль - характером используемых технологий.
Понятие отрасли шире понятия рынка. Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа.
В свою очередь, рынок и подотрасль, выделяемая в рамках конкретной отрасли производством близких товаров, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятий. Такое упрощение допустимо при узкой специализации предприятия подотрасли.
Поэтому очень важно выделить границы отраслевого рынка: когда он зарождается, до каких пределов расширяется и когда затухает (забегая вперед, основными характеристиками рыночной структуры являются: границы рынка; количество и дли покупателей и продавцов; высота и эффективность барьеров входа-выхода)
Но в практической деятельности это сделать достаточно сложно. Определение границ отраслевого рынка непосредственно связано с целью исследования.
Следует выделять несколько типов границ рынка:
– продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении;
– временные границы, позволяющие проводить сравнительный анализ развития рынков во времени;
– локальные (географические) границы, ограничивающие рассматриваемые рынки в рамках какой-либо территории.
Менеджмент
▫ С кем конкурируем реально и потенциально?
▫ Кто является потребителем продукции?
Антимонопольная политика
▫ На каком рынке ограничение конкуренции?
▫ Какие рынки затронуты сделкой слияния?
▫ Базовая возможность для ответчиков в антимонопольных делах избежать обвинения
Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров одному рынку присуще большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов.
Мировая практика использует следующие критерии выделения границ отраслевого рынка:
1. Ценовая эластичность спроса – т.е. показатель изменения выручки при изменении цены. Экономическая проблема: рынок – это цепь товара и его заменителей. Насколько близких заменителей?
Например, цена товара А возросла, изменилась и выручка производителей данного товара. Если выручка выросла (дополнительная прибыль продавцов положительна), рынок ограничен только товаром А. Если выручка сократилась (дополнительная прибыль производителей отрицательна), то существует близкий заменитель, товар В. Поэтому неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверять рынок товара А+В.
Таким образом, динамика выручки и прибыли фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка.
2. Географическая ограниченность рынка.
В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные и местные предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения. Например, условия определения географических границ рынка:
- большая доля (свыше 75%) потребляемого продукта производится на данной территории;
- большая часть (свыше 75%) производимого продукта потребляется там, где производится
- высокие транспортные расходы, как в целом, так и на единицу перевозимого груза;
- цены в различных регионах на один и тот же продукт резко различаются между собой
- стабильность долей рынка ведущих фирм региона
- признание региона рынком со стороны ведущих агентов рынка (фирм-производителей и крупнейших покупателей)
- административные ограничения на вывоз или ввоз товара
Классификация рынков имеет большое значение при выделении типов рыночных структур, организации производственной деятельности фирмами, проведении регулирующих мероприятий государственными органами. В связи с наличием различных видов границ отраслевых рынков можно выделить и виды рынков в экономической организации (рис. 1.1).
Рисунок 1.1. Классификации отраслевых рынков
Отраслевые рынки бывают открытые и закрытые. Первые предполагают свободный вход на рынок новых фирм. Если же вход регулируется определенными механизмами, то говорят о его замкнутости или закрытости.
По степени организованности рынки делятся на стихийные и организованные. К последним относятся рынки, на которых имеется механизм регулирования спроса и предложения (аукционы, биржевая торговля). Если спрос и предложение уравновешиваются при отсутствии специальных форм организации взаимодействия между продавцом и покупателем, то такие рынки называют неорганизованными или стихийными.
По территориальному признаку рынки могут быть глобальные, региональные и локальные (местные).
Кроме того, рынки классифицируются по стадиям их зрелости: пионерные, растущие, зрелые (развитые) и затухающие (сжимающиеся).
Прежде чем приступить к исследованию того или иного отраслевого рынка, следует определиться не только с его границами, но и со стадией развития, степенью замкнутости и уровнем организации, составляющими его элементами.
Каждый отраслевой рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и их взаимосвязями. (Рисунок 1.2).
Рисунок 1.2. Подсистемы рынка
Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (1) и средств производства (5) за счет инвестиционных ресурсов. Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.
Это происходит в рамках определенной технологии (варианта производства) (6), которая также выступает в качестве товара на соответствующем рынке - рынке технологий.
Экономическое значение имеет потребительский (3) рынок, то есть рынок предметов потребления. От его состояния зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.
Финансовый (2) рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а, следовательно, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на денежный рынок и рынок капиталов.
Существует рынки услуг (4) и духовных благ (7), превращающие в объект купли-продажи технологии и духовные идеи, стимулирующие их рождение, распространение и использование.
Взаимодействие каждого элемента рынка приводит к эффективному функционированию всего рыночного хозяйства.
Отраслевой рынок выполняет ряд функций:
- информационную;
- посредническую;
- ценообразующую;
- регулирующую;
- распределительную;
- санирующую.
-2-
Типы рыночных структур
Структура рынка - это основные характерные черты, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка.
В основу классификации рыночных структур могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный критерий - число участников рынка. На основе этого критерия разработана классификация по Штакельбергу (табл. 1).
Таблица 1. 1- Классификация рынков по Штакельбергу
Покупатели | Продавцы | ||
много | несколько | один | |
много | монополистическая конкуренция | олигополия | монополия |
несколько | олигопсония | двусторонняя олигополия | монополия, ограниченная олигопсонией |
один | монопсония | монопсония, ограниченная олигополией | двусторонняя монополия |
Как видно, наряду с монополией со стороны производителей встречается монополия со стороны покупателя - монопсония. Покупатель-монопсонист (например, военная промышленность) имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках.
