Рабочая Программа производственной (преддипломной) ПРАКТИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Утверждаю
Декан ФИЯ ТГПУ
___________________
А.В. Гузеева
« »________________ 2016 года
Рабочая Программа производственной (преддипломной) ПРАКТИКИ
Трудоемкость (в зачетных единицах) - 9
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
Направленности (профили) подготовки: Иностранный язык и Иностранный язык; Иностранный языки Экономика; Иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Вид практики, способ, форма проведения
1.1. Вид практики – производственная (преддипломная).
1.2. Способ проведения практики – стационарная, выездная.
1.3. Форма проведения – дискретно по видам и периодам проведения практики.
1.4. Тип практики – преддипломная.
Требования к уровню освоения программы производственной (преддипломной) практики
В результате прохождения производственной (преддипломной) практики обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью решать исследовательские задачи в области науки и образования по направленности (профилю) образовательной программы (ПК-16).
Обучающийся, прошедший практику, должен
знать:
· основные содержательно-формальные, структурно-композиционные и технические требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе (ВКР) и отдельным компонентам ВКР (библиографическому обзору, библиографическому списку по теме исследования и пр.);
· орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические нормы современного научного текста;
· основные требования, предъявляемые к устному публичному выступлению в форме доклада об основных результатах осуществленного исследования;
уметь:
· анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований в своей предметной области;
· рассматривать проблематику собственного исследования в контексте имеющихся научных наработок;
· устанавливать междисциплинарные связи в изучении проблематики, заявленной в исследовании;
· формулировать и решать конкретные научно-исследовательские задачи;
· собирать и исследовать научный материал;
· намечать перспективные направления изучения темы исследования;
владеть:
· принципами структуризации, классификации и типизации научной информации;
· методами и приемами современного научного исследования с применением информационных и инновационных технологий;
· навыком работы с Интернет-ресурсами и современными техническими средствами обучения.
3. Место производственной (преддипломной) практики в структуре образовательной программы
Производственная (преддипломная) практика входит в Блок 2 "Практики" вариативной части программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Производственная (преддипломная) практика проводится с целью выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Задачипроизводственной (преддипломной) практики:
Осуществление теоретического и практического исследования по теме ВКР в виде обобщения, систематизации, оформления и представления полученных результатов.
Достижение цели и задач производственной (преддипломной) практики, содержание и планирование деятельности в период производственной (преддипломной) практики определяется уже имеющимися наработками по теме исследования, сделанными во время обучения и в рамках производственных практик, предусмотренных учебным планом и образовательной программой. Производственная (преддипломная) практика завершает процесс обучения по уровню бакалавриата, углубляет и закрепляет теоретические и методические знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана.
Содержание программы практики
5.1. Содержание практики
№п/п | Наименование раздела (этапа) практики | Сроки Недели (дни) |
1. | Подготовительный | 1 неделя |
2. | Основной | 1-6 неделя |
3. | Итоговый | 6 неделя |
Всего недель: |
5.2. Содержание разделов (этапов) практики
1. Подготовительный этап.
Общее задание
Постановка проблемы, цели, задач практики. Знакомство с требованиями к отчетной документации.
Индивидуальное задание (вариативно)
Планирование деятельности в соответствии с уже имеющимися наработками в русле выбранной темы исследования.
2. Основной этап.
Общее задание
Формирование и обобщение результатов исследования
Индивидуальное задание (вариативно)
Продолжение и завершение работы по осмыслению и отражению в ВКР истории вопроса, работы с научной литературой. Систематизация и оформление в соответствии с техническими требованиями библиографии исследования и аннотированного списка научных трудов по тематике исследования. Обобщение работы по анализу эмпирического материала исследования. Продолжение и завершение практической части исследования с опорой на выбранные методы и приемы. Создание текстового варианта ВКР и представление его научному руководителю.
3. Итоговый этап.
Оформление и представление отчета по практике. Защита отчета по практике на заседании выпускающей кафедры в формате доклада.
1. Подготовка доклада по теме исследования, отражающего следующие основные вопросы, являющиеся одновременно и разделами представляемого отчета:
1) Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
2) Цель и задачи выпускной квалификационной работы.
3) Методологическая база исследования (объект исследования, предмет исследования, методы исследования, использованные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы и др. по теме исследования).
