Использование различных средств
и методов в планировании
Основная задача планирования — разработать мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются связующим звеном между настоящим и будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов.
Использование средств и методов обоснования плановых решений имеет свои особенности.
1. Отечественная и зарубежная теория и практика планирования располагают богатым инструментарием, который позволяет решать широкий круг вопросов. С общепринятой точки зрения плановые работники предприятий и объединений могут не являться специалистами в области всех методов, применяемых в процессе планирования. Тем не менее они должны иметь общее представление о всех методах, знать их сущность, сильные и слабые стороны, опыт применения в родственных хозяйствующих субъектах. В данном учебном пособий различные методы раскрыты весьма схематично. Объясняется это тем, что по каждому из методов планирования имеется специальная литература, которая может быть использована специалистами при решении специфических плановых задач.
2. Следует отметить, что ряд рассмотренных методов носит универсальный характер и применяется, кроме обоснования плановых решений, при реализации других экономико-управленческих задач, например для контроля, нормирования и т.п.
3. В планировании под методом обычно понимается технический прием, процедура или другой инструмент, имеющий существенное значение для успешного выполнения той или иной задачи. Если исходить из такого понимания, то многие средства и методы, пригодные для внутрифирменного планирования, останутся за пределами нашего внимания. Мы рассматриваем метод планирования в более широком аспекте, включая в него другие составляющие успеха, например, квалификацию специалиста, информационное обеспечение, различные приемы, связанные со стимулированием идей, мотивацией работников, организацией процесса принятия плановых решений, формированием политики бизнеса и т.д.
4. При использовании внутрифирменного планирования различные методы могут применяться одновременно, в комплексе, что создает проблему их синектической (целесообразной) совместимости. Термин «синектика» представляет собой сочетание различных и на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемой проблеме элементов.
В практику и теорию планирования этот термин введен Джорджем Стейнером для обозначения комбинации людей и различных методов, включая количественные и качественные методы планирования, интуицию, догадки и т.п., для нахождения рациональных решений в процессе планирования . Проблема состоит в том, что не все методы могут сочетаться друг с другом. Кроме того, затраты на применение тех или иных методов различны. Целесообразность их использования может изменяться в зависимости от времени и задач. Поэтому при обосновании плановых решений важно знать, что применяемые методы или их фрагменты совместимы друг с другом.
5. Употребляемые в практике внутрифирменного планирования методы имеют различную степень формализации. Одни из них доведены до уровня экономико-математических моделей с программным обеспечением на ЭВМ. Другие имеют слабое описание как самого метода, так и алгоритма его применения. В этих условиях преждевременно говорить о науке принятия плановых решений, как это делают некоторые исследователи данной проблемы. Тем не менее данное обстоятельство не должно на практике суживать возможности имеющегося инструментария, поскольку они в значительной мере дополняются творческими возможностями менеджеров, занимающихся проблемами планирования.
Традиционные методы
принятия плановых решений
Метод творчества в обосновании плановых решений занимает наиболее важное место. Однако в теории управления процесс творчества наименее изучен. Его обычно связывают с личностными характеристиками менеджера: его представлениями о ценностях; самосознанием; жизненной позицией; отношением к риску; ролью личностных мотивов; авторитетом; уровнем образования и творческим потенциалом. Эффективность плана определяется не столько наличием отдельных признаков и уровнем личных качеств плановика сколько его интуицией, новаторством, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству. Поэтому представляется целесообразным уделить внимание творчеству при рассмотрении методов обоснования плановых решений.
Встречающиеся в литературе определения термина «творчество» отражают множество различных точек зрения. Нас будет интересовать связь творчества с процессом планирования, который можно определить как способность плановика разрабатывать и применять новые решения, выходить за привычный образ мыслей и воплощать в плане оригинальные идеи.
Следует обратить внимание на одно обстоятельство, содержащееся в данном определении. Необходимо различать идеи, воплощенные в плане, и идеи, реализованные на практике. Идеи сами по себе, если они не воплощаются в действительности по намеченному плану, не являются производительными. Дж. Стейнер по этому поводу пишет: «Дорога от ценной идеи до воплощения ее в конечный коммерческий продукт и прибыль длинна и опасна, и творчество может и должно охватывать весь этот путь». В этом смысле творчество является главной предпосылкой успеха предприятия.
