Оценка материалов при отпуске в производство

Положением по бухгалтерскому учету ПБУ1/08 «Учетная политика организации» установлено, что при формировании учетной политики подлежат раскрытию способы оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии.

Порядок определения стоимости отпущенных материалов зависит от применяемого варианта их оценки при поступлении – фактической себестоимости или по учетным ценам.

В случае оценки материальных запасов по учетным ценам фактическая себестоимость отпуска представляет собой сумму их учетной стоимости и величины отклонения, приходящегося на списанные ресурсы.

Порядок списания отклонений в стоимости материальных запасов состоит в следующем. Дебетовое сальдо по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» списывается в конце месяца на счета, на которые были списаны материалы. Списание производится пропорционально стоимости материальных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям.

Процент отклонений, подлежащих к списанию, рассчитывается по формуле

%ОТКЛ. = (Сальдо по дебету счета 16 на начало месяца + оборот по дебету счета 16 за месяц/сальдо начальное счета 10 + оборот по дебету счета 10 за месяц) х 100%.

Сумма отклонений, которая должна быть списана, рассчитывается по формуле

åОТКЛ. = Стоимость материалов, отпущенных в производство х %ОТКЛ.

Кредитовое сальдо по счету 16 сторнируется в конце отчетного месяца в корреспонденции с теми счетами, на которые были списаны материалы, пропорционально стоимости отпущенных в производство материалов или проданных покупателям.

При оценке материальных запасов по фактической себестоимости заготовления их списание на затраты производства производится одним из следующих методов (п. 28 и 24 ПБУ 5/012):

· по себестоимости каждой единицы запасов;

· по средневзвешенной стоимости;

· по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО).

Выбранный порядок оценки материалов должен быть прописан в учетной политике организации. При этом по каждому виду материальных запасов (их группе) могут применяться разные методы их списания.

Оценка отпущенных в производство материалов по себестоимости каждой единицы запасов должна применяться организацией, если используемые материалы не могут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету (драгоценные камни и металлы, радиоактивные вещества и т.п.).

Оценка материальных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов и определяется делением общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатков на начало месяца и поступивших в этом месяце запасов.

По способу средней себестоимости списание материалов производится по формуле:

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru ,

где Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru – средняя себестоимость списываемых материалов;

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru – средняя цена единицы материала, руб./ед.;

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru – количество материалов, списанных в отчетном периоде.

Средняя цена единицы материала определяется следующим образом:

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru ,

где Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru и Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru – соответственно себестоимость остатка на начало месяца и себестоимость поступивших материалов в текущем месяце;

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru – остаток материала в текущем месяце;

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru – количество материалов, поступивших за месяц.

Средняя себестоимость израсходованных материалов может определяться исходя из взвешенной оценки или скользящей оценки.

При варианте взвешенной оценки в расчет включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступившие за месяц (отчетный период).

При скользящей оценке фактическая себестоимость материалов определяется в момент его отпуска и в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Таким образом, вариант исчисления стоимости материалов должен раскрываться в учетной политике организации.

При использовании способа списания ФИФО (FIFO) применяется следующее правило: независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала материалы списываются по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

Применение данного метода основано на допущении использования материальных запасов в течение месяца в последовательности их приобретения.

Остатки материальных запасов на конец месяца оцениваются при применении данного метода по себестоимости последней (последних) по времени приобретения партии (партий) материалов.

Пример: Сравнительная оценка стоимости материалов при их отпуске в производство всеми вышеуказанными способами. При условии соблюдения равенства количества приобретенных материалов в каждой партии.

Исходные данные приведены в таблице 5:

Таблица 5

Показатель Количество материалов, ед. Цена единицы материалов, руб./ед. Общая стоимость материалов, руб.
Остаток материалов на начало месяца 10 000
Поступление материалов за месяц:      
первая поставка 20 000
вторая поставка 15 000
третья поставка 30 000
Всего поступило материалов   65 000
Итого материалов за месяц (остаток + поступление)   75 000
Отпущено материалов за месяц   1-ый метод – 67 500
2-ой метод – 65 625
3-ий метод – 60 000
Остаток материалов на конец месяца   1-ый метод – 7 500
2-ой метод – 9 375
3-ий метод – 15 000

Первый вариант расчета – по себестоимости каждой единицы:

Дано:

В производство были отпущены:

· все материалы, находившиеся в остатке на начало – 100 ед.;
· все материалы, находившиеся в остатке на начало – 100 ед.;
· 50 ед. материалов второй поставки – 100 ед.;
· и все 100 ед. материалов третьей поставки – 100 ед.;

При таком распределении фактическая себестоимость израсходованных материалов равна:

100ед. х 100руб. + 100ед. х 200руб. + 50ед. х 150руб. +100ед. х 300руб. = 67 500 руб.

Стоимость остатка материалов, находящихся в запасе, будет равна:

75 000руб. – 67 500руб. = 7 500руб.

Второй вариант расчета – по средней себестоимости:

1. Определяется средняя себестоимость единицы материала как частное от деления общей стоимости материалов, потупивших в течение месяца с учетом имевшегося остатка на начало месяца (по взвешенной оценке), на количество поступивших материалов с начальным остатком:

ССР =(10 000руб. + 20 000руб. + 15 000руб. + 30 000руб.)/400ед.=187руб. 50коп/ед.

2. Определяется фактическая себестоимость списываемых в производство материалов путем умножения количества израсходованных материалов на их единую себестоимость:

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru = 187,5руб. х 350ед. = 65 625руб.

3. Стоимость остатка материалов в запасе определяется как разность между стоимостью имевшихся на складе и поступивших в течение месяца материалов и стоимостью израсходованных материалов по средним ценам:

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru = 75 000руб. – 65 625руб. = 9 375руб.

Или путем умножения количества оставшихся материалов на среднюю себестоимость единицы материалов: Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru = 50ед. х 187,5руб. = 9 375руб.

Третий вариант расчета – по методу ФИФО:

1. Определяется фактическая себестоимость израсходованных материалов путем суммирования стоимости материалов отпущенных в производство. При этом списание производится в последовательности приобретения материалов:

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru = 100ед. х 100руб. + 100ед. х 250руб. + 100ед. х 150руб. + 50ед. х 300руб. = 60 000руб.

2. Далее определяется стоимость остатка материалов как разница между стоимостью имевшихся в наличии и поступивших в течение месяца стоимостью израсходованных материалов:

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru = 75 000руб. – 60 000руб. = 15 000руб.

Или путем умножения количества оставшихся материалов на цену последнего приобретения:

Оценка материалов при отпуске в производство - student2.ru = 50ед. х 300руб. = 15 000руб.

При первом варианте оценки израсходованных материалов следует принимать во внимание:

· степень влияния использованных материальных ресурсов на уровень себестоимости продукции: изменение себестоимости оказывает влияние на сумму прибыли и налога на прибыль;

· в условиях инфляции себестоимость незавершенного производства, отгруженной и не проданной продукции снижается по методу FIFO и оказывается примерно средней при применении метода средней себестоимости материалов;

· при использовании метода ФИФО стоимость остатка материалов в запасе на конец месяца в условиях инфляции повышается.

1.6 Инвентаризация материальных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.

Перед инвентаризацией производственных запасов необходимо выполнить сверку их с данными производственно-технического отдела, все ли материалы, израсходованные на выполнение работ, списаны. В противном случае – составляются акты на списание с отражением соответствующих сумм и расходов на счете 10 «Материалы».

Необходимо проверить правильность отражения сумм «входного» НДС на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и правильность их списания.

Если принять НДС к вычету нет возможности (например, отсутствует счет-фактура поставщика) то следует списать суммы налога в дебет счета 91 на отдельный субсчет «Расходы не учитываемые при налогообложении прибыли».

Инвентаризация производственных запасов производится по местам их хранения и материально-ответственными лицами, в том числе по отдельным строительным объектам, участкам, подсобно-вспомогательным производством и обслуживающим хозяйствам. При этом необходимо учесть специфику строительства. Так, при возведении зданий широко используются материалы открытого хранения – песок, гравий, щебень и т.д. Их инвентаризацию проводят путем геодезического обмера. Для этого перед проведением инвентаризации этим материалам придают правильную геометрическую форму (обычно это конус, параллелепипед или куб), после чего замеряют высоту, длину и ширину, а также диаметр основания и производят подсчет объема материала по соответствующим геометрическим формулам.

