Меры безопасности при работе с лебёдками.

Подъёмно-транспортные механизмы могут эксплуатироваться только при полной исправности и в том случае, если они способны безаварийно выдерживать предельную рабочую нагрузку в течение длительного времени. Исправность и прочность подъёмно-транспортных механизмов определяют при техническом освидетельствовании перед пуском их в эксплуатацию и затем периодически не реже чем через12 месяцев.

При работе любого подъемного механизма запрещается: оставлять грузы на весу даже на короткое время, находиться на перемещаемых или поднимае­мых грузах или под ними, оставлять незакрепленными детали или конструк­ции в перерывах (обед, отдых) и после окончания работ.

Машинисты, обслуживающие механизм должны быть обеспечены инструкцией по его эксплуатации.

При обнаружении неисправностей во время осмотра и опробовании, лебёдки, тали, машинист обязан не приступая к работе устранить эти неисправности, а в случае невозможности сделать это своими силами, доложить о них лицу, ответственному за эксплуатацию.

Ручные подъёмные лебёдки должны быть снабжены тормозом, автоматически действующим под воздействием груза.

Переключающие механизмы лебёдок, служащие для изменения скорости движения груза, не должны переключаться или размыкаться самопроизвольно.

Перед началом работы на лебёдках, талях, полиспастах, лицо, ответственное за работу, обязано проверить техническое состояние тормозов, канатов, цепей, блоков, грузовых крюков, серег.

Запрещается применять блоки с трещинами или выбоинами на ребордах, разработанные втулки, крюки с изгибами и трещинами, серьги имеющие трещины и износ стержня или дуги более 10% , изношенные цепи, канаты. -К работе на лебедке с электрическим приводом допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право управления лебёдкой и, кроме того, имеющие группу по электробезопасности не ниже второй. Удостоверения на право обслуживания лебёдок с ручным приводом не требуется, так как работа с этим оборудованием входит в обязанности такелажника на монтаже.

Лебёдки необходимо устанавливать и закреплять на фундаменте или раме, а для обеспечения их устойчивости следует закреплять их анкерами (якорями) или при помощи балласта, уложенного на раму.

Все вращающиеся части лебедки должны быть надежно ограждены;

Закрепление конца каната к барабану должно быть таким, чтобы при наибольшем подъеме груза по высоте или при наибольшем удалении по горизонтали на барабане оставалось не размотанным не менее1,5 витка каната, а конец каната должен быть надежно закреплен на валу барабана. Крепить канат к шестерне барабана ручной лебедки не разрешается;

Крепление и расположение каната на барабане электролебедки должно исключать возможность спадания, смещения за реборды барабана и перетирания. Канат должен подходить к валу снизу, с тем, чтобы уменьшить момент опрокидывания лебедки.

Лебедки с электрическим приводом, предназначенные для подъема людей, должны иметь зубчатую передачу от вала электродвигателя к валу барабана и колодочный тормоз, автоматически действующий при отключении двигателя; коэффициент запаса торможения должен бытьне менее 2.

Во время работы на лебедке необходимо:

а) следить за правильной укладкой витков каната на барабан. Канат должен наматываться на барабан ровными и плотными рядами. Во избежание соскальзывания каната с барабана при полной намотке его реборды барабана должны возвышаться над ним не менее чемна два диаметра каната;

б) во избежание односторонней навивки каната на барабан, сбрасывания каната и преждевременного его износа отводной блок лебедки должен быть расположен от оси барабана лебедки на расстоянии не менее 20 длин барабана лебедки.

Работать с лебедками, имеющими повреждения (сломанные зубья, неисправные тормоза, погнутые болты и т. д.), а также лебедками, у которых наружные вращающиеся части, кроме барабана, не закрыты съемными кожухами, запрещается.

Не допускается работа на лебедке, на которой не указаны (масляной краской) величина грузоподъемности, дата испытания, инвентарный номер и др., а также если на боковине не обозначена стрелка, указывающая направление вращения рукоятки.

