Метод коллективной генирации идей («мозговой атаки»)
Метод «коллективной генерации идей» включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объектов прогнозирования и их оценка. При «мозговой атаке» сначала активизируются творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструктирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты.
Метод коллективной генерации идей (мозговой штурм) основан на стимулировании группы лиц к быстрому генерированию большого количества идей. Процедура проведения мозгового штурма включает следующие этапы:
1 Формулируется проблема, которую предстоит решить в процессе мозгового штурма.
2 Отбирается группа лиц для выдвижения идей (генераторы) и группа лиц для оценивания идей (эксперты).
3 Третий этап – этап генерации идей. Каждый участник имеет право выступать много раз. Запрещается критиковать какую-либо идею, какой бы фантастической она не оказалась. Приветствуется появление множества идей, любой участник может совершенствовать идею, выдвинутую другим участником. Процесс выдвижения новых идей при мозговом штурме идёт лавинообразно: высказываемая одним из членов группы идея порождает либо творческую, либо критическую реакцию. Однако в силу запрета на критику высказываются только творческие замечания. Ведущий корректирует процесс, приветствует усовершенствование или комбинацию идей, оказывает поддержку, освобождая участников от скованности.
Продолжительность этапа генерации идей ограничена. Участники должны выложиться и решить поставленную проблему за отведенный им короткий отрезок времени. Как правило, даётся от 15 минут до 1 часа. Если время не ограничить жёстко, участники скорее всего ничего не решат.
4 После того, как генерация идей закончена, выдвинутые идеи систематизируются, объединяются в группы по общим признакам.
5 После того, как идеи систематизированы, каждая идея подвергается всесторонней критике со стороны группы высококвалифицированных специалистов. Идеям дается оценка. Отбираются практически реализуемые идеи.
Данным методом можно рассматривать любую проблему, если она достаточно ясно сформулирована. Метод «мозгового штурма» особенно полезен, когда надо найти оригинальное решение.
Метод Дельфи
был разработан в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны. Является методом экспертного оценивания. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность. Исходная предпосылка метода — если грамотно обобщить и обработать индивидуальные оценки квалифицированных экспертов по поводу ситуации на рынке, то можно получить коллективное мнение, обладающее достаточной степенью достоверности и надежности.
Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.
Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)
Этапы:
Предварительный: подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.
Основной:
· постановка проблемы — экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется общий опросник.
· этот опросник рассылается экспертам. Их спрашивают — можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли информации; есть ли дополнительная информация по вопросу? В итоге получаем 20 вариантов ответов с дополнительными аспектами и информацией. На основе этого составляется следующий опросник.
· улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.
· операции повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами, или не будет установлено отсутствие единого мнения по проблеме. Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и зафиксировать внимание на вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. В соответствии с этим и вырабатывается окончательная оценка и практические рекомендации. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно разнятся - то больше.
Аналитический:
· проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка конечных рекомендаций
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ :СУЩНОСТЬ ,ОСНОВНЫЕ БЛОКИ И ЗАДАЧИ.
Ключевым инструментом реализации последовательной долгосрочной политики, в которой должны быть сбалансированы краткосрочные задачи, а также среднесрочные и долгосрочные цели стал Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Предметом правового регулирования закона являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования.
Федеральным законом создана правовая основа построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Система государственного стратегического планирования – это совокупность:
•взаимоувязанных документов стратегического планирования характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации;
•элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования;
•участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере.
Система стратегического планирования содержит набор управленческих инструментов, которые позволяют:
•развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;
•балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);
•четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;
•обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
•определить оптимальную траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;
•концентрировать разнокачественные (финансовые, организационные, информационные, кадровые) ресурсы для достижения запланированных целей;
•консолидировать усилия всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации.
Исходя из установленных целей основными функциями системы государственного стратегического планирования является:
•определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
•определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов государственного управления;
•выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
•формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
•определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
•координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;
•осуществление стратегического контроля;
•научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.
27.ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.
К документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым в субъектах РФ, относятся:
1) документы, разрабатываемые в рамках государственного прогнозирования, которые включают в себя:
• прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период,
• прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период;
2) документы, разрабатываемые в рамках программно- целевого и территориального планирования, в том числе:
• стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период,
• долгосрочная бюджетная стратегия субъекта РФ,
• схема расселения на территории субъекта РФ,
• схема территориального планирования субъекта РФ,
• программа социально-экономического развития субъекта РФ па среднесрочный период,
• государственные программы субъекта РФ.Основными функциями системы государственного стратегического планирования являются:
• определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;
• определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;
• выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
• формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;
• определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;
• координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;
• контроль достижения стратегических целей социально-экономического развития России и субъектов РФ;
• научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.
СТРУКТУРА ПРОГНОЗА
Возможное содержание прогноза:
- вероятность наступления некоторого события в некоторый промежуток времени;
- время наступления некоторого события;
- параметры ожидаемого события;
- предполагаемые непосредственные последствия некоторого события или действия;
- предполагаемая последовательность событий, ситуаций, действий (сценарий).
Прогнозные сценарии бывают:
1) одношаговые: многошаговые:
o -> o o -> o -> o -> o
2) неветвящиеся: ветвящиеся:
o -> o -> o -> o +-> o
+-> o -+
o -+ +-> o
+-> o
3) детерминированные: в которых события однозначно определяются известными факторами;
недетерминированные: в которых события неоднозначно определяются известными факторами;
3) неизбежные: непредотвратимые и немодифицируемые;
инициируемые: требующие начального толчка, но в дальнейшем маловлияемые или не влияемые;
направляемые: реализующиеся только при условии некоторых усилий в процессе их осуществления;
Неизбежные и инициируемые сценарии бывают:
- устойчивые: ведущие к одному и тому же результату даже при изменении стартовых условий (образ: мяч, скатывающийся в воронкообразную яму; на какой стороне ямы ни столкнуть его, он в конце концов окажется в самом глубоком месте);
- неустойчивые: ведущие к существенно различным результатам при небольшом изменении стартовых условий (образ: мяч, скатывающийся с острой вершины холма; в какую сторону он будет катиться, определяется небольшим смещением его относительно вершины).