Двусторонняя монополия - это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).
Эдвард Хастинг Чемберлин предложил использовать для классификации рыночных структур два критерия:
- взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями;
- взаимозависимость этих предприятий.
Первый критерий представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, и характеризует влияние изменения цены j-гo предприятия на выпуск i-гo. Чем выше это коэффициент, тем выше однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость).
Второй критерий характеризует коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности и характеризует влияние выпуска j-гo предприятия на цену i-гo. Чем выше этот коэффициент, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.
Джо Стейтен Бейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара P и его конкурентной цены Рк, равной средним общим затратам длительного периода:
Е = (Р-Рк)/Рк
Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, и вероятнее вход на него. В случае монополии Е>0, но вход на рынок блокирован. Классификация рынков по этим трем критериям представлена в табл. 2.
Таблица 1.2 - Классификация товарных рынков по Чемберлину и Бейну.
Тип строения рынка | Взаимозависимость товаров, е(р)ij | Взаимозависимость предприятий, е(q)ij | Условие входа, Е |
совершенная конкуренция | → ∞ | → 0 | → 0 |
монополистическая конкуренция | 0 < е(р)ij < ∞ | → 0 | → 0 |
однородная олигополия | → ∞ | 0 < е(q)ij < ∞ | Е > 0 |
неоднородная олигополия | 0 < е(р)ij < ∞ | 0 < е(q)ij < ∞ | Е > 0 |
монополия | → 0 | → 0 | вход блокирован |
Однако использование этой классификации затруднительно, так как требует расчетов коэффициентов перекрестной ценовой и количественной эластичности, определение средних издержек долгосрочного периода.
Поэтому на практике классификацию рынков проводят по формам конкуренции, которая базируется на понятиях совершенной и несовершенной конкуренции.
• Совершенная конкуренция — состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не имеет достаточной доли рынка, чтобы оказывать влияние на цену продукта.
Она является теоретической абстракцией, т. е. все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
• Несовершенная конкуренция – ситуация, когда два или более продавцов, обладая ограниченным контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи.
Выделяют несколько видов рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия (редкий случай, когда существуют два производителя однородной продукции), монополия. Их характеристики представлены в таблице 3.
Таблица 1.3 - Характеристика основных рыночных структур
Критерии, определяющие структуру рынка | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция, в том числе: | ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | ||
Число продавцов и их дифференциация по объему продаж | Большое число про-давцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | Большое число про-давцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | Несколько продавцов, объем продаж каждого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка | Один продавец на рынке |
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены | Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены | Продавцы имеют возможность воздейс-твовать на установление рыночной цены | Цену устанавливает продавец |
Степень контроля над ценами | Отсутствие контроля над ценами | Слабый контроль над ценами | Частичный контроль над ценами | Высокая степень контроля над ценами |
Барьеры входа на рынок | Барьеры входа не существуют | Барьеры входа не существуют | Высокие барьеры входа возможны, но не обязательны | Барьеры полностью блокируют вход |
Условия входа на рынок | Вход свободен | Вход свободен | Вход может быть блокирован или свободен | Вход полностью блокирован |
Наличие стратегичес-кого взаимодействия продавцов на рынке | Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке | Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке | Существует стратеги-ческое взаимодействие продавцов | Не предполагается, т.к. один продавец на рынке |
Характеристика товара | Продукты различных продавцов однородны | Продукты различных продавцов неоднородны (дифференциация продукта) | Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны | Не существует близких продуктов – заменителей товара |
В реальной жизни не существует чистой (совершенной) конкуренции или только «чистой» монополии при несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это две полярные рыночные ситуации.
Монополия.
Монополия - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей.
Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии имеются запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль.
Существует понятие естественной монополии - когда предприятие имеет в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги (земли, полезные ископаемые, газ, электричество).
Случайные (временные) монополии создаются в условиях, когда появляется возможность изготавливать или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой.
Олигополия.
Олигополия - это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей чаще всего ограничен высокими барьерами.
Олигополия возникает тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Рынок олигополии подразделяется на два типа:
- олигополия первого вида — это отрасли с однородной продукцией и большим размером предприятий.
- олигополия второго вида - рынок нескольких продавцов, продающих различные по качеству товары.
Существует три типа олигополистического поведения:
1. тайная олигополия - когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена будет соответствовать ситуации единственного монополиста;
2. олигополия доминирования - когда крупная фирма отрасли контролирует 60-80% отраслевого объема реализации, возможно несколько линий поведения;
3. олигопольная конкуренция – предприятия примерно равны по мощности и степени влияния на рынок; близка к несовершенной конкуренции.
В зависимости от того, дифференцирован товар или нет, выделяют олигополию с дифференцированным товаром и со стандартным товаром.
В условиях олигополистических структур возможны две основных формы поведения фирм:
- некооперативное;
- кооперативное.
В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война.
Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
Снижение цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, то есть станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции. Экономическая прибыль при этом будет равной нулю.
Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, если бы они слились в чистую монополию.
Встречается и молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Движение цен при этом происходит ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым. Поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.