Меры безопасности при работе на транспортном агрегате

Количество несчастных случаев и тяжесть их последствий во многом зависят от навыков управления трактором. Поэтому к транспортным работам допускаются наиболее опытные трактористы: на колесных тракторах – со стажем работы не менее двух лет, на гусеничных – не менее года.

Транспортные агрегаты (тракторы, тракторные прицепы, самоходные шасси) должны иметь государственные номерные знаки.

Основным условием безопасной работы на транспортном агрегате является надежное действие его органов управления: тормозной системы, рулевого управления (для колесных тракторов) и бортовых фрикционов (для гусеничных).

Все тракторные прицепы должны иметь тормоза, управляемые из кабины трактора. Они должны обеспечить торможение прицепа на ходу, включение тормоза при отрыве прицепа от трактора, удержание прицепа во время стоянки на склонах, предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изменении скорости движения и движении под уклон.

При комплектовании тракторных поездов в обязательном порядке применяют предохранительный трос или цепь, предупреждающие отрыв прицепа от тягача.

Особую опасность представляет эксплуатация прицепов с неисправной тормозной системой с тракторами К-700 и Т-150К, так как при торможении трактора под действием толкающей силы незаторможенных прицепов могут произойти «складывание» тракторного агрегата и потеря управляемости. При работе на этих тракторах необходимо также помнить, что при спуске агрегата с уклона запрещается выключать двигатель для использования движения наката, так как в гидросистеме не будет создаваться необходимое для торможения давление.

При перевозке сельскохозяйственных грузов тракторами большой мощности (К-700, К-701, Т-150К) широко практикуют работу трактора с несколькими прицепами. Такие тракторные поезда должны удовлетворять следующим требованиям:

- число прицепов определяют тяговой мощностью трактора и дорожными условиями;

- сцепка прицепов между собой и с трактором должна быть надежной, с обязательным применением страхующих тросов;

- управление тормозными системами и механизмами подъема кузовов должно осуществляться с рабочего места тракториста.

Вождение поездов значительно сложнее вождения одиночного трактора или автомобиля и требует специальной подготовки и навыков в приемах управления. Следует помнить, что траектории движения тягача и прицепа не совпадают, вследствие чего увеличивается ширина поворотной полосы. Это обстоятельство необходимо учитывать при движении на поворотах. При движении тракторный поезд обладает запасом большой кинетической энергии, поэтому при повороте его скорость не должна превышать 5 км/ч.

Особую осторожность следует соблюдать при буксировке транспортных средств в условиях бездорожья или неисправности автомобиля, трактора или самоходной сельскохозяйственной машины. Требования безопасности при этой операции установлены Правилами дорожного движения. Буксировка машин в подобных условиях может быть доверена только опытным водителям.

Наиболее ответственная операция на транспортных работах – перевозка людей на фермы, поля и другие объекты. Организация перевозки людей неразрывно связана с обеспечением их безопасности и здоровья. Согласно действующим правилам и нормам охраны труда запрещается перевозить людей на автомобилях-самосвалах, цистернах, безбортовых платформах, необорудованных тракторных санях, тракторных тележках, прицепах (полуприцепах).

Людей перевозят на транспортных средствах, специально предназначенных для этой цели. Как правило, для этого выделяют автобусы или специально оборудованные автомобили. Число перевозимых на автомобиле людей не должно превышать числа оборудованных посадочных мест. Автомобили, предназначенные для регулярной перевозки людей, дополнительно оборудуют лестницами и тентами.

К перевозке людей грузовым автотранспортом допускают наиболее дисциплинированных водителей, имеющих удостоверение на право управления транспортным средством категорий С и Д. Перед направлением водителя на перевозку людей администрация обязана проинструктировать его об особенностях маршрута, местах остановки и требованиях безопасности перевозки людей.

В сельскохозяйственном производстве значительный объем занимает транспортировка животных. Погрузку, транспортировку и выгрузку животных проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3. 009-76. Места погрузочно-разгрузочных работ оборудуют знаками безопасности по ГОСТ 12.4-026-76 и в соответствии с нормативно-технической документацией ведомства, в ведении которого находится перегрузочный пункт. К подвижному составу для перевозки животных предъявляются дополнительные требования: создание условий, обеспечивающих минимальные потери живого веса и снижение повреждения животных во время движения. Успешность транспортировки животных во многом зависит от опыта и квалификации сопровождающих лиц (скотников).

Перевозка сыпучих материалов и ядохимикатов требует специальной организации и особых мер безопасности. Основные требования мер безопасности сводятся к следующему:

- при разгрузке и перевозке сыпучих материалов и ядохимикатов нахождение людей в кузове транспортного средства не допускается;

- доставка этих материалов к местам хранения должна осуществляться способами, исключающими опасность отравления и травмирования работающих.

