Система исполнительного производства
В целом, методологическая база исполнительного процессуального права находится в благоприятном состоянии, так как в своем постепенном развитии наполняется новыми идеями, содержанием, может служить становлению современной теории исполнительного процессуального права как сферы существенного теоретического и практического юридического знания. На это, например, указывает достаточно большое количество диссертационных исследований, проведенных в последние годы по различным проблемам исполнительного производства. Однако методологическая основа теории исполнительного процессуального права еще окончательно не сформировалась.
Прежде всего это связано с тем, что в современной юридической литературе методология исполнительного производства трактуется исключительно с гносеологических позиций. Такой подход является односторонним, упрощающим понимание сущности исполнительного процессуального права.
Игнорирование системного подхода, свойственное узко гносеологическому подходу, не позволяет рассматривать исполнительное процессуальное право как особое явление в системе отечественного права, а также препятствует прогнозированию тенденций его развития.
Рассмотрение отдельных вопросов теории исполнительного процессуального права в отрыве друг от друга, а также от положений действующего законодательства об исполнительном производстве и практики его применения, не является положительным обстоятельством. Решить эту проблему может только комплексное исследование указанных вопросов на основе системного подхода, благодаря которому исполнительное процессуальное право как единство элементов и связей может быть успешно познано лишь на пути исследования его как системы.
В понимании исполнительного процессуального права (исполнительного производства) как объективно существующего правового явления (отрасли права, системы законодательства, действий по исполнению судебных и несудебных актов) сложилась группа правовых теорий, обладающих высоким уровнем дискуссионности. Причина создавшейся ситуации заключается в объективной сложности исполнительного производства как явления правовой действительности. Дальнейшие теоретические объяснения сущности исполнительного производства невозможны без серьезного переосмысления основных категорий, образующих систему исполнительного процессуального права, без введения новых понятий и без исследования структурных связей исполнительного процессуального права с другими этапами защиты субъективного гражданского права.
Системный подход в изучении исполнительного процессуального права подразумевает использование достаточно широкого категориального аппарата, основными в котором являются понятия системы, цели, структуры, взаимодействия*(99).
Система и цели характеризуют внутреннюю сущность исполнительного процессуального права, позволяют лучше понять закономерности его развития и соотношение с другими правовыми явлениями.
В качестве системы может быть рассмотрено любое правовое явление и в том числе исполнительное процессуальное право, "...хотя и не всякий научный объект в этом нуждается"*(100). В то же время системный подход незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей*(101), например, исполнительного процессуального права как отрасли права, предметом которой являются процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму.
Система - это объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом*(102).
Из смысла данного определения системы можно выделить три существенных признака системы.
1. Система - это объект, а применительно к теме исследования объектом выступает исполнительное процессуальное право. Категория системы применима при характеристике любых объектов, так как любой объект относительно своей цели, которую он способен реализовать, выступает как система. В свою очередь, цели исполнительного процессуального права могут отличаться в зависимости от того, какой смысл вкладывается в данное понятие. Исполнительное процессуальное право можно рассматривать в качестве отрасли права, учебной дисциплины и науки.
2. Система - это функционирующий объект, то есть исполнительное процессуальное право независимо от вкладываемого смысла реализует определенные цели.
Отсюда возможно выделение таких целей, как:
урегулирование правоотношений в сфере принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя (отрасль права);
предоставление знаний в области принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя (учебная дисциплина);
анализ, получение выводов и прогнозов принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя (наука).
По отношению к указанным целям исполнительное процессуальное право выступает в качестве:
системы норм, институтов, объединенных институтов, регулирующих процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму (отрасль права);
системы тем лекционных и семинарских занятий, дающих знания в области процессуальных отношений, складывающихся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченных в особую процессуальную форму (учебная дисциплина);
системы выводов и прогнозов в области процессуальных отношений, складывающихся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченных в особую процессуальную форму (наука).
3. Система - это совокупность составляющих ее элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.
В каждом из трех указанных значений исполнительное процессуальное право выступает как система, имеющая неравнозначные системные элементы. Например, в первом значении системными элементами выступают нормы, институты, объединенные институты, во втором - темы лекционных и семинарских занятий, а в третьем - научные выводы и прогнозы. Большое значение имеет то обстоятельство, что системные элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии. Нормы исполнительного процессуального законодательства взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.