При управлении электролебедкой необходимо соблюдать следующие правила:

а) все распоряжения о подъеме или опускании грузов должны исходить от одного лица, за исключением сигнала «Стоп», который машинист должен немедленно выполнить независимо от того, кем он был подан;

б) при пуске лебедки контроллер включать плавно, без рывков;

в) изменять ход лебедки с прямого на обратный следует с предварительной остановкой лебедки;

г) производить опускание груза можно только при включенном на обратный ход электродвигателе, без притормаживания груза во время опускания;

д) при подъеме крюк и грузовой канат должны находиться в вертикальном положении над центром тяжести груза;

е) подъем конструкций производят в два приема: сначала на высоту до 200 мм от земли, а после проверки натяжения канатов и действия тормозов – на нужную высоту;

ж) при подъеме грузов одновременно двумя лебедками скорость навивки каната на барабаны лебедок должна быть одинаковой.

Во избежание несчастных случаев и аварий во время работы запрещается:

а) работать без положенной спецодежды. Одежда не должна иметь свисаю- щих концов, головной убор должен закрывать волосы (особенно у женщин): поднимать грузы незакрепленной лебедкой или лебедкой, прикрепленной деревянной раме глухарями, костылями, скобами;

б) выполнять ремонтные работы, регулировать тормоза, смазывать и чистить механизмы. Эти работы следует производить только после остановки лебедки и принятия мер против произвольного ее включения;

в) стоять около натянутого каната между лебедкой и грузом;

г) надевать соскочивший канат на барабан или ролик блока, а также поправлять на барабане неправильно наматываемый канат;

д) оставлять канат после работы в натянутом положении;

е) нагружать лебедку грузом, превышающим ее грузоподъемность;

ж) работать на электролебедке без заземления ее корпуса или с неисправным заземлением;

з) допускать пересечение и соприкосновение каната лебедки с электрокабелями, электропроводами и конструкциями здания.

Лебедки перед выдачей в эксплуатацию должны быть освидетельствованы и испытаны статически грузом, превышающим грузоподъемность лебедки на 25%, и динамическим грузом, превышающим грузоподъемность на 10%.

Лебедки для подъема людей испытывают статически на тяговое усилие, превышающее грузоподъемность ее на 50% и динамически - на нагрузку, превышающую грузоподъемность на 10%.

На каждой лебедке должен быть инвентарный номер, указаны дата следующего испытания и грузоподъемность, фамилия ответственного за эксплуатацию.

Все испытания необходимо фиксировать в специальном журнале главного механика управления.

Каждые 10 дней прораб или мастер должен производить контрольный осмотр лебедки с обязательной записью его результатов в специальном журнале.

Каждую электролебедку следует проверять так же, как и переносный приемник тока (см. раздел «Правила техники безопасности при работе с переносным электрифицированным инструментом»).

При работе с электролебедкой рабочий должен стоять на диэлектрическом коврике.

Строительные подъёмники

Подъёмниками называют грузоподъёмные машины, у которых

груз перемещается в специальном устройстве

(платформа, клеть, ковш), движущемся в жёст-

ких направляющих.

Их применяют для:

▪ для подъёма строительных материалов и деталей на пере

крытия или леса зданий;

▪ для подачи сыпучих материалов в смесительные машины и

грохоты;

▪ для монтажных работ.

Классификация строительных подъёмников. Они разделяются на следующие группы:

● по способу их установки:

• свободностоящие;

• приставные;

● по назначению:

• грузовые;

• грузопассажирские;

● по конструкции направляющих:

• мачтовые (стоечные);

• шахтные;

• струнные;

• скиповые;

● по типу привода:

• реечные;

• канатные.

Мачтовые подъёмники бывают:

- с одной направляющей мачтой (одностоечные);

- с двумя направляющими в виде двух швеллеров, жёстко связанных

между собой (двухстоечные).

Мачтовые одностоечные и двухстоечные подъёмники выполняются из отдельных секций, соединённых между собой во время монтажа. Нижняя и верхняя секции мачты всегда оборудованы отводным и грузовым блоками для каната, а количество средних секций определяется в зависимости от высоты подъёма.

Грузоподъёмность подъёмников 0,3÷0,5 т, высота подъёма до 40 м при скорости 30÷40 м/мин.

