Цель и задачи выполнения вкр
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению выпускных квалификационных работ
по специальности 110401 «Зоотехния»
квалификация «Зооинженер»
специализации: «Пчеловодство» и «Кинология»
Уфа 2012
Составитель: профессор д.с.-х.н. Р.С. Гизатуллин
Программа составлена в соответствии с документами:
1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 110401 «Зоотехния», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» марта 2000г. №139 С/СП
2 Основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки 110401 «Зоотехния» утвержденного ректором ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ «29» августа 2011г.
3 Рабочего учебного плана по направлению подготовки 110401 «Зоотехния» утвержденного ректором ФГБОУ ВПО Башкирского ГАУ
«22» марта 2011г.
Программа обсуждена и одобрена на заседании методической комиссии биолого-технологического факультета
«16 » сентября 2012г. (протокол № 2 )
Председатель методической комиссии
Биолого-технологического факультета
д.с.-х.н., профессор __________Р.С. Гизатуллин
Согласовано:
Заведующий лабораторией обеспечения
качества образования ___________ Д.Д. Хазиев
Введение
Выпускная квалификационная работа (ВКР) является завершающим этапом обучения в вузе, на основании которой Итоговая аттестационная комиссия (ИАК) принимает решение о присуждении квалификации.
Во "Введении" обосновывается выбор темы и ее актуальность; цель и задачи исследования; научная новизна; теоретическая и практическая значимость; указывается личный вклад студента в решение задач; апробация работы; публикации результатов исследований.
Обоснование выбора направления и темы исследования определяется актуальностью поставленных для решения задач, проведением информационного поиска путем проработки данных литературных источников за последние 5 - 10 лет.
По итогам поиска и анализа данных литературных источников устанавливают актуальность, новизну и научно-практическую значимость темы планируемых экспериментальных исследований.
Под целью понимают общие направления исследований, которые достигаются решением конкретных задач.
К числу признаков, позволяющих утверждать о научной новизне работы относятся:
- постановка новой научной проблемы;
- раскрытие новых закономерностей формирования продуктивных качеств животных, технологических процессов при определенных условиях разведения и содержания, а так же производства и переработки продукции отраслей животноводства и т.д.;
- применение новых методов и методик исследований;
- разработка и научное обоснование предложений об обновлении объектов, процессов и технологий.
Так как новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного, то именно такое отличие – наиболее убедительное доказательство новизны исследований. При этом явные признаки новизны могут быть присущи только к конкретной части работы.
В подразделе «практическая значимость» отражаются в каких отраслях и конкретно в каких организациях и по какой форме могут быть использованы результаты выполненных исследований и рекомендации. Если работа носит чисто теоретический характер, то должны быть даны рекомендации по применению этих результатов.
Под личным вкладом студента в решение поставленных задач понимают степень конкретного участия автора в выполнении ВКР.
Апробация результатов НИРС проводиться путем выступления с докладами на научно-практической конференции «Студент и аграрная наука» в рамках студенческой научной сессии БГАУ, а так же участие в зональных межвузовских конференциях и конкурсах.
ТЕМАТИКА ВКР
Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки, сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности, профилю подготовки специалиста.
Такой подход к выбору темы ВКР дает возможность теснее увязывать теоретическое обучение с требованиями сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Одним из целесообразных вариантов выбора темы ВКР следует считать, когда она является составной частью научных исследований, выполняемых кафедрами по хоздоговорной тематике, в рамках ГНТП АН РБ, имеющую государственную регистрацию, а также при финансовой поддержке гранта РФФИ. Предпочтительны такие темы дипломных работ, при выполнении которых студент устанавливает влияние определенных факторов на уровень, качества, экономическую эффективность производимой продукции и по результатам исследований дает конкретные предложения для внедрения в производство.
Тематика ВКР разрабатывается профилирующими кафедрами, ежегодно обновляется и уточняется.
Из рекомендованных кафедрой тем студент имеет право выбрать любую или предложить свой вариант, обосновав целесообразность ее разработки.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВКР
Требования к содержанию, оформлению и защите выпускной квалификационной работы определяется «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утверждённым приказом Минобразования РФ № 1155 от 25 марта 2003 года.
Выпускная квалификационная работа должна содержать аналитическую часть, которая отражает общую профессиональную эрудицию автора, а так же специальную часть, выполненную индивидуально или в составе творческого коллектива по материалам, собранным или полученным самостоятельно студентом в период прохождения производственной практики.
Специальная часть ВКР должна базироваться на результатах собственных исследований свидетельствующей об уровне профессиональной компетенции автора.