Система права - это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений*(103).
Исполнительное производство, являющееся самостоятельной отраслью права - исполнительным процессуальным правом, следует рассматривать как сложное правовое явление, имеющее собственную структуру. В этом смысле система исполнительного процессуального права - это совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих его структуру*(104).
Состав отрасли должен быть внутренне согласованной системой, совокупностью взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое*(105). Исполнительное производство не является исключением. На формирование системы исполнительного производства оказывают влияние те общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования - исполнительные процессуальные отношения. Одной из особенностей процессуальных отношений является то, что они характеризуются динамичностью, развитием в зависимости от стадии исполнительного производства и мер принудительного исполнения.
Структурными элементами отрасли исполнительного процессуального права являются: нормы, институты, субинституты, подотрасли, которые условно можно подразделить на общие положения, важный признак любой отрасли права, и особенную часть, регулирующую конкретные вопросы исполнительного производства, так как нормы той и другой частей отрасли соотносятся между собой как общее и особенное.
Сейчас система исполнительного производства включает в свой состав части и структурные элементы, приведенные ниже.
I. Общая часть
1. Основные положения и общие условия совершения исполнительных действий (гл. 1-4, 15, 16 Закона об исполнительном производстве). Данная группа норм регулирует сферу действия законодательства об исполнительном производстве, законодательство в этой сфере, перечень исполнительных документов, место и сроки совершения исполнительных действий, извещения и вызовы, сроки и расходы, ответственность в исполнительном производстве, а также общие правила возбуждения и окончания исполнительного производства и его временной остановки.
2. Положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве (гл. 6 Закона об исполнительном производстве). Нормы гл. 6 указанного Закона регулируют состав, права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также вопросы процессуального соучастия и правопреемства.
3. Исполнительные действия и меры принудительного исполнения (гл. 7 Закона об исполнительном производстве). Кроме собственно отдельных исполнительных действий (ст. 64 Закона об исполнительном производстве), нормы данной главы определяют также меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц; изъятие у должника и передачу взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, а также другие меры (ст. 68 Закона об исполнительном производстве).
II. Особенная часть
1. Обращение взыскания на имущество должника (гл. 8-10 Закона об исполнительном производстве).
Нормы данного института регулируют:
а) особенности обращения взыскания на имущество должника - физического лица, в том числе на денежные средства как в рублях, так и в иностранной валюте; устанавливают правила ареста имущества должника, оценки, хранения, реализации арестованного имущества;
б) особенности обращения взыскания на имущество должника-организации: арест и реализацию имущества должника-организации.
2. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника (гл. 11 Закона об исполнительном производстве). В этом институте регулируются различные вопросы обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, как-то:
порядок исчисления и размер удержаний, особенности обращения взыскания на заработок должника, который отбывает наказание, обращения взыскания на пособия по социальному страхованию, порядок взыскания алиментов и другие вопросы.
3. Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера (гл. 13 Закона об исполнительном производстве). Данной главой определяются общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, а также такие специальные вопросы, как последствия неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе и исполнение исполнительного документа о выселении должника или о вселении взыскателя.
4. Распределение взыскательных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя (гл. 14 Закона об исполнительном производстве).
5. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий (гл. 17 Закона об исполнительном производстве): обжалование действий (бездействий), постановлений судебного пристава-исполнителя; предъявление исков в исполнительном производстве; поворот исполнения.
Таким образом, структурные особенности системы исполнительного процессуального права позволяют сделать вывод, что данная сфера правоприменительной деятельности имеет развитую систему норм и отдельных институтов, обеспечивающих эффективное принудительное исполнение судебных и несудебных актов.
В юридической литературе недостаточно разграничиваются такие правовые явления, как "процесс - производство" или "право - производство"*(106) и соответственно "исполнительное процессуальное право - исполнительное производство". Полагаем, что исполнительное производство - это структурная часть исполнительного процессуального права во внешнем его выражении. Исполнительное производство представляет собой совокупность процессуальных действий, связанных с правоприменением по делам отдельных категорий.
Поэтому от разнообразных целей исполнительного процессуального права необходимо отличать цель исполнительного производства.