Мачтовые подъёмники применяются для подъёма строительных материалов при постройке жилых и промышленных зданий. Мелкокусковые и сыпучие материалы, бетон и раствор поднимаются в тачках или другой таре, а штучные грузы и лесоматериалы – непосредственно на платформе.

Мачтовые передвижные двухстоечные подъёмники могут быть использованы для штукатурных, малярных и других строительных работ на фасадах зданий при оборудовании их ловителями и установке ручной лебёдки для передвижения подъёмника.

Чтобы сделать передвижные подъёмники более мобильными и лёгкими, их оборудуют неразборной мачтой, которая переводится в транспортное положение собственной лебёдкой, а опорную раму – двумя пневматическими колёсами. Такие подъёмники на стройплощадке легко передвигаются вручную двумя-тремя рабочими, а с объекта на объект могут перемещаться на буксире за грузовым автомобилем.

Меры безопасности при работе с лебёдками. - student2.ru

Рис.97. Транспортировка мачтового подъёмника:

а – подготовка; б – перевозка.

Свободностоящий мачтовый подъёмник показан на рис.

Меры безопасности при работе с лебёдками. - student2.ru Меры безопасности при работе с лебёдками. - student2.ru Меры безопасности при работе с лебёдками. - student2.ru

А б

Рис.98 Свободностоящий мачтовый подъёмник:

а – общий вид; б – схема запасовки канатов при работе; 1 – колёса на

пневматических шинах; 2 – опорная рама; 3 – щит электрооборудования;

4 – мачта; 5 – блок грузового каната; 6 – грузовая платформа; 7 – лебёдка;

8 – грузовой канат; 9 – верхний блок мачты; 10 – зажим.

Меры безопасности при работе с лебёдками. - student2.ru Меры безопасности при работе с лебёдками. - student2.ru

Рис.99. Мачтовый одностоечный подъёмник:

а – общий вид; б – принципиальная схема; 1 – мачта; 2 – канат; 3 – блок;

4 - ограничитель; 5 – кронштейны; 6 – фрикционная лебёдка; 7 – платформа;

8 – блок; 9 – каретка.

У двухстоечного подъёмника мачта состоит из двух швеллеров, соединённых поперечными и раскосными связями.

Мачтовые двухстоечные подъёмники устанавливаются у стены строящегося здания. При высоте 10 м они не требуют дополнительного крепления; мачты более высоких подъёмников раскрепляются канатами или проволочными расчалками.

Меры безопасности при работе с лебёдками. - student2.ru

Меры безопасности при работе с лебёдками. - student2.ru

Рис.100. Мачтовый двухстоечный подъёмник

грузоподъёмностью 0,3 т:

а – общий вид; б – грузовая платформа; 1 – два швеллера; 2 – грузовой блок;

3 – канат; 4 – подвижная грузовая платформа; 5 – раскосные связи; 6 – попе-

речные связи; 7 – нижняя опорная рама; 8 – лебёдка; 9 – направляющий блок;

10 – ролики.

Двухстоечные подъёмники малой высоты, имеющие опорную раму, могут передвигаться на небольшие расстояния в пределах площадки при помощи ручной лебёдки без демонтажа или с частичным демонтажем при опущенной мачте.

У одностоечного подъёмника мачта 1 укрепляется кронштейнами 5 к стене возводимого здания. Вдоль мачты при помощи фрикционной лебёдки 6 и каната 2, перекинутого через блоки 3 и 8, перемещается каретка 9 с шарнирно укреплённой на ней платформой 7. Ограничитель 4 останавливает платформу в месте её разгрузки. Подвеска каретки к канату снабжена амортизирующей пружиной 13. Каретка оборудована опорными роликами 10, захватывающими квадратное сечение мачты со всех четырёх сторон. Шарнирное крепление платформы достигается тем, что её втулки 11 и14 надеты на нижний и верхний шип каретки (рис.в). Такое крепление платформы даёт возможность поворачивать её вручную на 90° относительно каретки и мачты, обеспечивая этим подачу грузов непосредственно на стену или в оконный проём. Фиксирование положения платформы в плане производится стопорным устройством 12, смонтированным на конструкции платформы и управляемым рукояткой 15.

Таблица 9

Наши рекомендации