С этой целью используют машины, обеспечивающие закрытую загрузку, транспортировку и выгрузку, машины-цистерны специального назначения, специальную тару и др.

В хозяйствах, где по условиям работы приходится часто переправляться по льду, назначают лицо, ответственное за обеспечение безопасности движения транспорта. Ответственный обязан своевременно принимать меры по поддержанию заранее проложенных переправ в хорошем состоянии, обозначить места переезда необходимыми знаками и вехами, регулярно проводить измерение толщины ледяного покрова, обучать водителей правилам безопасного передвижения.

Для ориентировочных расчетов минимальной толщины h (см) льда можно рекомендовать следующую формулу:

Меры безопасности при работе на транспортном агрегате - student2.ru (3.15)

где Qа – масса транспортного средства, т; К – коэффициент, зависящий от средней температуры воздуха за трое суток; К принимают для колесных средств 10…11, для гусеничных – 9…10.

Нагрузка на ледяную дорогу должна быть уменьшена на 50…60 % при появлении на ней воды, на 30 % – при наличии сухих, несквозных трещин шириной менее 3…4 см.

Движение по ледяной переправе разрешается только в один ряд с открытыми дверьми кабины, без сопровождающих людей со скоростью не более 10 км/ч, с дистанцией от 10 до 70 м в зависимости от нагрузки и толщины льда.

Для водной переправы вброд выбирают участок с твердым и ровным дном, без коряг, больших камней, ям, где уровень воды не выше верхнего полотна гусеницы или осей колесных тракторов. Выбранный участок обозначают вехами в обе стороны пути. Ширину брода принимают не менее 3 м. При постоянном использовании место брода обозначают указателем «Брод». Двигаются по броду на пониженной передаче, при постоянном числе оборотов двигателя, не переключая передач и без остановок. После преодоления брода водитель обязан специальными приемами просушить тормоза транспортного средства.

Тракторы и сельскохозяйственные машины в основном передвигаются по грунтовым и полевым дорогам, которые довольно длительное время находятся в плохом проезжем состоянии (грязь, гололед, снежные заносы, лужи и т.п.). Движение транспортных средств в таких условиях не только затруднено, но и связано с определенной опасностью, которая обусловлена скольжением, снижением тормозных качеств, полной или частичной потерей управления, заносами, буксованием и другими причинами.

Поэтому в условиях скользких дорог с целью повышения тягово-сцепных качеств и безопасности движения транспортных средств применяются различные средства, повышающие их проходимость (мелкозвенные и крупнозвенные цепи противоскольжения, быстросъемные траки и шпоры, противобуксаторы, шины низкого давления, индивидуальные устройства для разбрасывания сыпучих материалов и др.). Двигаться по таким дорогам следует осторожно, избегать крутых поворотов, резких торможений и изменений скоростного режима. В случае заноса торможение прекращают и, не выключая сцепления, поворачивают управляемые колеса в сторону заноса ведущих колес, а затем плавно выравнивают движение машины.

При буксовании нельзя находиться рядом с буксующим движителем, поддерживать и подталкивать руками или ногами предметы и подручные средства, подложенные под него. При этом следует предотвращать сползание машины в кювет, под откос, в более худшее по сцеплению место.

Значительное время движение тракторов и сельскохозяйственных машин происходит в темное время суток или в условиях ограниченной видимости (туман, снегопад, дождь, дым и т.п.), которое гораздо сложнее и опаснее, чем в светлое. В указанных условиях движения происходит 45…50 % всех дорожно-транспортных происшествий. Поэтому водители транспортных средств должны не только руководствоваться Правилами дорожного движения (переключение света фар, подача звукового сигнала, включение габаритных огней, скоростной режим, дистанция, интервалы и др.), но и знать особенности движения ночью и в условиях ограниченной видимости. Скоростной режим должен быть снижен. В случае ослепления механизатор должен снизить скорость или остановиться и включить аварийную сигнализацию. При остановке или стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях ограниченной видимости (туман, дым, дождь, снегопад и т.д.) на машине включают габаритные или стояночные огни. Если они неисправны или отсутствуют, сельскохозяйственную машину или трактор вне населенного пункта отводят за пределы дороги. При проезде больших полос тумана снижают скорость до 5…10 км/ч, а при попадании в пыльный след от прошедшего транспортного средства останавливаются (снижают скорость) и пережидают до тех пор, пока улучшится видимость. В условиях ограниченной видимости обгон транспортных средств, как правило, не допускается.

Наши рекомендации