Многие специалисты по управлению считают, что единственная возможность сохранить жизнеспособность предприятия заключается в создании условий для творчества. Организации, у которых процесс производства и управления жестко регламентирован, а условия для творчества ограничены, считаются недостаточно гибкими и, как правило, не выдерживают темпов конкурентной борьбы. В то же время опыт многих фирм показывает, что стимулирование творческой активности работников вообще и плановиков в частности в направлении снижения затрат, повышения качества продукции весьма эффективно сказывается на увеличении прибыли.
Проведенные исследования показывают, что структура процесса творчества схожа со структурой процесса решения проблемы. Несмотря на некоторые различия можно выделить следующие этапы: подготовка и изучение проблемы; получение идей и сбор данных; накопление гипотез и альтернатив; временное прекращение работы над проблемой, в процессе которого человек ждет озарения, думая о других вещах; синтез, то есть соединение всех частей проблемы воедино; четкое формулирование идей; проверка путем эксперимента. Однако в процессе творчества редко можно выделить четко очерченные стадии. Поэтому такая структура носит больше умозрительный, чем рабочий характер. Чаще процесс творчества определяется длительными задержками, состоянием покоя, а затем резкими, непредвиденными рывками вперед.
Огромную роль в этом процессе играют предчувствие и интуиция, которые не тождественны творчеству, а являются его составными частями и могут его стимулировать.
Предчувствие — это сильное, неосознанное ощущение того, что нечто произойдет или может произойти; предугадывание, основанное на здравом смысле.
Интуиция — это способность к знанию или знание, полученное без логического рассуждения, без помощи умозаключений. Это мышление в спешке, врожденное инстинктное знание. Установлено, что интуиция отличается от обдуманного суждения или проницательности.
Проницательность означает способность видеть внутренний характер явления, понимать подлинную природу вещей или распознавать скрытую истину путем абстрактного видения или интуитивного понимания.
С творчеством тесно связано новаторство и изобретательство. Когда говорят об изобретательстве, то обычно имеют в виду, что человек что-то придумал, создал, изобрел. Новаторство же заключается в нахождении возможности применения нового на практике. Один японский бизнесмен на вопрос о причинах успеха своей фирмы ответил, что специалисты его компании замечают в чужих изобретениях такие свойства, которых не видят сами изобретатели, «приправляют» их оригинальными идеями и делают продукты, пользующиеся спросом.
Люди должны иметь определенные склонности к творческой работе. Следующие характеристики могут быть полезны при оценке способностей специалиста-плановика к творчеству: быстрота мышления; гибкость мышления; оригинальность; тяготение к сложному; независимость суждения; импульсивность и т.п.
Метод адаптивного поиска основан на личном знании вопроса. Строго говоря, данное обстоятельство относится скорее к требованиям, которые предъявляются к плановым работникам, чем к методам. С течением времени большое число решений повторяется в работе плановика. Прошлые решения становятся шаблоном при реализации текущих задач. В плановой работе много решений принимается на основе интуиции. При пристальном рассмотрении оказывается, что это старый опыт, сформулированный применительно к новым условиям. Однако он не всегда является хорошим средством в планировании. Во-первых, проблема может быть той же самой, но текущие условия могут отличаться от условий в прошлом. В результате решение может привести к совершенно другим последствиям. Во-вторых, плановик может забыть, как он решал аналогичную проблему в прошлом, и не осознавать этого, что может привести к ошибочным решениям. В-третьих, отрицательные результаты, полученные в прошлом, могут негативно сказаться на действиях плановика, например вызвать чувство страха, сковывающего инициативу.
Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения. Иногда данную процедуру, с учетом ее важности при обосновании плановых решений, рассматривают как самостоятельный метод, поскольку корректное решение проблемы невозможно, если она была неверно сформулирована. Четкая постановка проблемы, в свою очередь, стимулирует адаптивный поиск путей ее решения на основе построения различных качественных моделей, имитирующих планируемое явление, например схем, диаграмм, изображающих информационные и материальные потоки и т.п. Следует добавить, что такие несложные модели стали прототипами многих новых экономико-математических методов.
Метод бухгалтерского учета в планировании рассматривается как один из источников данных, позволяющих сформировать информационную базу. Очевидно, что система такого учета является не столько источником данных, сколько хорошей моделью, отражающей с достаточной простотой всю деятельность предприятия. Хотя большая часть данных в этой системе имеет денежное выражение, в ней существуют натуральные показатели, позволяющие оценить результативность плановых решений, принятых в предшествующих периодах.