Исполнительное процессуальное законодательство напрямую не закрепляет цели. Однако полагаем, что в самом общем виде цель исполнительного производства сформулирована в ст. 1 Закона об исполнительном производстве под названием "Сфера действия настоящего Федерального закона" - Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий, или воздержанию от совершения определенных действий.
Если цели исполнительного производства в законе прямо не определены, то задачам исполнительного производства посвящена ст. 2 Закона об исполнительном производстве. В частности, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Указанная цель и задачи исполнительного производства могут быть реализованы с помощью системы законодательства об исполнительном производстве.
В свою очередь, исполнительное производство также неоднородно, и это обстоятельство предопределяется его целями, рассмотренными выше. Исполнительное производство как совокупность процессуальных норм, регулирующих правоприменение по делам определенных категорий, представляет собой, по верному высказыванию В.В. Яркова, совокупность ряда производств. Именно характер дел и исполнительных документов является критерием группирования исполнительных процессуальных норм по отдельным производствам, так как при этом определяются свойства, общие, типичные для определенной группы дел.
Таким образом, цели исполнительного процессуального права в различных его аспектах (отрасли права, учебной дисциплины и науки) и цели исполнительного производства различны. В первом случае по характеру цели представляют собой идеальные категории (урегулирование определенных правоотношений; предоставление знаний; анализ, получение выводов и прогнозов) и поэтому реально в действующем законодательстве не закреплены. Во втором - цели исполнительного производства изначально заложены в правовых нормах, выражающихся в установлении оснований, условий и порядка возникновения, изменения и прекращения исполнительных процессуальных отношений.
Структура и взаимодействие составляющих ее элементов, в отличие от категорий системы и цели, характеризуют внешнюю сущность исполнительного процессуального права.
Системе исполнительного процессуального права в любом его значении свойственна определенная структура, то есть "наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности"*(107). Устойчивая структура является отличительным признаком любой системы и в том числе системы исполнительного процессуального права.
Структура отрасли права является фактором эффективности применения права, а также данным правовым явлением определяется характер процесса правоприменения в той или иной отрасли права*(108). Изменения качества отрасли исполнительного процессуального права не путем количественного увеличения источников, а за счет развития содержательной стороны структуры является важным при дальнейшей правотворческой деятельности в области исполнительного производства.
Применительно к задачам данного исследования, структура понимается в качестве отношения между элементами в системе, необходимыми и достаточными для того, чтобы система достигла цели*(109). Другими словами, структура - это "способ связи элементов целого"*(110), целесообразная связь элементов системы, в нашем случае - системы исполнительного процессуального права как отрасли права, учебной дисциплины, науки, системы исполнительного производства как структурной части исполнительного процессуального права во внешнем его выражении.
Структура исполнительного процессуального права включает различные элементы:
структура исполнительного процессуального права как отрасли права состоит из норм, институтов, объединенных институтов в их взаимосвязи;
структура исполнительного процессуального права как учебной дисциплины включает темы лекционных и семинарских занятий, расположенных в указанном курсе в определенной последовательности;
структура исполнительного процессуального права как науки состоит из таких элементов, как взаимосвязанные, взаимодополняющие научные выводы и прогнозы.
Связи между отдельными элементами исполнительного процессуального права как отрасли права определяются особенностями метода правового регулирования, так как именно метод отвечает за приемы и способы правового регулирования. В данном случае можно отметить как связи между однопорядковыми элементами (норма - норма, институт - институт, объединенный институт - объединенный институт) - горизонтальное взаимодействие структурных элементов, так и связи между разнопорядковыми элементами (норма - институт - объединенный институт) - вертикальное взаимодействие структурных элементов.
Если рассматривать исполнительное процессуальное право в качестве учебной дисциплины или науки, то связи таких структурных элементов, как темы лекционных и семинарских занятий или научные выводы и прогнозы, определяются принципами учебно-методической работы или принципами научного анализа, которые в большей степени подчинены законам логики. Например, в структуре учебной дисциплины исполнительного процессуального права большое значение имеет место, расположение соответствующей темы, которое обычно определяется правилами "общее - частное", "главное - дополнительное" и т.п.
Состав тех или иных структурных элементов в учебной дисциплине и науке исполнительного процессуального права во многом зависит от субъекта, а следовательно, достаточно субъективен*(111). Однако несмотря ни на что, хотя состав и меняется, структура остается неизменной.
В терминологическом смысле важно также отметить структуру исполнительного производства. Ранее исполнительное производство было определено как совокупность процессуальных действий, связанных с правоприменением по делам отдельных категорий. В этом значении структура исполнительного производства имеет не столько конструкционный характер, сколько динамический (совокупность непрерывно совершаемых действий). Поэтому в исполнительном производстве можно выделить динамические элементы - стадии, которые также имеют определенные связи, а следовательно, являются структурными, а не системными элементами исполнительного производства.
Таким образом, система исполнительного процессуального права представляет собой совокупность структуры и генезиса самого явления, а структура исполнительного процессуального права - это единство элементов и их связи.
1.5. Виды мер принудительного исполнения в исполнительном
производстве. Стадии исполнительного производства
В ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве приводится следующее понятие мер принудительного исполнения - это действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Данное определение вряд ли можно признать универсальным, так как оно распространяется лишь на случаи имущественных взысканий и не учитывает специфики исполнительных действий, не связанных с обращением взыскания на имущество должника или его заработную плату, иные виды доходов (неимущественные взыскания).
Поэтому более правильно под мерами принудительного исполнения понимать совокупность процессуальных действий определенного характера, предусмотренных законодательством для исполнения требований исполнительного документа.
Согласно ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве выделяются следующие меры принудительного исполнения:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа. Например, признавая недействительным постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства предприятия, суд неправомерно исходил из того, что Закон об исполнительном производстве 1997 г. не предусматривает возможности ареста денежных средств, которые могут появиться у предприятия в будущем, поскольку перечень мер принудительного исполнения, изложенный в ст. 45 указанного закона, не является исчерпывающим, а вынесение данного постановления является законной мерой принудительного исполнения решения суда (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2004 N А13-6503/04-21). Другой пример: арбитражный суд признал обоснованным постановление судебного пристава-исполнителя, которым должнику предписано поступающие в кассу наличные денежные средства перечислять на депозитный счет подразделения службы судебных приставов-исполнителей до полного погашения задолженности по исполнительному листу, в силу того, что в ст. 45 Закона об исполнительном производстве 1997 г. не содержится исчерпывающий перечень мер принудительного исполнения (п. 17 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77*(112)).
Отличие перечисленных мер принудительного исполнения заключается в их характере. Например, если требование исполнительного документа носит длящийся характер (взыскание алиментов, возмещение вреда жизни, здоровью и др.), то в большинстве случаев мерой принудительного исполнения выступает обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Однако это не значит, что не могут применяться другие меры принудительного исполнения, так как законодательством обычно такие случаи специально не предусмотрены. В некоторых случаях меры принудительного исполнения могут применяться в совокупности. Законом также предусмотрена возможность изменения способа и порядка исполнения (ст. 37 Закона об исполнительном производстве).
Стадия исполнительного производства - это совокупность процессуальных действий, которые направлены на достижение определенной цели.
Каждая стадия исполнительного производства представляет собой группу процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В большинстве случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя.
В качестве самостоятельных стадий исполнительного производства следует выделять:
возбуждение исполнительного производства;
подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;
применение мер государственного принуждения к должнику;
обжалование действий судебного пристава-исполнителя*(113).
Стадия возбуждения исполнительного производства характеризуется такими процессуальными действиями, как: 1) предъявление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю; 2) принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.
При подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Также на данной стадии возможно совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа; разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; заявление отводов судебному приставу-исполнителю.
В случае неисполнения в добровольном порядке требований исполнительного документа на стадии применения мер государственного принуждения к должнику задействуется механизм принудительного исполнения через службу судебных приставов.
В качестве мер принудительного исполнения выступают меры, предусмотренные в ст. 68 Закона об исполнительном производстве.
Согласно ст. 64 Закона об исполнительном производстве, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены Законом об исполнительном производстве, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Исполнительные действия, указанные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств. Поручение в иностранное государство направляется в порядке, установленном международным договором РФ.
Стадия обжалования действий судебного пристава завершает исполнительное производство, хотя и не обязательно является последней стадией. По действующему законодательству, обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно в любое время в ходе принудительного исполнения.