4) Научная новизна выпускной квалификационной работы.
5) Практическая значимость и реализация основных результатов выпускной квалификационной работы.
6) Краткое содержание выпускной квалификационной работы. Выводы (заключение) по результатам исследования выпускной квалификационной работы.
2. Подготовка электронной презентации по теме исследования (на усмотрение научного руководителя).
3. Прохождение предзащиты ВКР в форме выступления с докладом на заседании выпускающей кафедры, ее оценивание кафедральной комиссией с целью получения обучающимся допуска к защите ВКР.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья руководители разрабатывают индивидуальные задания, план и порядок прохождения практики с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Учебно-методическое обеспечение практики
8.1. Основная литература по практике:
1. Колесникова, Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие : для вузов / Н. И. Колесникова. – М., 2011. – 287 с.
2. Смышляева, Л. Г., Яковлева, А. Г. Методология и методы педагогических исследований: Учебное пособие / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева. - Томск: Издательство ТГПУ, 2013. - 244 с.
3. Ясницкий, Л. Н. Современные проблемы науки: учебное пособие для вузов / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. – М., 2011. – 294 с.
8.2. Дополнительная литература:
1. Новожилов, Э. Д. Научное исследование (логика, методология, эксперимент): монография / Э. Д. Новожилов.– М., 2005. – 363 с.
2. Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. – М., 2010. – 159 с.
3. Основы научных исследований: учебно-методическое пособие / В. А. Власов, А. А. Степанов, Л. М. Зольникова, Б. Б. Мойзес. – Томск, 2007. – 201 с.
Специальная литература, соответствующая направленности (профилю) подготовки, дополнительно рекомендуется руководителем практики.
8.3. Средства обеспечения практики.
При прохождении производственной (преддипломной) практики рекомендуется использовать следующие интернет-ресурсы:
Ресурсы для молодых ученых
http://www.youngscience.ru – Сайт «Президент России – молодым ученым и специалистам» создан для информационного обеспечения государственных мероприятий по поддержке молодых ученых и специалистов-инноваторов.
http://www.disser.h10.ru/ – Библиотека диссертаций.
http://vak.ed.gov.ru/ – Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии, где можно ознакомиться с авторефератами диссертаций.
Электронные научные библиотеки и каталоги открытого доступа
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека, система РИНЦ.
http://ellib.gpntb.ru/ – Электронная библиотека ГПНТБ России.
http://cyberleninka.ru/about – Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». http://www.scintific.narod.ru/index.htm – Каталог научных ресурсов. В данном разделе собраны ссылки на специализированные научные поисковые системы, электронные архивы, средства поиска статей и ссылок.
Google Scholar – Поисковая система по научной литературе. Включает статьи крупных научных издательств, архивы препринтов, публикации на сайтах университетов, научных обществ и других научных организаций.
http://neicon.ru – Национальный электронно-информационный консорциум НЭИКОН.
http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) создана и поддерживается как база электронных ресурсов для исследований и образования в области экономики, социологии, политологии, международных отношений и других гуманитарных наук и с 2000 года открыта для коллективного доступа университетов, вузов, научных институтов РФ и специалистов.
http://www.lib.ru – сайт электронной библиотеки Максима Мошкова. Основные разделы библиотеки: естественные науки; история; культура; философия; экзотерика; политология; бухучет; финансы; банки; экономика; экология; научная и учебная литература;проза; поэзия; переводы и др. Свободный доступ.
Ресурсы в области науки и образования
http://www.obrnadzor.gov.ru – РОСОБРНАДЗОР – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля в образовании и науке.
http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
http://window.edu.ru – Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Полный доступ ко всем ресурсам, включая полнотекстовые материалы библиотеки, предоставляется всем пользователям в свободном режиме.
http://www.informika.ru – крупнейший образовательный портал.
http://www.fio.ru – Российская федерация Интернет-образование.
http://www.poisknews.ru/ – еженедельная газета «Поиск» для профессионалов в области научной и преподавательской деятельности, информационных технологий, а так же специалистов по управлению в сфере науки и образования.