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяется вузом на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов и методических рекомендации УМО по классическому университетскому образованию.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР
После выбора темы и согласования с научным руководителем ВКР, заведующим кафедрой, студент пишет заявление установленного образца о разрешении выполнить ВКР на избранную тему. Рабочим учебным планом предусмотрено выполнение ВКР 110401 «Зоотехния» в течение 6 недель в 10 семестре.
Окончательное закрепление за студентом научного руководителя и темы производится по представлению кафедры и распоряжению декана факультета.
В соответствии с темой ВКР научный руководитель выдает студенту задание, утвержденное заведующим кафедрой, которое является официальным документом, позволяющим поэтапно контролировать его выполнение.
Студент несет личную ответственность за качество ВКР, он обязан:
- разработать и строго соблюдать календарный график выполнения работы;
- самостоятельно изучить относящиеся к теме данные литературных источников и составить обзор;
- организовать и провести в соответствии с принятой методикой экспериментальную (расчетную) часть работы;
- обобщить полученные результаты, сделать правильные и обоснованные выводы;
- подготовить иллюстрации (графическую часть) и окончательно оформить ВКР.
Руководителями и консультантами ВКР назначаются профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, а также научные сотрудники и ведущие специалисты по профилю.
Научный руководитель работы:
- выдает задание на выполнение ВКР;
- рекомендует место (хозяйство, учреждение) прохождения производственной преддипломной практики и оказывает систематическую консультативную помощь при:
- разработке методики и проведения экспериментальных исследований;
- подборе необходимой специальной литературы;
- подготовке к защите ВКР.
Научный руководитель несет ответственность за актуальность темы, методический и научный уровень ВКР. В процессе дипломного проектирования научный руководитель должен воспитывать у студентов самостоятельность и творческий подход к решению поставленных задач, высокую требовательность к качеству выполняемой работы.
По рекомендации научного руководителя при необходимости кафедре предоставляется право рекомендовать консультантов по отдельным разделам дипломной работы за счет лимита времени, отведенного на руководство. Консультант несет ответственность за методический и научный уровень раздела.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР
ВКР оформляется в соответствии с действующим стандартом организации.
Реферат - сокращенное изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Текст реферата не должен превышать одной страницы. Реферат начинается со сведений об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников. Текст реферата должен включать:
• сведения о задачах, предмете, целях и методах исследования, об основных результатах работы;
• краткие выводы, касающиеся особенностей, новизны, эффективности, возможности и области применения работы.
В реферате приводят перечень ключевых слов, который включает от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, в наибольшей мере характеризующих содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже, в строку, через запятые и пишутся прописными буквами.
Аналитическая часть ВКР выполняется студентами по материалам конкретного сельскохозяйственного предприятия.
Ниже приводятся формы таблиц, которые необходимо представить в зависимости от рекомендуемой структуры квалификации и специализации.
Таблица1 Состав и структура земельного фонда по состоянию на 01.11.20__ г.
Вид угодий | Площадь, га | В процентах к | |
общей земельной площади | площади с.-х. угодий | ||
Общая земельная площадь | х | ||
в т.ч. с.-х. угодья | |||
из них пашня | |||
сенокосы | |||
пастбища | |||
многолетние насаждения | |||
Прочие земли | х |
При характеристике земельных угодий анализируемого предприятия (хозяйства) особое внимание следует обратить на использование природных кормовых угодий, их продуктивность, а также использование пашни для обеспечения скота и птицы кормами собственного производства.
Таблица 2 Трудовые ресурсы и их использование
Показатель | 20_ г. | 20_ г. | 20_ г. | 20_ г. в % к 20_ г. |
Среднегодовая численность работников, чел. | ||||
в т.ч. в животноводстве | ||||
Отработано - всего, тыс.чел.-ч. | ||||
в т.ч. на одного работника, чел.-ч. | ||||
Коэффициент использования фонда рабочего времени |
При анализе состояния и использования трудовых ресурсов в основу расчетов следует учитывать среднегодовую численность работников, занятых в с.-х. производстве.