Металл различного профиля, используемый при строительстве (арматура, угловая сталь, швеллер и др.) инвентаризируют «математически»: подсчитывают суммарную длину каждого профиля и умножают ее на теоретический вес единицы длины в кг (по специальным справочным таблицам).

Фактическое наличие бетонных и железобетонных конструкций и изделий (стеновых панелей, плит перекрытия, фундаментных блоков и т. д.) определяют перемножением количества каждого вида фактически установленных изделий на проектный объем каждого, выраженного в кубических метрах.

При проверке имущества, принадлежащего организации, но за сохранность, которого физически отвечать не могут (материальные ценности, находящиеся в пути, переданные в переработку, аренду, управление), данные заносят на основании первичных документов (товарно-транспортных накладных, актов, выписок и т. п.) и оформляют не инвентаризационную опись, а акт инвентаризации.

Если в ходе инвентаризации выявляются расхождения между учетными и фактическими данными (излишки или недостатки), то в учете делаются записи об оприходовании выявленных излишков и списание недостач в следующем порядке:

• излишки запасов приходуются по рыночным ценам и, одновременно, их стоимость относится на финансовые результаты: Д-т10, К-т 91.1 – приняты к учету излишки материалов;

• суммы недостачи и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает договорную (учетную) цену запаса и долю ТЗР, относящуюся к этому запасу: Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», К-т 10 «Материалы» - отражена договорная (учетная) стоимость по недостающим материалам ; Д-т 94, К-т 16 – списана доля ТЗР, приходящаяся на данные материалы.

В последующем суммы недостач, учтенные на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» списываются со счета 94:

* в пределах норм естественной убыли – на счета учета затрат на производство или (и) расходов на продажу:

Д-т 20, 23. 25, 26; (44), К-т 94 – списаны на затраты на производство (расходы на продажу) стоимость недостающих материалов в пределах норм естественной убыли;

* сверх норм – за счет виновного лица: Д-т 73.2, К-т 94 – списана стоимость недостающих материалов сверх норм естественной убыли на виновное лицо. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются на финансовые результаты организации:

Д-т 91.2, К-т 94 – списаны суммы недостачи материалов, материалов сверх норм естественной убыли на прочие расходы.

Д-т 94, К-т 68 - восстановлена сумма НДС по материалу, пришедшему в негодность.

Д-т 91.2, К-т 94 - списывается на расходы производства.

Материалы, подвергнутые порче, могут быть использованы организацией на какие-то цели или проданы (с уценкой), в данном случае их учитывают по рыночным ценам с учетом их физического состояния, уменьшая на эту сумму потери от порчи: Д-т 10, К-т 94.

Материальные запасы, уничтоженные в результате чрезвычайных ситуаций (пожары, стихийные бедствия и др.), списываются в прочие расходы организации записью: Д-т 91.2, К-т 94.

Страховые возмещения, поступающие в качестве компенсаций от бедствий, пожаров и других ситуаций учитываются в составе прочих доходов организации:

Д-т 76, К-т 91.1.

ПРИМЕР:

1. На складе ЗАО «СНиП» силой ветра была сорвана крыша, часть гипса намокла под дождем. Для определения размера убытка, нанесенного стихией, на складе была произведена инвентаризация материала.

2. По результатам инвентаризации себестоимость утраченного материала составляет 200 000 руб. Сумма НДС в размере 18%, уплаченная при покупке гипса, была возмещена из бюджета.

3. Страховая компания заплатила ЗАО «СНиП» страховое возмещение в размере 250 000 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «СНиП» были сделаны следующие записи:

1. Д 94, К 10 – 200 000 руб. – списана стоимость недостающего материала;

2. Д 94, К 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 36 000 (200 000 х 18) – восстановлена сумма НДС по материалу, пришедшему в негодность;

3. Д 91, К 94 – 236 000 – сумма недостачи включена в состав прочих расходов;

4. Д 76, К 91 – 250 000 – учтены страховые возмещения, поступившие в качестве компенсации потери от стихийного бедствия.

Наши рекомендации