Ценность бухгалтерского учета для планирования определяется тем, что он прекрасно представляет результаты деятельности предприятия. Например, с его помощью можно увидеть финансовое положение фирмы на текущий момент времени. На основе данных о движении денежных средств легко прогнозировать все основные источники и направления их расходования.
Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности фирмы, получаемые из данных бухгалтерского учета, можно свести в четыре группы:
-показатели платежеспособности;
-источники формирования средств;
-использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной деятельности;
-рентабельность.
Метод предельного анализа позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Если получение прибыли является основной целью предприятия, то предельный анализ — важный метод ее достижения. При планировании на предприятии он может быть использован различными путями, например, для установления цен на продукцию (услуги), для определения объемов производства и т. д.
Методом предельного анализа, к примеру, можно сравнить затраты на наем дополнительного коммивояжера с той пользой, которую он может принести компании.
Одним из вариантов метода предельного анализа является так называемая точка безубыточности, характеризующая объем продаж, при котором выручка от реализации продукции (В) совпадает с издержками производства (И).
Стоимостные показатели, тыс. р. |
В
И
Ипс
0 Объем реализации, шт.
При определении этого показателя принимается, что издержки на производство продукции могут быть разделены на условно-постоянные (Ипс) и условно-переменные (Ипр) (на единицу продукции). -
Выручка от реализации продукции (В) определяется произведением количества единицы продукции (К) на цену единицы продукции (Ц):
В = К ∙ Ц.
Совокупные текущие расходы (И) составляют:
И = Ипс + Ипр ∙ К.
Под точкой безубыточности понимается такое соотношение показателей, когда разность между всеми доходами и расходами равна нулю, то есть В = И.
Подставив соответствующие значения в это равенство, получим:
К ∙ Ц = Ипс + Ипр ∙ К.
Количество единиц реализованной продукции, необходимое для достижения точки безубыточности, будет равно
При расчете планируемых показателей необходимо следить за тем, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее (надежнее) план.
Метод нормы прибыли на вложенный капитал (НВК) применяется практически во всех компаниях при планировании В его основе лежит простой расчет, показывающий связь между доходами предприятия и его капиталом. НВК является важным инструментом планирования затрат. С помощью такого критерия можно определить целесообразность капитальных вложений в различные мероприятия, например в постройку нового здания, покупку станка или на найм талантливого инженера. В то же время НВК служит важной мерой оценки эффективности прошлых плановых решений. Вследствие своей простоты норма прибыли стала показателем эффективности управления как фирмой в целом, так и ее отдельными структурными подразделениями, особенно в современных условиях.
Среднегодовая норма прибыли на вложенный капитал рассчитывается как:
,
где Дс — среднегодовой доход (прибыль) от применения мероприятия, р.;
Кп — первоначальные капиталовложения, р.
Преимущества НВК:
• соответствует в большей степени главной цели деятельности предприятия (получению прибыли);
• является хорошим мерилом эффективности использования капитала;
• дает конкретный норматив, используемый в планировании;
• может применяться для контроля;
• позволяет четко сформулировать задачи для менеджеров предприятия и его отделений;
• не связан с изменениями объема продаж.
Недостатки НВК:
• не является всеобъемлющим (универсальным) при оценке различных вариантов капитальных вложений;
• не учитывает влияние других ресурсов, кроме капитальных;
• не стимулирует эффективность работы подразделений предприятия;
• не стимулирует долгосрочное планирование. Отдавая предпочтение краткосрочным планам, управляющий может сократить товарные запасы, не заменять устаревшее оборудование, отменить программы переподготовки кадров и тем самым создать предпосылки для банкротства предприятия.
Разновидности метода:
• расчет нормы прибыли на используемый капитал (НИК);
• расчет нормы прибыли на собственный или акционерный капитал (НСК).
В практике планирования НВК чаще всего применяется при определении целесообразности реализации различных инновационных мероприятий, НИК является показателем деятельности предприятия, а НСК характеризует финансовые результаты работы.