Таблица 3 Показатели развития животноводства
Показатель | 20_ г. | 20_ г. | 20_ г. | 20_ г. в % к 20_ г. |
1. Среднегодовое поголовье животных, гол: | ||||
Крупный рогатый скот- всего | ||||
в т.ч. коров | ||||
Свиньи - всего | ||||
в т.ч. основные свиноматки | ||||
Овцы - всего | ||||
в т.ч. овцематки | ||||
Лошади - всего | ||||
в т.ч. рабочие | ||||
Число пчелосемей | ||||
2. Продуктивность животных: | ||||
Надой на 1 корову, кг | ||||
Среднесуточный прирост живой массы, г: | ||||
крупного рогатого скота | ||||
свиней | ||||
овец | ||||
птицы | ||||
Настриг шерсти на 1 овцу, кг | ||||
Яйценоскость на 1 курицу-несушку, шт. | ||||
Товарный мед на 1 пчелосемью, кг | ||||
Средняя живая масса животных при реализации, кг: | ||||
крупного рогатого скота | ||||
свиней | ||||
овец | ||||
птицы | ||||
3. Валовое производство, ц: | ||||
молока | ||||
говядины | ||||
свинины | ||||
баранины | ||||
конины | ||||
мясо птицы | ||||
шерсти | ||||
яиц, тыс.штук | ||||
меда |
Таблица 4 Рационы кормления
(по изучаемой технологической группе животных)
Показатель | Структура, % | Количество корма, кг | ЭКЕ | Перев. протеин, г | Сахара, г | Са, г | Р, г | Каротин, мг |
Требуется по норме: | ||||||||
Содержится в рационе: | ||||||||
Разница ± |
Таблица 5 Обеспеченность скота кормами собственного производства хозяйства за 20_ год
Вид кормов | Потребность | Наличие (заготовлено), ц | % обеспеченности | ||||
в натуре, ц | ЭКЕ, ц | перевар. протеина, кг | в натуре, ц | ЭКЕ, ц | перевар. протеина, кг | ||
Пшеница | |||||||
Ячмень | |||||||
Овес | |||||||
Горох | |||||||
Кормовая свекла | |||||||
Силос кукурузный | |||||||
Силос травяной | |||||||
Многолетние травы: сено зеленый корм | |||||||
Однолетние травы: сено сенаж зеленый корм | |||||||
Сено естественных сенокосов | |||||||
Сено улучшенных сенокосов |
Таблица 6 Расход кормов на производство единицы продукции ЭКЕ, ц
Показатель | Год | 20__ г. в % к 20__ г. | ||
20__ | 20__ | 20__ | ||
Молоко | ||||
Прирост КРС | ||||
Прирост птицы | ||||
Прирост свиней | ||||
Яйцо (1000 шт.) | ||||
Прирост лошадей | ||||
Кумыс | ||||
Мед (сахар) на корм на 1 пчелосемью, кг |
Таблица 7 Экономическая оценка результатов исследований
Показатель | Группа | Отклонение, (±) | ||
контроль | опыт 1 | опыт 2 | ||
Количество животных, гол. | ||||
Продуктивность скота и птицы | ||||
Валовое производство продукции, ц, кг, тыс.шт. | ||||
Всего затрат в рублях | ||||
Себестоимость единицы продукции, руб. | ||||
Цена реализации единицы продукции, руб. | ||||
Выручка от реализации, руб. | ||||
Прибыль (убыток), руб. | ||||
Рентабельность, % (окупаемость), руб. |
Таблица 8 Основные направления работы (для питомника)
Наименование работ, услуг | 20_ г | 20_ г | 20_ г | В среднем за 3 года | ||||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |
Продажа щенков | ||||||||
Продажа взрослых собак на племя | ||||||||
Продажа взрослых собак, подготовленных по спец. службам | ||||||||
Дрессировка | ||||||||
Передержка собак | ||||||||
Вязка кобелей |
Таблица 9 Динамика потребности использования служебных собак
Показатель | 20_ г | 20_ г | 20_ г | |||
гол | % к итогу | гол | % к итогу | гол | % к итогу | |
Положено по штату взрослых собак, всего | ||||||
в том числе: | ||||||
патрульных | ||||||
караульных | ||||||
розыскных | ||||||
по специальному профилю | ||||||
по обще-розыскному профилю |
Таблица 10 Фактическая численность служебных собак
Показатель | 20_ г | 20_ г | 20_ г | |||
гол | % к итогу | гол | % к итогу | гол | % к итогу | |
Имеется на начало года собак, всего | ||||||
том числе: | ||||||
патрульных | ||||||
караульных | ||||||
розыскных | ||||||
по специальному профилю | ||||||
по обще-розыскному профилю | ||||||
Выбраковано и пало собак | ||||||
Подготовлено за год | ||||||
Выпущено (сдали испытание) | ||||||
Передано в другие службы и продано собак | ||||||
Имеется на конец года собак |
Таблица 11 Воспроизводство племенного поголовья собак (для питомника)
Показатель | 20 _ г | 20 _ г | 20 _ г | |||
гол. | % к итогу | гол. | % к итогу | гол. | % к итогу | |
Фактическое число племенных собак | ||||||