Ресурсы по педагогическим наукам
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php – Библиотека Гумер, раздел педагогика .
http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm – Век образования — предлагаются статьи о жизни и деятельности известных педагогов, о различных учебных заведениях, а также педагогические высказывания и фразы (по одной статье для каждого раздела на каждый год двадцатого века).
http://elib.gnpbu.ru/ – Научная педагогическая электронная библиотека – академическая библиотека по педагогике и психологии. Библиотека представляет собой многофункциональную полнотекстовую информационно-поисковую систему, обеспечивающую сбор, хранение и распространение информации в интересах научных психолого-педагогических исследований и образования.
http://www.pedlib.ru/ – Педагогическая библиотека – содержит большое количество полнотекстовой литературы по педагогике и ее прикладным отраслям.
http://www.periodika.websib.ru/ – Педагогическая периодика – электронный тематический каталог «Педагогическая Периодика», содержащий точные ссылки на наиболее интересные статьи, опубликованные в периодической печати за последние десять лет и посвященные педагогическим проблемам.
http://intellect-invest.org.ua/rus/library/ – Портал современных педагогических ресурсов – библиотека Портала содержит книги и брошюры педагогической, психологической, философской, культурологической направленности.
http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/ – Терминологический словарь по педагогике – создан для упорядочения лексики по педагогической тематике и призван облегчить понимание современных педагогических терминов в целях более точного определения предмета. Словарь содержит в себе около 3 тысяч терминов и понятий, охватывает 156 источников.
8.4. Материально-техническое обеспечение практики.
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения | Наименование технических и аудиовизуальных средств |
1. | Подготовительный этап практики | Internet Eхplorer, Firefox, OpenOffice | Локальная сеть ТГПУ с доступом в интернет, мультимедийные средства презентации материалов |
2. | Основной этап практики | Internet Eхplorer, Firefox, OpenOffice | Локальная сеть ТГПУ с доступом в интернет, мультимедийные средства презентации материалов |
3. | Итоговый этап практики | Internet Eхplorer, Firefox, OpenOffice | Локальная сеть ТГПУ с доступом в интернет,мультимедийные средства презентации материалов |
9. Методические рекомендации по организации практики.
9.1. Методические рекомендации преподавателю
Руководителями производственной (преддипломной) практики обучающегося могут выступать:
- научный руководитель ВКР (групповой руководитель);
- заведующий выпускающей кафедрой – председатель кафедральной комиссии (факультетский руководитель).
В задачи факультетского руководителя практики входит разработка основной программы практики, организация практики и контроль за ее ходом и результатами. Выбор мест прохождения практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности. Работа обучающегося проходит при активном участии групповых (научных) руководителей – преподавателей кафедр, на базе которых проходит практика. Руководители во время групповых и индивидуальных консультаций разрабатывают индивидуальное задание обучающегося, содействуют в определении тематики и методологии, теоретической и библиографической базы исследования, следят за его ходом, оценивают результаты.
На установочной конференции руководитель знакомит обучающихся с целью, содержанием практики, перечнем и формами необходимой отчетной документации. Обучающиеся получают пакет документов по производственной (преддипломной) практике, включающий перечень заданий к аттестации по практике.
По итогам производственной (преддипломной) практики групповой руководитель в учетной карточке составляет отзыв о практиканте. В характеристике-отзыве должны быть отражены:
1. полнота и качество выполнения программы практики;
2. отношение студента к выполнению заданий, полученных в период практики;
3. оценка результатов практики студента;
4. проявленные студентом профессиональные и личностные качества;
5. выводы о профессиональной пригодности студента.
В качестве итогового мероприятия по производственной (преддипломной) практике считается предзащита обучающимся ВКР в форме доклада по теме исследования.
9.2. Методические рекомендации для студентов
В процессе прохождения практики обучающимся необходимо последовательно выполнять соответствующие этапы практики, процедуры, результаты которых находят прямое или опосредованное отражение в отчете. Во время производственной (преддипломной) практики обучающимся рекомендуется совершенствовать педагогические умения, развивать культуру общения и речи; своевременно предъявлять всю требуемую отчетность по производственной (преддипломной) практике групповому (научному) руководителю и регулярно посещать назначаемые групповым (научным) руководителем консультации.