Например, НИК широко применяется для оценки деятельности менеджеров отделений компаний, поскольку основное внимание управляющих сосредоточено на используемых фондах, а не только на акционерном капитале. При таком подходе НИК служит стимулом к увеличению объема реализации и снижению издержек, что не всегда имеет место при использовании НСК.
Применение НСК эффективно в тех случаях, когда необходимо учитывать интересы владельцев акций.
Ни один из перечисленных показателей не является достаточным для обоснования в плане того или иного мероприятия. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки и должен применяться в сочетании с другими показателями. Только в таком случае он может стать инструментом планирования, контроля и оценки хозяйственной деятельности предприятия.
Основным недостатком описанных выше методов расчета НВК является то, что при их использовании не учитываются изменения стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия. Поэтому важным дополнением к расчету НВК является метод дисконтирования дохода, то есть приведение его к моменту осуществления капиталовложений по формуле
,
где Дд—приведенный (дисконтированный) доход, тыс. р.; Дг — ежегодный доход от капитальных вложений, рассчитанный на момент их осуществления, тыс. р.; Кд — коэффициент дисконтирования; t — порядковый номер года приведения (проектного года).
Чем выше дисконтированный доход при составлении плана, тем предпочтительнее данное мероприятие. Если имеются альтернативные варианты решения какой-то хозяйственной задачи, то в план целесообразно включать вариант с максимальной положительной разностью между суммой приведенного дохода и первоначальным вложением.
Девиз дисконтирования: «Рубль, заработанный сегодня, дороже рубля, заработанного завтра».
Основным показателем дисконтирования является норма дисконта (Нд) — условный процент по альтернативным инвестициям. При ее расчете может быть применено несколько методов.
В первом методе Нд принимается равной ставке банковского депозита, как наиболее безопасной форме инвестиций. Следует иметь в виду, что при норме дисконта, равной 30 %, чистая дисконтированная стоимость производственного проекта окажется ниже нуля. Поэтому для стран с высокими ставками банковских депозитов целесообразно применять второй и третий методы.
Второй метод предусматривает, что Нд считается равной процентной ставке по кредиту.
При третьем методе норма дисконта принимается равной пороговой норме рентабельности по отрасли (в отраслях, которые по своей специфике не могут обеспечить высокую доходность, например, общественный транспорт, социальная сфера).
Норма дисконта служит для расчета коэффициента дисконтирования (Кд) в формуле:
Об эффективности конкретного мероприятия можно судить по чистой дисконтированной стоимости.
Чистая дисконтированная стоимость (ЧДС) мероприятия рассчитывается по формуле:
ЧДС = И+(ДД1+ДД2+ДД3+…+ДДt),
где И — инвестиции; ДД — приведенный дисконтированный доход за каждый проектный год, тыс. p.; t — номер проектного года.
Внутренняя норма доходности (ВНД) проекта — это ставка дисконта, при которой ЧДС проекта равна нулю. В процессе планирования данный показатель может быть рассчитан путем простого перебора норм дисконта и расчета ЧДС для каждой нормы.
Для большинства производственных проектов показатель ВНД может составлять от 5 до 20 % при нормальной доходности и устойчивости проекта. Если ВНД превышает эти показатели, то в ходе планирования необходимо обратить внимание на объективность оценки затрат, правильность расчета цен и объемов продаж.
Аналогично доходам приводятся затраты, которые предполагается осуществлять в планируемые периоды. Этот процесс получил название компаундинга. Если дисконтирование доходов уменьшает их номинальную величину, то компаундинг капитальных вложений увеличивает их. Это позволяет привести в плане к одному периоду времени как поступления доходов, так и денежные затраты.
Методы оперативно-календарного планирования (ОКП) помогают осуществлять координацию деятельности предприятия, направленную на оптимальное использование ресурсов в процессе достижения целей компании. Применяются для решения широкого круга задач, начиная с составления несложного графика сменности и заканчивая большими производственными программами.
В ОКП применяются различные методы. Но наибольшее распространение получили следующие:
· графики Ганта;
· планы-графики с выделением промежуточных этапов работ;
· система обеспечения сбалансированности материальных запасов и производственной программы (LOB).
ТЕМА 3. плановые расчеты и показатели
3.1. Показатели планирования
В процессе планирования производят следующие основные технико–экономические расчеты:
- длительности производственного цикла;
- величины производственной мощности предприятия и уровня ее использования;
- величины валовой и товарной продукции;
- показателя реализованной продукции;
- прямых издержек (по их разновидностям);
- фонда заработной платы работников;
- административных и общих издержек;
- цен на производимую продукцию;
- норм и нормативов затрат материально–энергетических ресурсов на изготовление единицы продукции;
- величины амортизационных отчислений;
- расходов на организацию сбыта;
- величины денежных потоков;
- коэффициента эффективности инвестиций;
- величины дисконтированных затрат;
- размеров прибыли от результатов хозяйственной деятельности;
- сроков окупаемости инвестиций.
При этом применяются методы прямых инженерных, балансовых и экономико–математических расчетов.
Разработка прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Под показателем понимают меру планового задания, придающую ему количественную и качественную определенность. Различают:
1. Систему показателей предприятия в целом. Она включает в себя кроме показателей федеральных программ, комплексных социальных, экономических прогнозов, показатели системы национальных счетов, госбюджета, сводного финплана страны.
2. Систему показателей, используемых в процессе разработки рабочими органами государственной власти комплексных прогнозов социально-экономического развития страны, федеральных стратегических программ, госбюджета страны.
3. Систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов.
4. Систему показателей развития отдельной отрасли.
5. Систему показателей прогнозов, стратегических программ и планирования развития коммерческих организаций и их ассоциаций.
Используемая в стратегическом планировании системы показателей должна отвечать следующим требованиям:
- единству и обязательности показателей для данного уровня предприятия;
- способности агрегироваться и не агрегироваться,
- сопоставимости;
- измеряемости;
- комплексности всех аспектов функционирования планируемых объектов;
- гибкости и адаптивности;
- адресности;
- ориентированности на рост продуктивности, результативности и эффективности;
- ограниченности планов всех уровней.
В зависимости от связи с субъектами стратегического планирования и содержанием меры показатели классифицируются по следующим группам:
1. Конечные и промежуточные. На макроуровне конечные показатели характеризуют продукцию (услуги), используемую для удовлетворения нужд производственного и непроизводственного накопления, для личного и общественного непроизводственного потребления, возмещения выбытия основного капитала и экспорта (за вычетом импорта). На микроуровне конечные показатели, характеризуют объемы продукции, выходящие за пределы коммерческой организации, не идущие на цели внутреннего потребления хозяйственных субъектов. Промежуточные показателями характеризуют продукцию, необходимую для изготовления конечной, или же предназначенную для дальнейшей переработки в производстве.
2. Натуральные и стоимостные. Первые характеризуют вещественную сторону производства. Они дают возможность установить прямое соответствие между объектом производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в этой продукции, а также направление движения товарных потоков. Натуральные потоки измеряются в единицах, которые связаны с характером деятельности предприятия. Сфера их применения в чистом виде ограничена, поскольку они характеризуют лишь частные связи и пропорции в национальной экономике. Для расширения сферы их использования разрабатывают условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида проектов к единому измерителю при помощи приводных коэффициентов. Общий основной для установки условно-натуральных показателей выбираются какое-либо решающее потребительское свойство продукции или работ имеющие наибольшее экономическое значение. С помощью стоимостных показателей выражаются совокупные результаты процесса воспроизводства (производство ВВП, ВНП, стоимость основного капитала и его потребление, чистая валовая прибыль, объем реализованной продукции и т.д.). Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегического планирования и программ, определить направления в развитии различных отраслей, регионов. С их помощью составляются различные экономические балансы. На микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, по росту производительности труда, повышению рентабельности и т. д.
3. Количественные и качественные. Первые характеризуют прямые, непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда и т.д. Сетевые выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют потребительскую стоимость продукции (ее полезность), условия развития производства, степени его эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.д. Качественные показатели делятся на две группы: технико-экономические и экономические. Первые охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования ОПФ и ОС. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов. Они являются важнейшими синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде качества работы коммерческой организаций и отрасли национальной экономики.
4. Абсолютные и относительные. Первые выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления. Вторые определяют эти явления на основе данной базы. С их помощью определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.
5. Утверждаемые, расчетные и информационные (справочники). Первые являются обязательными для исполнения. С помощью вторых обосновываются утверждаемые. Информационные показатели — это различного рода аналитические показатели типа: «на душу населения», «доля». Они позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов РФ, фирм, отраслей и т.д.