в том числе: | ||||||
сук (15 мес. – 7 лет) | ||||||
кобелей (18 мес. – 7 лет) | ||||||
Выбраковано | ||||||
Пало | ||||||
Вязка сук - всего | ||||||
из них: пустых | ||||||
холостых | ||||||
Всего ощенилось сук | ||||||
Получено щенков, всего | ||||||
из них: живых | ||||||
мертворожденных | ||||||
брак (выявленный при актировании или выводке) | ||||||
пало (до 15мес. возраста) | ||||||
продано или отдано как алиментные | ||||||
оставлено для племенного использования | ||||||
Число щенков на конец года |
Таблица 12 Питательность кормов для собак ( в 100 г), г
Вид корма | Обменная энергия, кДж | Белок, г | Жир, г | Легкоусвояемые углеводы, г | Клетчатка, г |
…………. | |||||
…………. | |||||
………….. |
Таблица 13 Примерный состав сухих готовых кормов (указать вид корма)
Показатель | Содержание в 100 граммах, г |
Состав: | |
Мясо и мясокостная мука Мука злаковых культур Мука кровяная Сухой обрат, рыбная мука Кормовые дрожжи Минеральная смесь | ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. |
Питательность: | |
Влага Сухое вещество Энергия, кДж Белок Жир Легкоусвояемые углеводы (сахар, крахмал) Клетчатка Кальций Фосфор Витамин А, МЕ Витамин Е, мг Витамины группы В, мг | ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. |
Провести анализ рациона собак, представленный в таблице 14
Таблица 14 Рацион для служебных собак, живая масса ____ кг,
выполняемая работа _____________
Корма | Структура, % | Количество, г | Обменная энергия, кДж | Белок, г | Лизин, г | Метионин, г | Триптофан, г | Жир, г | Легкоусвояемые Углеводы, г | Клетчатка, г | Кальций, мг | Фосфор, мг | Натрий, мг | Йод, мг | Витамин А, МЕ | Витамин Д, МЕ | Витамин В2, мг | Витамин В3,мг | Витамин В12, мкг |
…………………. | |||||||||||||||||||
…………………. | |||||||||||||||||||
…………………. | |||||||||||||||||||
…………………. | |||||||||||||||||||
…………………. | |||||||||||||||||||
Соль поваренная | |||||||||||||||||||
Содержится в рационе | |||||||||||||||||||
Требуется по норме | |||||||||||||||||||
Разница |
Таблица 15 Расчет затрат на содержание собак, тыс. руб.
Показатель | 20 _ г | 20 _ г | 20 _ г | |||
на 1 собаку | на все поголовье | на 1 собаку | на все поголовье | на 1 собаку | на все поголовье | |
Стоимость кормов | ||||||
Стоимость размещения, воды, энергоснабжения | ||||||
Стоимость специального снаряжения, инвентаря, предметов ухода | ||||||
Прочие накладные и хозяйственные расходы | ||||||
Ветеринарное обслуживание | ||||||
Итого: |
Таблица 16 Эффективность кинологической службы по __________ РУВД
№ п/п | Показатель | 20 _ г | 20 _ г | 20 _ г |
Зарегистрировано преступлений | ||||
из них раскрыто | ||||
в т.ч. раскрыто с помощью служебно-розыскных собак (СРС) | ||||
Удельный вес раскрытых преступлений с помощью СРС к раскрытым преступлениям всего, % |
Таблица 17 Эффективность работы питомника
Показатель | 20_ г | 20_ г | 20_ г | 20_ г в % к 20_ г |
Получено щенков – всего, гол | ||||
в т.ч. товарных | ||||
брак | ||||
Товарность, % | ||||
Затраты на выращивание щенков, тыс. руб. | ||||
Реализовано собак (щенков), гол | ||||
Выручка от реализации щенков, тыс. руб. | ||||
Оказание услуг по дрессировке собак и обучению кинологов, тыс. руб. | ||||
Выручка от реализации щенков и оказания услуг, тыс. руб. |
Обзор литературы
В разделе необходимо осветить состояние изученности вопроса на основании имеющихся литературных данных. При составлении обзора используются наиболее распространенные издания, желательно опубликованные за последние 5-10 лет (сборники, монографии, авторефераты, диссертации и т.д.). В обзоре литературы дипломник должен показать умение реферировать литературу, выбирать наиболее существенные материалы, характеризующие степень изученности вопроса. Изложение обзора строят по принципу постепенного сужения диапазона рассматриваемых вопросов, от общего к частному в соответствии с темой исследований. По наиболее принципиальным вопросам необходимо сделать обобщающее заключение, выразить свое мнение. Если в литературе имеются противоречия по изучаемому вопросу, то дипломник должен сопоставив разные мнения, также выразить свое отношение к ним.
