Технологическое решение и описание процесса производства таблеток предложено инжиниринговой компанией GLATT Ingenieurtechnik GmbH (Германия).
Содержание
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА.. 3
1.1. Характеристика компании. 3
1.2. Краткое описание и цель проекта. 3
1.3. Основные показатели проекта. 4
2. ИСТОРИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА И СВЕДЕНИЯ О КОМПАНИИ.. 5
2.1. Возникновение идеи и ее развитие до настоящего момента. 5
2.1. Сведения об идее бизнес-плана и о самой фирме, согласование стратегии с идеей бизнес-плана, стратегические цели проекта. 5
3. ПРОДУКЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО.. 7
3.1. Нужды покупателей, которые удовлетворяет продукт. Продукция конкурентов, отношение к продукции покупателей и конкурентов, исследования и разработки. 7
3.2. Краткое описание предлагаемых к производству лекарственных средств. 7
3.3. Основные затраты на организацию производства, производственный процесс, «узкие места» в производственном процессе. 11
3.4. Нормативные требования к организации фармацевтического производства. 11
3.5. Основные характеристики создаваемого производства. 12
3.5.1. Общая схема технологического процесса:. 13
3.5.2. Описание технологического процесса. 13
3.5.3. Режим рабочего времени. 14
3.5.4. Производственные мощности. 15
3.5.5. Спецификация оборудования. 15
3.5.6. Капитальные вложения, производственный цикл, факторы признания рынком продукции, жизненный цикл продукции, продукция конкурентов, защита от копирования, надежность продукции. 16
4. АНАЛИЗ РЫНКА И ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ.. 18
4.1. Существующий и целевой рынок. 18
4.2. Емкость рынка и его динамика по данным официальных источников и неофициальных маркетинговых исследований 19
4.3. Основные характеристики рынка. 19
4.4. Основные тенденции развития отрасли. 20
5. МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ.. 25
6. УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕС-ПЛАНА.. 28
6.1. Ключевые менеджеры, личные и коллективные цели, мотивация, квалификация, опыт, достижения, действия по усилению команды.. 28
6.2. Структура управления. 29
6.3. Персонал. 29
6.4. Перспективные цели руководства. 30
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.. 32
7.1. Допущения, принятые в финансовых расчетах. 32
7.2. Прогноз продаж.. 32
7.3. Прогноз расходов. 33
7.4. Источники финансирования. 37
7.5. Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств. 37
7.6. Показатели финансовой состоятельности проекта. 44
7.7. Показатели эффективности проекта. 46
8. ОЦЕНКА РИСКОВ И АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 47
9. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ.. 52
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 53
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
«Организация производства лекарственных средств на территории Калининградской области»
1.1. Характеристика компании
ОАО «Калининградский фармацевтический завод первый» (ОАО «КФЗ1») - предприятие, созданное в 2012г. на региональном рынке фармацевтической продукции.
Адрес: 236029, Российская Федерация, г. Калининград, ул. Горького, 55
Генеральный директор: Бессонов Геннадий Иннокентьевич.
1.2. Краткое описание и цель проекта
Проект «Организация производства лекарственных средств на территории Калининградской области» предполагает создание на территории Калининградской области предприятия по производству брендированных дженериков популярных лекарственных препаратов в форме таблеток и капсул: ампициллина тригидрата, анальгина, ацетилсалициловой кислоты, бисептола, парацетамола, каптоприла, но-шпы, циннаризина, арбидола, эссенциале-форте, виагры, нурофена, анаферона, линекса, конкора, пенталгина, мезима-форте, энапа, сумамеда, детралекса, диротона, предуктала.
Целевым рынком проекта является рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) Российской Федерации, включающий розничный сегмент (коммерческий рынок ГЛС) и госпитальный рынок ГЛС (государственные закупки). Близость к Калининградской области рынков стран Европейского союза позволяет всерьез говорить о поставках продукции за рубеж.
Для реализации проекта создано новое предприятие – ОАО «Калининградский фармацевтический завод первый» (ОАО «КФЗ1»); в целях финансирования проекта планируется привлечение средств заинтересованных институциональных и частных инвесторов, использование банковских кредитов, займов юридических и физических лиц.
В связи с высокой социальной и экономической значимостью для Калининградской области, проект поддерживается Калининградской областной Думой и Правительством Калининградской области.
Особенностью проекта является то, что производственную линию можно в короткие сроки перенастраивать на выпуск любых лекарственных средств в твердой форме (таблетки и капсулы), а также биологически активных добавок (БАД) с аналогичной технологией производства. Возможно поэтапное расширение производства до выпуска лекарственных средств в форме драже, порошков и капсул.
Организация производства осуществляется согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств» утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 159-ст от 20 мая 2009г. Стандарт является идентичным переводом Правил производства лекарственных средств для человека и животных Европейского Союза.
ИСТОРИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА И СВЕДЕНИЯ О КОМПАНИИ
2.1. Возникновение идеи и ее развитие до настоящего момента
Предпринимательская идея проекта по созданию фармацевтического производства на территории Калининградской области, нашедшая отражение в настоящем бизнес-плане, возникла еще в середине 1990-х годов и заключается в создании на территории Калининградской области современного высокотехнологичного высокорентабельного предприятия (группы предприятий) по производству широкого спектра лекарственных средств и субстанций, что полностью отвечает долгосрочным потребностям государства, региона (Приложение №1. Распоряжение Губернатора Калининградской области «Об организации промышленного производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории Калининградской области»), а также инициаторам проекта, заинтересованным в его реализации.
Инициаторами проекта являются руководители ряда предприятий г. Калининграда и г. Москвы имеющих богатый опыт консультационной и управленческой деятельности в сфере девелопмента, производства и дистрибьюции фармацевтической продукции: ООО «Европроект» (г. Калининград), ОАО «Калининградская фармацевтическая фабрика» (г. Калининград), ООО «ИнфодромМедиа» (г. Москва), ООО «Пульс» (г. Москва), ООО «ЭКЦ «Интеллект» (г. Москва).
2.1. Сведения об идее бизнес-плана и о самой фирме, согласование стратегии с идеей бизнес-плана, стратегические цели проекта
К основным особенностям предпринимательской идеи проекта следует отнести:
- ориентацию на широкие слои населения, что достигается проведением привлекательной ценовой политики предприятия и широким ассортиментом производимой фармацевтической продукции;
- ориентацию на производство препаратов из импортных субстанций с использованием льгот Особой экономической зоны на территории Калининградской области;
- желание инициаторов проекта не только выпускать готовые лекарственные формы из закупаемого сырья, но, в перспективе, производить и активное вещество (субстанции) для внутреннего российского рынка;
- использование гибких технологических схем производства, позволяющих оперативно менять ассортимент выпускаемой продукции в соответствии со складывающейся рыночной конъюнктурой;
- соответствие качества производимых готовых лекарственных средств стандартам GMP[1] и ISO 9001.
Для реализации проекта его инициаторами создано новое предприятие - ОАО «Калининградский фармацевтический завод первый», ценные бумаги (акции) которого размещены среди инициаторов проекта.
В рамках прединвестиционной проработки проект прошел следующие этапы:
- Получены одобрения проекта со стороны Министерств промышленности и экономики Калининградской области, Калининградской областной Думы, главы администрации муниципального округа «Гурьевский муниципальный район» Калининградской области.
- Для реализации проекта предоставлен в долгорочную аренду под размещение завода земельный участок общей площадью 17 Га. В Гурьевском муниципальном районе.
- Выполнено маркетинговое исследование фармацевтического рынка России, подписаны соглашения о сотрудничестве в части реализации продукции с крупными торговыми фармацевтическими компаниями.
- Проведена предварительная работа по выяснению условий приобретения госзаказа на продукцию ОАО «КФЗ1» от Министерства здравоохранения, Министерства обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ряда областей Центрального и Северо-Западного федеральных округов РФ.
- Для проработки отдельных вопросов создания производства привлечены специалисты Министерства экономики, Министерства здравоохранения, Министерства промышленности Калининградской области, выпускники Калининградского государственного технического университета, РГУ им. И. Канта, Калининградской Высшей Школы Управления и Калининградского Института Международного Бизнеса, Санкт-Петербургской Химико-Фармацевтической академии и Смоленской государственной медицинской академии.
- Проведен сравнительный анализ компаний, имеющих опыт строительства в России подобных заводов. Проведены переговоры с компанией “GLATT Ingenieurtechnik Gmbh” (Германия), которая письменно подтвердила готовность выполнить проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, связанные с созданием фармацевтического производства на территории Калининградской области.
Общая стратегия проекта состоит в обеспечении бесперебойного выпуска широкой номенклатуры качественной фармацевтической продукции для удовлетворения потребностей всех групп населения регионов РФ в лекарственных средствах по доступным ценам; а, в перспективе, для снижения зависимости территорий РФ от импорта медпрепаратов.
К стратегическим целям проекта относятся:
- Быстрый выход на запланированные мощности.
- Использование передовых технологий и современного оборудования.
- Производство качественной продукции и установление обоснованных цен на нее.
- Завоевание и сохранение за собой заранее определенной части целевого рынка потребителей России.
- Проведение продуманной производственной и сбытовой политики, обеспечивающей быстрое расширение рынка в Российской Федерации и выход на зарубежные рынки.
- Проведение самостоятельных исследовательских работ, своевременное обновление мощностей и ассортимента выпускаемых изделий.
- Запуск в производство собственных разработок, создание и поддержание оригинальных брэндов.
- Постепенное развитие и расширение предприятия до экономически обоснованных масштабов.
- Создание дополнительных рабочих мест в Калининградском регионе.
- Обеспечение дополнительных налоговых поступлений в региональный бюджет.
Для достижения стратегических целей необходимо решить следующие основные задачи:
1. После определения круга участников проекта и инвесторов:
§ Разработать архитектурную концепцию предприятия.
§ Разработать полный комплект строительной документации.
§ Обеспечить строительство предприятия в запланированные сроки.
§ Обеспечить лицензирование, сертификацию.
§ Обеспечить бесперебойное снабжение сырьем, надежных поставщиков услуг и т.д.
§ Произвести монтаж оборудования и пуско-наладочные работы.
§ Обеспечить подбор, заказ и оплату основного и вспомогательного оборудования.
§ Подобрать административный и производственный персонал, обучить сотрудников.
§ Обеспечить запуск предприятия и планомерный вывод его на проектную мощность.
2. После начала производственной деятельности:
§ Актуализировать ассортимент выпускаемой продукции.
§ Актуализировать стратегию сбыта продукции предприятия.
§ Вести самостоятельные исследовательские работы.
§ Сертификация систем управления на международные стандарты ISO 9000.
§ Вести разработку и внедрение собственных брэндов.
§ Вести постоянный контроль качества выпускаемых ГЛС и субстанций на соответствие требованиям GMP.
Успешное решение всех вышеперечисленных задач поможет Предприятию занять одно из ведущих мест среди российских производителей лекарственных препаратов и субстанций с перспективой выхода на международный рынок, а также закрыть до 70% потребностей Калининградской области в предлагаемых к производству ГЛС.
3. ПРОДУКЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО
3.1. Нужды покупателей, которые удовлетворяет продукт. Продукция конкурентов, отношение к продукции покупателей и конкурентов, исследования и разработки
Предлагаемые к производству лекарства: - таблетки и капсулы являются одними из наиболее популярных препаратов, входящих в лекарственный ассортимент всех аптечных и лечебно-профилактических учреждений как в Российской Федерации, так и в большинстве иностранных государств. Ряд из них включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), утвержденный Правительством РФ и являются обязательными в наличии в ассортименте всех лечебных и аптечных учреждений РФ.
Все перечисленные готовые лекарственные средства (ГЛС) будут производиться либо в форме таблеток — спрессованной таблеточной машиной смеси активного вещества и эквивалентного количества наполнителя (одним из основных наполнителей, применяемых в фармпроизводстве является картофельный крахмал) в форме плоского цилиндра диаметром 7 мм и высотой 2 мм.; либо в форме капсул – дозированной лекарственной формы, состоящей из твердой или мягкой желатиновой оболочки, содержащей одно или несколько активных действующих веществ, с добавлением или без вспомогательных веществ.
3.2. Краткое описание предлагаемых к производству лекарственных средств
Таблетки «Анальгин»
Международное название:Метамизол натрий (Metamizole sodium)
Действующее вещество: Метамизол натрий
Фармакологическое действие: анальгетическое, ненаркотическое средство, обладающее обезболивающим, жаропонижающим и слабым противовоспалительным действием.
Показания к применению: Болевой синдром различной этиологии (головная боль, мигрень, зубная боль, невралгия, миалгия; дисменорея; послеоперационная боль; в комбинации со спазмолитическими средствами при почечной и желчной коликах) лихорадочные состояния при инфекционно-воспалительных заболеваниях.
Таблетки «Парацетамол»
Таблетки «Циннаризин»
Международное название: Циннаризин (Cinnarizine)
Капсулы «Эссенциале форте»
Международное название: Фосфолипиды (Phospholipides)
Действующее вещество:Фосфолипиды
Фармакологическое действие:Гепатопротекторное средство, входящие в состав фосфолипиды являются основными элементами в структуре клеточной оболочки и митохондрий. Регулирует липидный и углеводный обмен, улучшает функциональное состояние печени и ее дезинтоксикационную функцию, способствует сохранению и восстановлению структуры гепатоцитов; тормозит формирование соединительной ткани в печени
Показания к применению:гепатит (острый и хронический), жировая дистрофия печени различного генеза (сахарный диабет, хронические инфекции), токсический гепатит, алкогольный гепатит, цирроз печени, печеночная кома, гестоз, лучевая болезнь, псориаз, отравления, лекарственная интоксикация, нарушение функции печени при др. соматических заболеваниях.
Таблетки «Виагра»
Международное название: Силденафил (Sildenafil)
Таблетки «Анаферон»
Международное название: Не присваивалось
Действующее вещество:антитела к гамма-интерферону человека
Капсулы «Линекс»(«Linex»)
Международное название: Не присваивалось
Таблетки «Конкор»
Международное название: Бисопролол (Bisoprolol) - входит в список ЖНВЛС
Таблетки «Пенталгин»
Международное название: Кодеин+Кофеин+Метамизол натрия +Напроксен +Фенобарбитал
Действующее вещество:Кодеин, Кофеин, Метамизол натрия, Напроксен, Фенобарбитал
Фармакологическое действие:Оказывает анальгезирующее, жаропонижающее и противовоспалительное действие (за счет содержащихся напроксена и метамизола).
Кофеин уменьшает головную боль (особенно при мигрени).Кодеин оказывает центральное противокашлевое действие (за счет подавления возбудимости кашлевого центра), а также анальгезирующее действие, обусловленное возбуждением опиатных рецепторов в различных отделах ЦНС и периферических тканях
Показания к применению:Болевой синдром различного генеза: головная и зубная боль, мигрень; невралгия, артралгия; лихорадочный синдром.
Таблетки «Мезим форте»
Международное название: Панкреатин (Pacreatin) - входит в список ЖНВЛС
Таблетки «Энап»
Международное название: Эналаприл (Enalapril) - входит в список ЖНВЛС
Таблетки «Сумамед»
Международное название: Азитромицин (Azithromycin) - – входит в список ЖНВЛС
Действующее вещество:Азитромицин
Фармакологическое действие:Антибактериальное средство широкого спектра действия, азалид, действует бактериостатически. Связываясь с 50S субъединицей рибосом, угнетает пептидтранслоказу на стадии трансляции, подавляет синтез белка, замедляет рост и размножение бактерий, в высоких концентрациях оказывает бактерицидный эффект. Действует на вне- и внутриклеточных возбудителей. Активен в отношении грамположительных микроорганизмов.
Показания к применению: Инфекции верхних отделов дыхательных путей и ЛОР-органов, вызванные чувствительными возбудителями: фарингит, тонзиллит, синусит, средний отит; инфекции нижних отделов дыхательных путей: пневмония (в т.ч. атипичная, обострение хронической), бронхит;
инфекции кожи и мягких тканей: угри обыкновенные (средняя ст. тяжести), рожа, импетиго, вторично инфицированные дерматозы; инфекции мочевыводящих путей: гонорейный и негонорейный уретрит, цервицит; болезнь Лайма.
Таблетки «Детралекс»
Международное название: Диосмин (Diosmin) - – входит в список ЖНВЛС
Таблетки «Диротон»
Международное название: Лизиноприл (Lisinopril) - входит в список ЖНВЛС
Таблетки «Предуктал»
Международное название: Триметазидин (Trimetazidine)
Действующее вещество:Триметазидин
Фармакологическое действие:Непосредственно влияя на кардиомиоциты и нейроны головного мозга, оптимизирует их метаболизм и функцию. Цитопротекторный эффект обусловлен повышением энергетического потенциала, активацией окислительного декарбоксилирования и рационализацией потребления кислорода (усиление аэробного гликолиза и блокада окисления жирных кислот).
Показания к применению:ИБС, стенокардия, хориоретинальные нарушения с ишемическим компонентом, вестибуло-кохлеарные расстройства ишемической этиологии (головокружение, шум в ушах, нарушение слуха).
Продукция фирм конкурентов с аналогичными названиями обладает аналогичными потребительскими свойствами.
Так как определяющим фактором при принятии решения покупателем о приобретении перечисленных лекарственных средств является цена на эти препараты, потенциальные покупатели из числа дистрибьюторов готовы будут отдавать предпочтение нашим лекарствам при наличии их в торговой системе Кросс-Маркет (www.infodrom.ru) и небольшой разницы в цене в сторону уменьшения. Государственные и муниципальные заказчики при осуществлении закупок через систему конкурсов и аукционов выставляют лишь одно требование — более низкая, чем у конкурентов цена. На отечественном госпитальном рынке сложилась ситуация, когда производители лекарств практически не осуществляют прямых поставок в систему государственных и муниципальных ЛПУ посредством участия в электронных аукционах. Эту функцию берут на себя дистрибьюторы. Участвуя в тендерах на поставку, ОАО «КФЗ1» будет иметь очевидное ценовое преимущество перед дистрибьюторами, которым приходится закупать продукцию у производителей и предлагать препараты со своей дополнительной наценкой.
Кроме того, ряд оптовых дистрибьюторских фирм, являющихся фактически конкурентами предприятия, выразили готовность становиться покупателями продукции ОАО «КФЗ1», при условии предложения цены на продукцию не выше средне-рыночной и организации ее бесперебойных поставок.
Рецептура изготовления предлагаемой к производству продукции унифицирована, проста и свободно обращается на рынке. Субстанции и вспомогательные материалы для изготовления продукции также можно свободно приобрести, поэтому дополнительных исследований и разработок для производства новой продукции не требуются.
3.3. Основные затраты на организацию производства, производственный процесс, «узкие места» в производственном процессе
К основным инвестиционным затратам на организацию производства следует отнести затраты на разработку проектно-технической документации с «привязкой» к месту, приобретение производственного и вспомогательного оборудования, его монтаж и пуско-наладку, строительство производственных помещений, закупку фармацевтических субстанций, сырья для производства упаковки.
3.4. Нормативные требования к организации фармацевтического производства
В настоящее время для всех фармацевтических предприятий России основным документом, регламентирующим производство лекарственных препаратов, является национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств» утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 159-ст от 20 мая 2009 г., который является идентичным переводом Правил производства лекарственных средств для человека и животных Европейского Союза (ЕС Guide to Good Manufacturing Practice for Medicinal Products for Human and Veterinary Use) - правил GMP EC по состоянию на 31.01.2009 г. Пока лишь на 30 фармацевтических предприятиях страны (менее 10% от общего числа предприятий) производство соответствует требованиям данного стандарта.
3.5. Основные характеристики создаваемого производства
Проектируемое предприятие предназначено для производства ГЛС из закупаемого сырья в соответствии со стандартом ГОСТ Р 52249-2009, а также, для внедрения и реализации новых научных разработок в области фармацевтики и биотехнологий и разработки новых брэндов.
Общая площадь застройки — не более 1 тыс. кв. м., в том числе: 25% - производственная площадь, 60% - техническая площадь и складские помещения и 15% - непроизводственные площади.
Согласно производственной программе мощность предприятия на первом этапе составит 29,15 млн. единиц готовой продукции в год. Впоследствии мощность предприятия будет увеличена до 40 млн. единиц готовой продукции в год при организации работы в три смены.
Производственная программа предприятия полностью ориентирована на производство наиболее востребованных и жизненно необходимых лекарственных препаратов в твердой форме (таблетки и капсулы) для терапии и профилактики различных заболеваний.
Использование гибких технологических схем производства и применение высокотехнологичного оборудования позволит предприятию достаточно быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка.
Маркетинговый анализ отечественного фармацевтического рынка, позволил рекомендовать к производству следующий ассортимент и объемы готовых лекарственных средств:Таблица 1.
Маркетинговые рекомендации по производству препаратов
Наименование ГЛС таблетки | Мощность, уп./год | Мощность, уп./квартал |
АМПИЦИЛЛИН ТРИГИДРАТ ТБ 0,25 Г №10 | 500 000 | 125 000 |
АНАЛЬГИН ТБ 0,5 №10 | 6 000 000 | 1 500 000 |
АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА ТБ 0,5 Г №10 | 8 000 000 | 2 000 000 |
ПАРАЦЕТАМОЛ ТБ 0,5 Г №10 | 5 000 000 | 1 250 000 |
БИСЕПТОЛ ТБ 120 МГ № 20 | 400 000 | 100 000 |
ЦИННАРИЗИН ТБ 25 МГ №50 | 800 000 | 200 000 |
КАПТОПРИЛ ТБ 25 МГ №40 | 300 000 | 75 000 |
АРБИДОЛ КАПС 100 МГ №10 | 800 000 | 200 000 |
ЭССЕНЦИАЛЕ ФОРТЕ Н КАПС 300 МГ №30 | 100 000 | 25 000 |
ВИАГРА ТБ П/О 100 МГ №1 | 100 000 | |
НУРОФЕН ТБ П/О 200 МГ №6 | 900 000 | 225 000 |
АНАФЕРОН ДЕТСКИЙ ТБ Д/РАССАС ГОМЕОП №20 | 300 000 | 75 000 |
ЛИНЕКС КАПС 25 МГ №16 | 200 000 | 50 000 |
КОНКОР КОР ТБ П/О 2.5 МГ №30 | 200 000 | 50 000 |
ПЕНТАЛГИН-Н ТБ №10 | 400 000 | 100 000 |
МЕЗИМ ФОРТЕ ТБ П/О №20 | 500 000 | 125 000 |
ЭНАП 2,5 МГ №20 | 800 000 | 200 000 |
НО-ШПА ТБ 40 МГ №20 | 3 400 000 | 850 000 |
СУМАМЕД ТБ П/О 0.25 Г №6 | 300 000 | 75 000 |
ДЕТРАЛЕКС ТБ П/О 0.5 Г №60 | 20 000 | 5 000 |
ДИРОТОН ТБ 10 МГ №28 | 100 000 | 25 000 |
ПРЕДУКТАЛ МВ ТБ С МОДИФ ВЫСВ П/О 35 МГ №60 | 30 000 | 7 500 |
Итого | 29 150 000 | 7 287 500 |
Рисунок 1. Укрупненная схема технологического процесса
Более подробно схема производства с привязкой к помещениям представлена в Приложении №5.
Режим рабочего времени
Предприятие работает 240 дней в году.
Две смены в сутки.
Продолжительность каждой смены - 8 часов.
Узкими местами в ходе производственного процесса могут стать:
§ сбой поставок лекарственных субстанций, вспомогательных веществ и упаковочных материалов;
§ выход из строя оборудования.
Для предотвращения остановки производства, в первом случае необходимо иметь запас исходного сырья на складе, обеспечивающий непрерывное производство продукции в течение 2-х недель. Также необходимо в процессе деятельности предприятия осуществлять альтернативные варианты поставок от других поставщиков на случай внезапного их прекращения одним из них.
В случае поломки или сбоя в работе оборудования необходимо оперативно обеспечить консультации с использованием современных видов связи (видеоконференция по телефонным каналам, скайп и др.) с сервисной службой изготовителя оборудования. Угрозы длительного выхода оборудования из строя можно избежать в случае тщательного выбора поставщика оборудования. Он должен иметь центр сервисного обслуживания в России; специалисты компании должны иметь возможность оперативно выезжать на место установки оборудования в случае его выхода из строя.
Перечисленным требованиям полностью удовлетворяет компания Glatt.
Производственные мощности
В настоящее время осуществляется подготовка к выкупу земельного участка в Балтийском муниципальном районе Калининградской области; составлен также перечень оборудования и ведется подготовка к закупу оборудования для обеспечения производства указанного в проекте объема лекарственных средств.
Спецификация оборудования
Таблица 3.
Спецификация оборудования
Доставка сырья, обращение с продуктом, транспортные системы | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Европоддоны | |||||
Тележка с вильчатым захватом | |||||
Подъемник - опрокидыватель для бочек | |||||
Комплект полок, 35 м | |||||
Бочки из стали 200 л | |||||
Бочки из стали 100 л | |||||
Перевод сырья в тару для производства | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Загрузочная воронка с рабочей площадкой | |||||
Электродинамический грохот | |||||
Комплект для беспыльной передачи | |||||
Взвешивание | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Стол для взвешивания с вытяжкой | |||||
Напольные весы грузоподъемностью 400 кг, диапазон взвешивания 200 кг | |||||
Настольные весы: платформа 350 х 280 мм, диапазон взвешивания 30 кг. | |||||
Настольные весы: платформа 350 х 280 мм, диапазон взвешивания 3 кг. | |||||
Гранулирование | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Сушилка- гранулятор с кипящим слоем (GLATT) | |||||
Грохот (GLATT) | |||||
Перемешивание | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Контейнерный смеситель (GLATT) | |||||
Бочка для смесителя | |||||
Напольные весы грузоподъемность 400 кг, диапазон взвешив 200 кг | |||||
Таблетирование | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
1. | Ротационный пресс производительность 40 000 табл./час | ||||
Заготовка жидкостей | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Емкость для заготовки, мобильная, с обогревом, полезный объем 80 л | |||||
Настольные весы платформа 350 х 280 мм, диапазон взвешивания 15 кг | |||||
Базовое оснащение | |||||
Расфасовка, упаковка | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
1. | Упаковочный автомат | ||||
2. | Картонажный автомат | ||||
3. | Контрольные весы, 250 циклов/ мин. | ||||
Склад | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Полка | |||||
Моечная станция | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Стиральная машина, сушилка, автоматические, производительность 4 кг белья | |||||
Очистная станция WIP для бочек и комплектующих деталей. | |||||
Ванна из высококачественной стали, мойка и раковина | |||||
Лаборатория IPC | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Лабораторное оборудование IPC, мебель, прочее | |||||
Центральное обеспыливание. | |||||
Поз. | Кол-во | Спецификация | |||
Порошковый пластинчатый фильтр, чистится пневматически, трубопроводы для выведения пыли, включая вытяжные зонты | |||||
Дополнительно | |||||
Поз. | Кол-во | Наименование | |||
Детальный инжиниринг, документация | |||||
Обуч. персонала и разработка технологического процесса в учебном центре фирмы GLATT, монтаж, пуск-наладка, обучение на месте. |
Рисунок 4.
4.2. Емкость рынка и его динамика по данным официальных источников и неофициальных маркетинговых исследований
После «провала» в 1998-1999 г.г. в течение последних 11 лет отечественный фармрынок демонстрировал значительный рост. По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Российский фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков (рисунок 5). Продажи фармацевтической продукции в Российской Федерации в 2007 году составили в конечных ценах потребления около 298 млрд. рублей, в 2008 г. - около 360 млрд. рублей, в 2009 г. – 538 млрд. рублей (выше прогнозируемых), в 2010 г. – 667 млрд. рублей (выше прогнозируемых), в 2011 г. – около 750 млрд. рублей (выше прогнозируемых). При этом весьма значительным является потенциал роста рынка: ежегодный рост не менее 10—12% в год в рублях с 2003 года. При выполнении государственной задачи достижения среднеевропейского уровня потребления лекарственных средств на душу населения и увеличения численности населения, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г., до 142-145 млн. человек, размер фармацевтического рынка достигнет 1,5 трлн. рублей к 2020г.
Рисунок 5.Динамика роста фармацевтического рынка РФ в 2004—2008 гг. и прогнозы роста до 2020 года (млрд. рублей, цены конечного потребления, с учетом НДС).
По данным отечественного Минпрома благодаря государственным программам в течение 2008 — 2011 гг. показатель ежегодного прироста потребления лекарств составлял около 26%. В то же время, потребление готовых лекарственных средств российского производства на фоне роста рынка падает на 1—2% в год, и в 2010 - 2011 годах составил не более 20% в денежном выражении.
4.3. Основные характеристики рынка
Структура российского рынка значительно отличается от рынков развитых стран в сторону преобладания «брендированных» дженериков, в основном иностранного производства. Результатом является переплата конечным потребителем (в том числе и государством) за торговые названия препаратов, подчас морально устаревших, что значительно затормаживает рост доступности лекарственных препаратов для населения. В силу недостаточной развитости системы здравоохранения основным покупателем лекарственных препаратов зачастую выступает сам пациент, осуществляющий непрофессиональный выбор, преимущественно под действием рекламы. Сложившаяся система продвижения стимулирует фармпроизводителей вкладывать больше средств в маркетинг и продажи, а не в разработку новых эффективных препаратов, что существенно замедляет развитие отрасли по инновационному сценарию.
Российская фармацевтическая отрасль, проигрывая в валовой доходности, тем не менее, в среднем на 68% обеспечивает отечественное здравоохранение лекарственными средствами в натуральных показателях; в госпитальном секторе этот показатель достигает 72%. При этом основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет фармпроизводителям выделять на исследования и разработки более 1—2% от своей выручки. Для сравнения, фармпроизводители в США и Западной Европе выделяют 10—15%, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов.