Использование различных средств

и методов в планировании

Основная задача планирования — разработать мероприя­тия, которые необходимо выполнить, чтобы предпри­ятие могло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются свя­зующим звеном ме­жду настоящим и будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и каче­ство планов.

Использование средств и методов обоснования плановых ре­шений имеет свои особенности.

1. Отечественная и зарубежная теория и практика планиро­вания располагают богатым инструментарием, который позволяет решать широкий круг вопросов. С обще­принятой точки зрения плановые работники предприятий и объе­динений могут не являться специалистами в области всех мето­дов, применяемых в процессе планирования. Тем не менее они должны иметь общее представление о всех методах, знать их сущность, сильные и слабые стороны, опыт применения в родственных хозяйствую­щих субъектах. В данном учебном пособий различ­ные методы раскрыты весьма схема­тично. Объясняется это тем, что по каждому из методов планиро­вания имеется специальная ли­тература, которая может быть ис­пользована специалистами при решении специфических плано­вых задач.

2. Следует отметить, что ряд рассмотренных методов но­сит универсальный характер и применяется, кроме обоснования плановых решений, при реализации других экономико-управленческих задач, например для контроля, нормирования и т.п.

3. В планировании под методом обычно понима­ется технический прием, процедура или другой инструмент, имеющий существенное значение для успешного выполнения той или иной задачи. Если исходить из такого понимания, то многие средства и методы, пригодные для внутрифирменного планиро­вания, оста­нутся за пределами нашего внимания. Мы рассматри­ваем метод планирования в более широком аспекте, включая в него другие составляющие успеха, например, квали­фикацию спе­циалиста, ин­формационное обеспечение, различные приемы, свя­занные со сти­мулированием идей, мотивацией работ­ников, орга­низацией про­цесса принятия плановых решений, формированием политики бизнеса и т.д.

4. При использовании внутрифирменного планирования различные ме­тоды могут применяться одновременно, в комплексе, что созда­ет проблему их синектической (целесообразной) совместимости. Термин «синектика» представляет собой сочетание различных и на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемой проблеме элементов.

В практику и теорию планирования этот термин введен Джорд­жем Стейнером для обозначения комбинации людей и различных методов, включая количественные и качественные методы плани­рования, интуицию, догадки и т.п., для нахождения рациональных решений в процессе планирования . Проблема состоит в том, что не все методы могут сочетаться друг с другом. Кроме то­го, затраты на применение тех или иных методов различны. Целе­сообразность их использования может изменяться в зависимости от времени и задач. Поэтому при обосновании плановых решений важно знать, что применяемые методы или их фрагменты совмес­тимы друг с другом.

5. Употребляемые в практике внутрифирменного планиро­вания методы имеют различную степень формализации. Одни из них доведены до уровня экономико-математических мо­делей с программным обеспечением на ЭВМ. Другие имеют слабое описание как самого метода, так и алгоритма его приме­нения. В этих условиях преждевременно говорить о науке приня­тия плано­вых решений, как это делают некоторые исследователи данной проблемы. Тем не менее данное обстоятельство не должно на практике суживать возможности имеющегося инстру­ментария, поскольку они в значительной мере дополняются твор­ческими возможностя­ми менеджеров, занимающихся пробле­мами планирования.

Традиционные методы

принятия плановых решений

Метод творчества в обосновании плановых ре­шений занимает наиболее важное место. Однако в теории управления процесс творчества на­именее изучен. Его обычно связывают с личност­ными характерис­тиками менеджера: его представлениями о цен­ностях; самосозна­нием; жизненной позицией; отноше­нием к риску; ролью личностных мотивов; авторитетом; уровнем образования и твор­ческим потенциалом. Эффективность плана определяется не столько наличием отдельных признаков и уров­нем личных качеств плановика сколько его интуи­цией, новаторством, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству. Поэто­му представляется целесообразным уделить внимание творчеству при рассмотрении методов обос­нования плановых ре­шений.

