Глава 5. Социальная ответственность
В глазах общественности
Фраза «в глазах общественности» означает для разных людей разные вещи. Для меня она связана с идеей арбитра, решающего, что правильно, а что нет, что справедливо, а что- не справедливо. Я верю в истинность суждения людей, и я верю в то, что их вердикт в конечном итоге будет правильным. Способность доверять коллективному суждению крайне важна для бизнеса. Она позволяет убежденно двигаться вперед, поддерживать позитивный настрой и быть уверенным в наличии надежных и неизменных стандартов.
Если бы люди постоянно меняли свое отношение к важным вещам и на их суждения нельзя было бы положиться, тогда они нс ценили бы или даже отвергали наиболее этичные действия бизнеса. Такое отношение сделало бы невозможным занятие бизнесом, несмотря на любые старания. Если вы, даже после многих лет работы на рынке, нс знаете, как реагируют люди на ваши продукты, ценовую политику, методы продаж или продвижения, ваше беспокойство не позволит вам уделять достаточное внимание важным для бизнеса вопросам.
К счастью, «взгляд общественности» весьма устойчив. Мой многолетний опыт подсказывает, что люди (и общество в целом) поддерживают каждого, кто делает свое дело разумно, рационально и честно. До тех пор, пока ваша деятельность соответствует принятым деловым нормам, вы будете твердо стоять на ногах. Если же что-то идет не так, то вы, возможно, сошли с верной колеи, и вам требуется переоценить в первую очередь принципы вашей работы, а не обвинять в неудачах потребителей, покупателей или кого-либо еще. Если вы верите в истинность народной мудрости и можете без предубеждения воспринимать суждения других людей, вам будет несложно исправить ошибки и изменить методы. Динамичный и гибкий менеджмент - важнейшее условие развития бизнеса, но для этого нужно иметь хорошую поддержку общества.
Степень моего доверия к мнению общественности может показаться несколько наивной, и я готов это признать, ведь в мире одинаковое количество и глупцов, и мудрецов. История полна примеров того, как хорошее терпело поражение в битве с плохим, правильное сменялось неправильным, а справедливость превращалась в свою противоположность. Л сколько раз хорошие, разумные и честные люди подвергались обструкции и забвению, а иногда и погибали от боли и унижения. Пожалуй, никакое общество не свободно от несправедливости и неправоты.
Однако, даже помня об этом, я все равно убежден, что в долгосрочной перспективе именно общество может определить, что правильно, а что - нет. Сможем ли мы почувствовать себя сколь-нибудь защищенными, если не будем уверены в том, что справедливость победит? На чем тогда основывать свою веру в будущее? Именно этот фундаментальный оптимизм вдохновляет нас на работу и реализацию самых смелых замыслов.
Право бизнесмена на прибыль
Для любого бизнеса очень важно получать достаточную прибыль. Только благодаря прибыли, не слишком маленькой и не слишком большой, предприятие может расширяться и быть полезным для все большего количества людей. Более того, предприятие вносит свой вклад в развитие общества путем уплаты значительной части прибыли в виде налогов.
В том числе и поэтому ответственность бизнесмена как гражданина состоит в получении разумной прибыли.
Основа бизнеса, вне всякого сомнения, лежит в создании качественных, нужных для потребителей товаров, продаваемых по разумной цене. Мы должны постоянно изыскивать новые пути для создания лучших продуктов, а также для повышения эффективности наших методов продаж и организации лучшего сервиса. В то же самое время мы должны стремиться к получению разумной прибыли. Демпинг, конкурентные войны и другие подобные методы не идут никому на пользу.
Пытаясь заработать разумную прибыль, мы должны всегда помнить, как важно избегать лишних и ненужных расходов. Каждый сотрудник компании, начиная с самого верхнего эшелона, должен понимать структуру затрат и экономить деньги даже на таких мелочах, как телефонные звонки и канцелярские принадлежности. Разумная прибыль должна быть результатом постоянных усилий, направленных па повышение эффективности и снижение издержек.
Даже если бизнесмены согласны, что прибыль необходима, в этом следует убедить потребителей и общество в целом. Люди должны понять, что прибыль компании, которая, разумеется, влияет на розничную цену, нужна не сама по себе. Мы должны пользоваться каждой возможностью убеждать людей в том, что прибыль - это источник процветания, это способ, с помощью которого наши предприятия могут еще лучше обслуживать своих клиентов. При должном терпении и настойчивости мы достигнем своей пели, и люди Поймут, что разумная прибыль бизнеса несет ощутимые Преимущества всему обществу.
