Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Неценовые факторы спроса. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.

Спрос — это желание и возможность потребителей приобрести определенные товары в данных экономических условиях. Наличие спроса зависит от потребностей покупателей.

Величина (объем) спроса — это некоторое количество блага, которое потребитель, группа потребителей или население в целом покупает по определенной цене в единицу времени при данных условиях.

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в определенный момент времени. Как известно из повседневной жизни, чем выше цена товара, тем меньше возможности и желание потребителя купить данный товар. Эта функциональная зависимость составляет содержание закона спроса: при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса. Обратную зависимость величины спроса от цены можно объяснить действием закона убывающей предельной полезности: каждая последующая единица блага приносит все меньше удовольствия потребителю, и он готов купить ее только по более низкой цене.

Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Неценовые факторы предложения. Понятие эластичности. Эластичность предложения.

Предложение — это конкретные товары и услуги, которые производители желают и могут произвести, а также реализовать в данных экономических условиях. Если для потребителя возможности покупки благ ограничиваются имеющимися доходами, для производителя роль ограничителя играют издержки производства.

Величина (объем) предложения — это некоторое количество благ, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и продать по определенной цене в единицу времени при данных условиях. Конечно, существуют разные варианты взаимосвязи величины предложения и цены товара, но стандартным случаем является прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Эта зависимость отражена в законе предложения: при росте цены величина предложения растет, при снижении цены величина предложения снижается.

Отраслевое рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

Постулат рыночного равновесия означает, что цены и объемы продаж на рынке будут изменяться до тех пор, пока величины предложения и спроса не уравняются. Данные постулаты не абсолютны, из каждого можно найти исключения, но в большинстве случаев принципы рациональности экономических субъектов и рыночного равновесия не противоречат реальности. Объединим на одном графике кривые рыночного спроса и рыночного предложения. В какой-то точке Е они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесного объема производства Qe при равновесной цене Ре. Эта точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой статичного рыночного равновесия. Спрос и предложение на рынке постоянно колеблются, соответственно изменяется и положение точки равновесия. Вопрос о том, как устанавливается рыночное равновесие, весьма сложен. Допустим, производители пожелали назначить за свой товар цену Р1 (рис. 5.12).

Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Неценовые факторы спроса. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. - student2.ru

По такой цене в соответствии с функцией предложения они смогут поставить на рынок товар в количестве Q2 (точка 2). Однако по такой высокой цене покупатели захотят и смогут купить лишь количество Q1 товара (в соответствии с точкой 1 на кривой спроса). На рынке возникнет излишек товара в количестве Q2 – Q1. Напротив, если по какой-то причине рыночная цена упадет до уровня Р2, то по такой низкой цене потребители предъявят спрос в количестве Q2 (точка 4). Но производители смогут предложить только небольшое количество товара Q1 (точка 3), и на рынке возникнет дефицит товара, в результате конкуренции между покупателями цены поднимутся до уровня Ре.


Наши рекомендации