Встречающиеся в литературе определения термина «твор­чест­во» отражают множество различных точек зрения. Нас будет инте­ресовать связь творчества с процес­сом планирования, который можно оп­ределить как способность плановика разрабатывать и применять новые решения, выходить за привычный образ мыслей и вопло­щать в плане оригинальные идеи.

Следует обратить внимание на одно обстоятельство, со­держа­щееся в данном определении. Необходимо различать идеи, вопло­щенные в плане, и идеи, реализованные на практике. Идеи сами по себе, если они не воплощаются в действительности по намечен­ному плану, не являются производительными. Дж. Стейнер по этому по­воду пишет: «Дорога от ценной идеи до воплощения ее в конеч­ный коммерческий продукт и прибыль длинна и опасна, и твор­чество может и должно охваты­вать весь этот путь». В этом смысле творчество является главной предпосылкой успеха пред­приятия.

Многие специалисты по управлению считают, что единст­вен­ная возможность сохранить жизнеспособность предприятия зак­лючается в создании условий для творчества. Организации, у кото­рых процесс производства и управления жестко регламенти­рован, а условия для творчества ограничены, считаются недоста­точно гибкими и, как правило, не выдерживают темпов конку­рентной борьбы. В то же время опыт многих фирм показывает, что стиму­лирование творческой активности работников вообще и планови­ков в частности в направлении снижения затрат, повы­шения каче­ства продукции весьма эффективно сказывается на увеличении прибыли.

Проведенные исследования показывают, что структура про­цесса творчества схожа со структурой процесса реше­ния проблемы. Несмотря на некоторые различия можно выделить сле­дующие этапы: подготовка и изучение про­блемы; получение идей и сбор данных; накопление гипотез и аль­тернатив; временное прекращение работы над проблемой, в про­цессе которого человек ждет озарения, думая о других вещах; синтез, то есть соединение всех частей проблемы воедино; четкое формулирование идей; проверка путем эксперимента. Однако в процессе творчества редко можно выделить четко очерченные стадии. Поэтому такая структура носит больше умо­зрительный, чем рабочий характер. Чаще процесс творчества определяется длительными задержками, состоянием покоя, а затем резкими, непредвиденными рывками вперед.

Огромную роль в этом процессе играют предчувствие и интуи­ция, которые не тождественны творчеству, а являются его состав­ными частями и могут его стимулировать.

Предчувствие — это сильное, неосознанное ощущение того, что нечто произойдет или может произойти; предугадыва­ние, ос­нованное на здравом смысле.

Интуиция — это способность к знанию или знание, полу­чен­ное без логического рассуждения, без помощи умозаключе­ний. Это мышление в спешке, врожденное инстинктное знание. Уста­новлено, что интуиция отличается от обдуманного сужде­ния или проницательности.

Проницательность означает способность видеть внутрен­ний характер явления, понимать подлинную природу вещей или распо­знавать скрытую истину путем абстрактного видения или интуи­тивного понимания.

С творчеством тесно связано новаторство и изобретатель­ст­во. Ко­гда говорят об изобретательстве, то обычно имеют в виду, что чело­век что-то придумал, создал, изобрел. Новаторство же заключается в нахождении возможно­сти применения нового на практике. Один япон­ский бизнес­мен на вопрос о причинах успеха своей фирмы отве­тил, что специалисты его компании замечают в чужих изобрете­ниях такие свойства, которых не видят сами изобретатели, «приправляют» их оригинальными идеями и делают продукты, пользующие­ся спросом.

Люди должны иметь определенные склонности к творче­ской работе. Следующие характе­ристики могут быть полезны при оценке способностей спе­циалиста-плановика к твор­честву: быстрота мышления; гибкость мышления; оригинальность; тяготе­ние к сложному; независимость суждения; импульсивность и т.п.

Метод адаптивного поиска основан на личном знании вопроса. Строго го­воря, дан­ное обстоятельство относится скорее к требованиям, ко­торые предъявляются к плановым работникам, чем к методам. С течени­ем времени большое число решений повторяется в работе плано­вика. Прошлые реше­ния становятся шаблоном при реализации текущих задач. В плановой работе много решений принимается на основе интуиции. При пристальном рассмотрении оказывается, что это старый опыт, сформулированный приме­нительно к новым условиям. Однако он не всегда является хорошим средством в плани­ровании. Во-первых, проблема может быть той же самой, но текущие условия могут отличаться от условий в прошлом. В результате решение может привести к со­вершенно другим последствиям. Во-вторых, плановик может забыть, как он решал аналогич­ную проблему в прошлом, и не осознавать этого, что может при­вести к ошибочным решениям. В-третьих, отрицательные результаты, полученные в про­шлом, могут негативно сказаться на действиях плановика, напри­мер вызвать чувство страха, сковывающего инициативу.

Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения. Иногда данную процеду­ру, с учетом ее важности при обосновании плановых решений, рассматривают как самостоятельный метод, поскольку коррект­ное решение проблемы невозможно, если она была неверно сфор­мулирована. Четкая постановка проблемы, в свою очередь, стимулирует адаптивный поиск путей ее решения на основе пос­троения различных качественных моделей, имитирующих пла­нируемое явление, например схем, диаграмм, изображающих ин­формационные и материальные потоки и т.п. Следует добавить, что такие несложные модели стали прототипами многих новых экономико-математических методов.

Метод бухгалтерского учета в планировании рассматривается как один из источников данных, позволяющих сформировать ин­формационную базу. Очевидно, что система такого учета является не столько источником данных, сколько хорошей моделью, отражающей с достаточной простотой всю деятельность предприятия. Хотя большая часть данных в этой системе имеет денежное выражение, в ней существуют натуральные показатели, позволяющие оценить результативность плановых ре­шений, принятых в предшествующих периодах.

Ценность бухгалтерского учета для планирования определя­ется тем, что он прекрасно представляет результаты деятельнос­ти предприятия. Например, с его помощью можно увидеть финансовое положение фирмы на текущий мо­мент времени. На основе данных о движении денежных средств легко прогнозировать все основные источники и направления их расходования.

Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности фирмы, получаемые из данных бух­галтерского учета, можно свести в четыре группы:

-показатели платежеспособности;

-источники формирования средств;

-использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной дея­тельности;

-рентабельность.

Метод предельного анализа позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Ес­ли получение прибыли является основной целью предприятия, то предельный анализ — важный метод ее достижения. При планировании на предприятии он может быть использован различными путями, например, для установления цен на продук­цию (услуги), для определения объемов производства и т. д.

Методом предельного анализа, к примеру, можно сравнить затраты на наем дополнительного коммивояжера с той пользой, которую он может принести компании.

Одним из вариантов метода предельного анализа является так называемая точка безубыточности, характеризующая объем про­даж, при котором выручка от реализации продукции (В) совпадает с издержками производства (И).

 
  Использование различных средств - student2.ru


Стоимостные показатели, тыс. р.

Использование различных средств - student2.ru

Использование различных средств - student2.ru В

И

Использование различных средств - student2.ru Использование различных средств - student2.ru Ипс

0 Объем реализации, шт.

При определении этого показателя принимается, что издерж­ки на производство продукции могут быть разделены на услов­но-постоянные (Ипс) и условно-переменные (Ипр) (на единицу продукции). -

Выручка от реализации продукции (В) определяется произве­дением количества единицы продукции (К) на цену единицы продукции (Ц):

В = К ∙ Ц.

Совокупные текущие расходы (И) составляют:

И = Ипс + Ипр ∙ К.

Под точкой безубыточности понимается такое соотношение показателей, когда разность между всеми доходами и расходами равна нулю, то есть В = И.

Подставив соответствующие значения в это равенство, получим:

К ∙ Ц = Ипс + Ипр ∙ К.

Количество единиц реализованной продукции, необходимое для достижения точки безубыточности, будет равно

Использование различных средств - student2.ru

При расчете планируемых показателей необходимо следить за тем, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее (надежнее) план.

Метод нормы прибыли на вложенный капитал (НВК) применяется практически во всех компаниях при планировании В его основе лежит простой расчет, пока­зывающий связь между доходами предприятия и его капиталом. НВК является важным инструментом планирования затрат. С помощью такого критерия можно определить целесообраз­ность капитальных вложений в различные мероприятия, напри­мер в постройку нового здания, покупку станка или на найм талантливого инженера. В то же время НВК служит важной мерой оценки эффективности про­шлых плановых решений. Вследствие своей простоты норма прибыли стала показателем эффективности управления как фирмой в целом, так и ее отдельными структурными подразделениями, особенно в современных условиях.

Среднегодовая норма прибыли на вложенный капитал рассчитывается как:

Использование различных средств - student2.ru ,

где Дс — среднегодовой доход (прибыль) от применения ме­роприятия, р.;

Кп — первоначальные капиталовложения, р.

Преимущества НВК:

• соответствует в большей степени главной цели деятельнос­ти предприятия (получению прибыли);

• является хорошим мерилом эффективности использования капитала;

• дает конкретный норматив, используемый в планировании;

• может применяться для контроля;

• позволяет четко сформулировать задачи для менеджеров предприятия и его отделений;

• не связан с изменениями объема продаж.

Недостатки НВК:

• не является всеобъемлющим (универсальным) при оценке различных вариантов капитальных вложений;

• не учитывает влияние других ресурсов, кроме капитальных;

• не стимулирует эффективность работы подразделений пред­приятия;

• не стимулирует долго­срочное планирование. Отдавая предпочтение краткосрочным планам, управ­ляющий может сократить товарные запасы, не заменять устарев­шее оборудование, отменить программы переподготовки кадров и тем самым создать предпосылки для банкротства предприятия.

Разновидности метода:

• расчет нормы прибыли на используемый капитал (НИК);

• расчет нормы прибыли на собственный или акционерный ка­питал (НСК).

В практике планирования НВК чаще всего приме­няется при определении целесообразности реализации различных инновационных мероприятий, НИК является показателем деятель­ности предприятия, а НСК характеризует финансовые результаты работы.

Например, НИК широко применяется для оценки деятельности менеджеров отделений компаний, поскольку основное внимание управляющих сосредоточено на используемых фондах, а не толь­ко на акционерном капитале. При таком подходе НИК служит сти­мулом к увеличению объема реализации и снижению издержек, что не всегда имеет место при использовании НСК.

Применение НСК эффективно в тех случаях, когда необходимо учитывать интересы владельцев акций.

Ни один из перечисленных показателей не является достаточ­ным для обоснования в плане того или иного мероприятия. Каж­дый из них имеет свои достоинства и недостатки и должен приме­няться в сочетании с другими показателями. Только в таком случае он может стать инструментом планирования, контроля и оценки хозяйственной деятельности предприятия.

Основным недостатком описанных выше методов расчета НВК является то, что при их использовании не учитываются изменения стоимости денежных доходов и затрат в течение периода ре­ализации планируемого мероприятия. Поэтому важным дополне­нием к расчету НВК является метод дисконтирования дохода, то есть приведение его к моменту осуществления капиталовложений по формуле

Использование различных средств - student2.ru ,

где Дд—приведенный (дисконтированный) доход, тыс. р.; Дг — ежегодный доход от капитальных вложений, рассчитанный на мо­мент их осуществления, тыс. р.; Кд — коэффициент дисконтирова­ния; t — порядковый номер года приведения (проектного года).

Чем выше дисконтированный доход при сос­тавлении плана, тем предпочтительнее данное мероприятие. Если имеются альтернативные варианты решения какой-то хозяйствен­ной задачи, то в план целесообразно включать вариант с макси­мальной положительной разностью между суммой приведенного дохода и первоначальным вложением.

Девиз дисконтирования: «Рубль, заработанный сегодня, доро­же рубля, заработанного завтра».

Основным показателем дисконтирования является норма дис­конта (Нд) — условный процент по альтернативным инвестициям. При ее расчете может быть применено несколько методов.

В первом методе Нд принимается равной ставке банковского депозита, как наиболее безопасной форме инвестиций. Следует иметь в виду, что при норме дисконта, равной 30 %, чистая дисконтированная стоимость производственного проекта окажется ниже нуля. Поэтому для стран с высокими ставками банковских депо­зитов целесообразно применять второй и третий методы.

Второй метод предусматривает, что Нд считается равной процентной ставке по кредиту.

При третьем методе норма дисконта принимается равной поро­говой норме рентабельности по отрасли (в отраслях, которые по своей специфике не могут обеспечить высокую доходность, напри­мер, общественный транспорт, социальная сфера).

Норма дисконта служит для расчета коэффициента дис­контирования (Кд) в формуле:

Использование различных средств - student2.ru

Об эффективности конкретного мероприятия можно судить по чистой дисконтированной стоимости.

Чистая дисконтированная стоимость (ЧДС) мероприятия рас­считывается по формуле:

ЧДС = И+(ДД1Д2Д3+…+ДДt),

где И — инвестиции; ДД — приведенный дисконтированный доход за каждый про­ектный год, тыс. p.; t — номер проектного года.

Внутренняя норма доходности (ВНД) проекта — это ставка дисконта, при которой ЧДС проекта равна нулю. В процессе планирования данный показатель может быть рассчитан путем простого перебора норм дисконта и расчета ЧДС для каждой нормы.

Для большинства производственных проектов показатель ВНД может составлять от 5 до 20 % при нормальной доходности и устой­чивости проекта. Если ВНД превышает эти показатели, то в ходе пла­нирования необходимо обратить внимание на объективность оценки затрат, правильность расчета цен и объемов продаж.

Аналогично доходам приводятся затраты, которые предпола­гается осуществлять в планируемые периоды. Этот процесс полу­чил название компаундинга. Если дисконтирование доходов уменьшает их номинальную величину, то компаундинг капиталь­ных вложений увеличивает их. Это позволяет привести в плане к одному периоду времени как поступления доходов, так и денеж­ные затраты.

Методы оперативно-календарного плани­рования (ОКП) помогают осуществлять координацию дея­тельности предприятия, направленную на оптимальное использо­вание ресурсов в процессе достижения целей компании. При­меняются для решения широкого круга задач, начиная с составле­ния несложного графика сменности и заканчивая большими производственными программами.

В ОКП применяют­ся различные методы. Но наибольшее распространение получили следующие:

· графики Ганта;

· планы-графики с выделением промежуточных этапов работ;

· система обеспечения сбалансированности материальных за­пасов и производственной программы (LOB).

ТЕМА 3. плановые расчеты и показатели

3.1. Показатели планирования

В процессе планирования производят следующие основные технико–экономические расчеты:

- длительности производственного цикла;

- величины производственной мощности предприятия и уровня ее использования;

- величины валовой и товарной продукции;

- показателя реализованной продукции;

- прямых издержек (по их разновидностям);

- фонда заработной платы работников;

- административных и общих издержек;

- цен на производимую продукцию;

- норм и нормативов затрат материально–энергетических ресурсов на изготовление единицы продукции;

- величины амортизационных отчислений;

- расходов на организацию сбыта;

- величины денежных потоков;

- коэффициента эффективности инвестиций;

- величины дисконтированных затрат;

- размеров прибыли от результатов хозяйственной деятельности;

- сроков окупаемости инвестиций.

При этом применяются методы прямых инженерных, балансовых и экономико–математических расчетов.

Разработка прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Под показателем понимают меру планового задания, придающую ему количественную и качественную определенность. Различают:

1. Систему показателей предприятия в целом. Она включает в себя кроме показателей федеральных программ, комплексных социальных, экономических прогнозов, показатели системы национальных счетов, госбюджета, сводного финплана страны.

2. Систему показателей, используемых в процессе разработки рабочими органами государственной власти комплексных прогнозов социально-экономического развития страны, федеральных стратегических программ, госбюджета страны.

3. Систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов.

4. Систему показателей развития отдельной отрасли.

5. Систему показателей прогнозов, стратегических программ и планирования развития коммерческих организаций и их ассоциаций.

Используемая в стратегическом планировании системы показателей должна отвечать следующим требованиям:

- единству и обязательности показателей для данного уровня предприятия;

- способности агрегироваться и не агрегироваться,

- сопоставимости;

- измеряемости;

- комплексности всех аспектов функционирования планируемых объектов;

- гибкости и адаптивности;

- адресности;

- ориентированности на рост продуктивности, результативности и эффективности;

- ограниченности планов всех уровней.

В зависимости от связи с субъектами стратегического планирования и содержанием меры показатели классифицируются по следующим группам:

1. Конечные и промежуточные. На макроуровне конечные показатели характеризуют продукцию (услуги), используемую для удовлетворения нужд производственного и непроизводственного накопления, для личного и общественного непроизводственного потребления, возмещения выбытия основного капитала и экспорта (за вычетом импорта). На микроуровне конечные показатели, характеризуют объемы продукции, выходящие за пределы коммерческой организации, не идущие на цели внутреннего потребления хозяйственных субъектов. Промежуточные показателями характеризуют продукцию, необходимую для изготовления конечной, или же предназначенную для дальнейшей переработки в производстве.

2. Натуральные и стоимостные. Первые характеризуют вещественную сторону производства. Они дают возможность установить прямое соответствие между объектом производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в этой продукции, а также направление движения товарных потоков. Натуральные потоки измеряются в единицах, которые связаны с характером деятельности предприятия. Сфера их применения в чистом виде ограничена, поскольку они характеризуют лишь частные связи и пропорции в национальной экономике. Для расширения сферы их использования разрабатывают условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида проектов к единому измерителю при помощи приводных коэффициентов. Общий основной для установки условно-натуральных показателей выбираются какое-либо решающее потребительское свойство продукции или работ имеющие наибольшее экономическое значение. С помощью стоимостных показателей выражаются совокупные результаты процесса воспроизводства (производство ВВП, ВНП, стоимость основного капитала и его потребление, чистая валовая прибыль, объем реализованной продукции и т.д.). Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегического планирования и программ, определить направления в развитии различных отраслей, регионов. С их помощью составляются различные экономические балансы. На микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, по росту производительности труда, повышению рентабельности и т. д.

3. Количественные и качественные. Первые характеризуют прямые, непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда и т.д. Сетевые выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют потребительскую стоимость продукции (ее полезность), условия развития производства, степени его эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.д. Качественные показатели делятся на две группы: технико-экономические и экономические. Первые охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования ОПФ и ОС. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов. Они являются важнейшими синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде качества работы коммерческой организаций и отрасли национальной экономики.

4. Абсолютные и относительные. Первые выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления. Вторые определяют эти явления на основе данной базы. С их помощью определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

5. Утверждаемые, расчетные и информационные (справочники). Первые являются обязательными для исполнения. С помощью вторых обосновываются утверждаемые. Информационные показатели — это различного рода аналитические показатели типа: «на душу населения», «доля». Они позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов РФ, фирм, отраслей и т.д.

Наши рекомендации