В обзоре литературы используются не менее 25 источников. В конце обзора необходимо сделать краткое обобщение, заключение. Исходя из обзора литературы, ставится цель и задачи исследований, составляется методика проведения опытов.
Выводы и предложения
Выводы должны вытекать из результатов собственных исследований и соответствовать поставленным задачам, предложение должно быть направлено на повышение эффективности производства.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ВКР
Студент-дипломник представляет выпускную квалификационную работу на кафедру не позднее 7 дней, а в деканат – не позднее 3 дней до защиты (начала работы ИАК).
Выпускную квалификационную работу, подписанную лично исполнителем, научным руководителем (с отзывом), консультантами, заведующим кафедрой (нормоконтроль), с выпиской из протокола заседания кафедры о предварительной защите студент передает на рецензию. После заключения рецензента, ВКР представляется секретарю ИАК.
С рецензией студент знакомится до защиты ВКР, готовит ответы на замечания рецензента.
Студенту необходимо хорошо владеть материалом своей ВКР, конкретно отвечать на заданные членами ИАК вопросы. Рекомендуется составить план доклада с кратким изложением (в форме тезисов) основных положений работы, выводов и предложений. Следует иметь таблицы, диаграммы по наиболее важному материалу. Это сделает наглядным и доказательным сообщение, поможет легче обосновать выводы и предложения.
До защиты студент обязан доложить не только на кафедре основные положения ВКР, и по возможности на студенческой научной конференции (сессии).
Защита ВКР студентами проводится перед Итоговой аттестационной комиссией в сроки, предусмотренные учебной программой.
Для доклада студенту представляется время до 10-12 минут.
Члены ИАК, присутствующие преподаватели и студенты, а при защите на производстве – руководители, специалисты, работники животноводства хозяйства (предприятия) могут задавать выпускнику вопросы не только по материалам ВКР, но и связанные с будущей практической деятельностью зооинженера.
Время на подготовку ответов на заданные вопросы, как правило, не отводится.
В обсуждении доклада и материалов ВКР на ИАК могут принимать участие все присутствующие.
Решение ИАК об оценке ВКР, о присвоении квалификации, выдаче диплома принимается на закрытом заседании и объявляется выпускникам в день защиты.
КРИТЕРИИ И ОЦЕНКИ ВКР
Работа оценивается по четырех бальной шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «не удовлетворительно».
Оценка выставляется с учетом теоретической и практической подготовки выпускника, качество выполнения и оформления ВКР, обоснованности ответов на вопросы членов ИАК.
При этом уровень теоретической подготовки подтверждается средним баллом успеваемости студента, а так же результатами сдачи Госэкзамена по специальности и направлениям. На «отлично» могут быть оценены работы студентов со средним показателем успеваемости более 4 баллов, на «отлично» сдавших Госэкзамен, представивших ВКР в полном соответствии с методическими рекомендациями и продемонстрировавших полное владение материалом по изучаемой тематике исследований.
При не полном соответствии указанным параметрам оценка ВКР снижается, а в ряде случаев работа может быть оценена на «не удовлетворительно» и снята с защиты.
Список литературы:
1. Стандарт организации. Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи. СТО 0493582-004-2010. – Уфа: БГАУ, 2010. – 29 с.
2. Сайфутдинов А.З. Методические указания к разработкам в дипломных проектах (работах) раздела «Безопасность и экологичность производства» Специальности: 110401 – Зоотехния, 020201 – Биология, 110305 – ТППСХП. – Уфа, 2008. – 8 с.
Биолого-технологический факультет
Электронное издание 16.09.2012 г.
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению выпускных квалификационных работ
по специальности 110401 «Зоотехния»
квалификация «Зооинженер»
специализации: «Пчеловодство» и «Кинология»
Уфа 2012
Составитель: профессор д.с.-х.н. Р.С. Гизатуллин
Программа составлена в соответствии с документами:
1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 110401 «Зоотехния», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» марта 2000г. №139 С/СП
2 Основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки 110401 «Зоотехния» утвержденного ректором ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ «29» августа 2011г.
3 Рабочег