Берегите свой бизнес
Для того чтобы хорошо делать свое дело, важно выстраивать свою работу и работу компании так, чтобы это способствовало процветанию бизнеса в будущем. Вы, как менеджеры, должны крайне внимательно относиться к любой мелочи. Оплата счетов и контроль дебиторской задолженности могут показаться банальными, не особенно важными делами, однако именно эти операции влияют на финансовую жизнеспособность компании. Удивительно, что этим так часто пренебрегают.
Многие банкротства только на первый взгляд вызваны независящими от компании причинами. Сильный руководитель может существенно снизить риски банкротства. Невнимание в течение длительного периода к скучным, но жизненно важным операциям наподобие работы с дебиторами, может оказаться фатальным. Это пренебрежение может быть неосознанным, однако когда ответственные сотрудники настолько одержимы продажами, что забывают о неоплаченных счетах, у компании неминуемо возникнут финансовые проблемы.
Слабое руководство - проблема не только малых и средних предприятий. Даже крупные фирмы склонны не обращать внимания на детали. Поначалу это незаметно, однако постепенно компания начинает все чаще сталкиваться с проблемами, нарастающими как снежный ком, пока падение не становится неотвратимым.
Неаккуратность в денежных делах ведет к неаккуратности во всем остальном. Можно легко заметить, что прибыльные фирмы очень внимательно относятся ко всем денежным вопросам, в том числе к оплате счетов поставщикам и сбору задолженностей с покупателей. Мелочи важны пне зависимости от размера бизнеса.
Стоит вспомнить историю среднего по размеру оптовика, который даже в сложные времена умудрялся получать нормальную прибыль. Его уважали и ему доверяли все поставщики и розничные торговцы. Секрет заключался в четкой системе сбора долгов и оплаты счетов, а также пунктуальности во всех остальных вопросах, связанных с ведением бизнеса. Такой серьезный и четкий подход к бизнесу постепенно позволил создать значительный резервуар доверия между всеми партнерами. Часто процветание компании определяется одним важным фактором - отношением человека к своей работе.
Без компромиссов
Если вы занимаетесь бизнесом и делаете это правильно, компромиссов быть не должно. Иными словами, вне зависимости от того, чем вы занимаетесь, делайте так, чтобы ваши продукты полностью удовлетворяли клиентов.
Представьте себе производственную компанию, только что получившую крупный заказ на продукцию с определенными параметрами. Вы знаете, что качество этого продукта ниже принятых у вас стандартов, однако если вы не примете заказ, то скорее всего не получите следующий в будущем. Что вы будете делать?
Большинство из нас, оказавшись в подобной ситуации, может поддаться искушению и пойти простым путем; мы сделаем продукт и заверим себя, что в будущем не пойдем ни на какие компромиссы. Человеку свойственно поступать так, и это можно понять. Однако на самом деле это не простое рядовое решение. Оно определяет ту точку, после которой ваш бизнес будет либо процветать, либо пойдет к концу. Вьг не должны идти на поводу у человеческих слабостей.
Важно никогда не допускать ситуации, при которой продукт не покинет пашу компанию до тех пор, тюка вы не будете полностью удовлетворены ею качеством, вне зависимости от того, чьи заказы вы выполняете. Вы должны также убедиться в том, что столь же решительно настроены и все ваши сотрудники.
Следует убеждать сотрудников достигать совершенства во всем, что мы делаем. Разумеется, истинное совершенство в нашем мире невозможно, тем не менее, пока мы не пообещаем себе стремиться к нему, мы не сможем управлять нашей компанией, когда она будет расширяться и начнет расти ассортимент продукции.
Одна известная мне компания достигла во многом большого успеха потому, что ее руководители и сотрудники в одинаковой степени не приемлют компромиссы. Они никогда не позволяют товарам покинуть фабрику, если их качество не полностью удовлетворяет заданным требованиям, и они не делают никаких исключений, вне зависимости от того, от кого поступает заказ и каковы его параметры. Эта компания нс боится конкурентов, lie сотрудники знают, что пока они поддерживают свой уровень качества и не нарушают сроки, никто не сможет отнять у них бизнес.
Упорство в достижении пели - это не то же самое, что отсутствие гибкости. Мудрые менеджеры всегда готовы при необходимости рассматривать альтернативные сценарии действий. Именно это и лежит в основе подхода к работе, позволяющего чувствовать гордость от результата и форми-; ровать доверие у тех, с кем мы работаем. j