Кейс «Управление конфликтами»
Перед Мариной стояла дилемма, как ей поступить. Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что сумма денег, в действительности выплаченная работникам компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и применялась для скрытия существенной части наличности от налогов.
Марина считала, что эта практика является неправильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее решении дальше. Николай предложил Марине поговорить с руководителем фирмы.
Прежде чем идти к руководителю, Марина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать, и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы к этическим стандартам.
Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Мариной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Марине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От встречи у Марины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.
Марина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже более двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Марина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя – начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то им не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Марину быть членом «команды» и снять этот вопрос.
Перед Мариной встал выбор: обратиться к непосредственному начальнику или, миновав его, настоять на своем. Она понимала что, даже если она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой при таком исходе дела оставалась ее совесть. Времени для принятия решения было совсем мало.
Вопросы для обсуждения
1. Какого типа межличностные конфликты имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.
2. Имеется ли в описанной конфликтной ситуации конструктивная сторона? Если да, то в чем она выражается?
3. Имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? Какие? Объясните и подтвердите фактами.
4. Какой стиль разрешения межличностного конфликта был использован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.
5. Как вы предложили бы поступить Марине в данной ситуации?
Тест по дисциплине: ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Вариант 1
1.Объект управления – это:
а) производственный коллектив;
б) аппарат управления;
в) деятельность руководителя;
г) организация рабочего места
2.Практика управления возникла:
А) вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена
Б) в XX веке, в ходе индустриализации промышленности
В) вместе с созданием Ф. Тейлором Школы управления
Г) вместе с возникновением системного подхода
3. Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, принятие решений и контроль –это
а) функции менеджмента;
б) задачи менеджмента;
в) аспекты менеджмента;
г) принципы менеджмента.
4.Общие функции менеджмента выделила в процессе управления школа .
А) научного управления (рационалистическая)
Б) классическая (административная)
В) психологии и человеческих отношений
Г) науки управления (количественная)
5. Процесс стимулирования самого себя и других на достижении индивидуальных и общих целей организации - это
А) обучение
Б) мотивация
В) организация
Г) координация
6. Власть, при которой подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его насущную потребность.
А) законная
Б) экспертная
В) основанная на вознаграждении
Г) эталонная
7. То, из-за чего возникает конфликт - это:
а) мотивы конфликта;
б) позиции конфликтующих сторон;
в) предмет конфликта;
г) стороны конфликта;
8. Основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля в(во)
А) методах
Б) объеме
В) времени осуществления
Г) принципах
9 .... это конкретное конечное состояние или искомый результат, который
хотела бы достичь организация:
а) миссия;
б) видение;
в) стратегия;
г) цель.