На последней неделе производственной (преддипломной) практики обучающийся должен представить текст ВКР научному руководителю и сообщить о результатах осуществленного исследования на заседании выпускающей кафедры. Выступление обучающегося на заседании выпускающей кафедры имеет формат устного доклада по теме исследования, который может быть сопровожден электронной презентацией (на усмотрение обучающимся и научного руководителя). Регламент доклада – 7-10 минут. Основные составляющие доклада: определение цели и задач, объекта и предмета, теоретической и практической значимости исследования, описание его методологической базы, обоснование актуальности и научной новизны, аннотирование содержания глав, сообщение об итогах, перспективах исследования, а также публикациях, в которых нашли отражение основные результаты осуществленного исследования.
Рабочая программа практики составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).
Рабочая программа практики составлена: д-ром пед. наук, профессором кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам _____________ Игна О.Н.
Рабочая программа практики утверждена на заседании кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам
протокол № __ от ____________ 20__ года.
Зав. кафедрой ________________ Круглова Л.В.
Рабочая программа практики одобрена учебно-методической комиссией факультета иностранных языков, протокол № __ от ____________ 20__ года.
Председатель учебно-методической комиссии ________________ Косицкая Ф.Л.
Приложение 1
ЗАДАНИЕ
Приложение 2
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА
по производственной (преддипломной) практике
Ф.И.О. обучающегося:________________________________________________________
Факультет иностранных языков, курс __________, группа __________
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)
Направленность (профили): ___________________________________________________
Место прохождения практики: _________________________________________________
Сроки практики: ______________________________________________________________
Групповой (научный) руководитель: _____________________________________________________
Факультетский руководитель: _________________________________________________
Тема исследования: __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
1.Обучающийся выполнил следующие виды работ согласно заданию:
№ | Дата | Виды выполненных работ | Оценка | Подпись группового руководителя |
1. | ||||
2. | ||||
Итоговая оценка |
Отзыв-характеристика группового (научного) руководителя практики:
Полнота и качество выполнения программы практики: _______________________________ _________________________________________________________________________________ Отношение обучающегося к выполнению заданий, полученных в период практики: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проявленные обучающимся исследовательские и личные качества: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка уровня сформированости компетенции ПК- 16: первый уровень, второй уровень, третий уровень (нужное подчеркнуть)
Выводы о профессиональной пригодности обучающегося: _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
2. Отчетная документация, защита / представление результатов практики:
№ п/п | оценка | Подпись факультетского руководителя практики | |
1. | Качество отчетной документации | ||
2. | Защита / представление результатов практики |
Приложение 3
Критерии оценивания уровня сформированности компетенций
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)
Этап формирования компетенций: производственная (преддипломная) практика
Уровни | Критерии их оценивания | Формы оценивания/ вид деятельности |
ПК-16 Способностью решать исследовательские задачи в области науки и образования по направленности (профилю) образовательной программы | ||
Знает традиционные и инновационные технологии поиска и обработки теоретического, практического материала и научной информации, методологию постановки и решения исследовательских задач в области науки и образования. | вариант текста ВКР, электронная презентация (при ее наличии), материалы отчета (печатный вариант доклада), публичное выступление с докладом по теме исследования | |
Знает традиционные и инновационные технологии поиска и обработки теоретического, практического материала и научной информации, методологию постановки и решения исследовательских задач в области образования. Самостоятельно решает исследовательские задачи с помощью современных методов исследования. | ||
Знает традиционные и инновационные технологии поиска и обработки теоретического, практического материала и научной информации, методологию постановки и решения исследовательских задач в области образования. Самостоятельно решает исследовательские задачи с помощью современных методов исследования; владеет навыками научной дискуссии. Объективно оценивает современное состояние, прогнозирует перспективные направления развития избранной отрасли знания. |
Приложение 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
_____________________________________________
факультет
_________________________________________________
кафедра
Отчет
Приложение 4
Содержание
с.
1. Учетная карточка
2. Задание по производственной (преддипломной) практике обучающегося
3. Доклад по теме выпускной квалификационной работы
4. Приложение (дополнительные материалы при их наличии)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Утверждаю
Декан ФИЯ ТГПУ
___________________
А.В. Гузеева
« »________________ 2016 года
рабочая Программа производственной (преддипломной) ПРАКТИКИ
Трудоемкость (в зачетных единицах) - 9
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
Направленности (профили) подготовки: Иностранный язык и Иностранный язык; Иностранный языки Экономика; Иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная