Метод мозговой атаки

Принятия решений

1 Метод мозговой атаки

2 Метод ролевых групп

3 Метод привлечения профессиональных синекторов

Литература

Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-тех­нического творчества/серия “Высшее профессиональное образование” – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г. – 320 с., с. 249-263

Метод мозговой атаки

Метод мозговой атаки (его иногда называют мозговым штурмом, брейнстормингом) – один из наиболее распространенных методов психологической активизации творческой деятельности, генерирования новых идей путем творческого сотрудничества группы заинтересованных участников. В его основу положен следующий психологический эффект.

Предположим, что в творческой группе разработчиков какого-то объекта имеется К (обычно 3-10) человек. Если каждому человеку из этой группы предложить индивидуально и независимо друг от друга высказать идеи ипредложения по решению задачи создания какого-то нового объекта или процесса, то в сумме можно собрать N идей.

Если же эта группа людей будет высказывать идеи решения по той же задаче коллективно, сообща, то в результате будет собрано Nk идей, причем число Nk всегда оказывается намного большим (Nk>>N). Обычно несколько опытных специалистов за 15-30 минут при индивидуальной (изолированной от других) работе генерируют и высказывают не более 10-20 идей, а при коллективной работе (при соблюдении определенных правил) группа за то же время генерирует 50-150 разных идей. Психологи считают, что во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция возникновения идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.

Основателем современных методов мозговой атаки считается американский морской офицер Алекс Осборн, который во время Второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна.

Однажды судно, которым он командовал, шло в Европу с ценным грузом, но оказалось без надежной охраны и боевого прикрытия. В это время на судно поступила радиограмма о готовящемся нападении немецких подводных лодок. Тогда капитан по тревоге собрал всех на палубе, сообщил о возможном нападении и попросил каждого подумать и высказать свои соображения по поводу того, что надо сделать, чтобы предотвратить гибель судна, не имевшего эффективных средств защиты от торпед противника.

Среди многих высказанных идей была идея одного матроса, показавшаяся вначале абсурдной и смешной: в случае торпедного нападения нужно всей команде встать вдоль борта и при приближении торпеды дружно дуть на нее и «отдуть ее в сторону» от борта. В тот раз встреча с подводными лодками не оказалась роковой, но высказанная матросом «бредовая» идея оказалась весьма плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, талантливый изобретатель А. Осборн по разработанным в пути эскизам изготовил специальный вентилятор, создающий мощный направленный поток воды, и этим «водомётом» в одном из рейсов действительно «отдул» вражескую торпеду от борта судна.

Таким образом, у Алекса Осборна родилась мысль о создании метода коллективного поиска идеи для выхода из экстремальных ситуаций и поиска новых технических решений. После войны он создал школу подготовки изобретателей и разработал метод мозговой атаки – эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но во всех других сферах человеческой деятельности: в экономике, бизнесе, социологии, военном деле, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д.

Мозговую атаку целесообразно использовать при решении любых творческих задач во многих областях деятельности, при самых разных постановках задач и на любых этапах их решения, разных стадиях разработки и проектирования самых разнообразных объектов и процессов. Важно, что этот метод можно использоваться в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности.

А. Осборн считал, что творческие способности есть у всех людей, но они дремлют под гнётом установки о «невозможности творить», неспособности правильно сформулировать и оформить идею решения. Он предложил разделить каждую из этих проблем таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов сосредоточилась на изыскании фактов и их анализе, в то время как другая часть творческого коллектива – консультанты и «генераторы» – сосредоточилась на выдвижении одной идеи за другой.

Было установлено, что критика и даже боязнь критики являются существенными препятствиями в процессе творческого мышления. Если автор идеи боится критики, он не будет высказывать непроверенную мысль. При этом многие потенциально хорошие идеи оказываются потерянными. Чтобы устранить препятствие, вызванное боязнью критики, А. Осборн предложил разделить во времени процессы генерации идей и их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми.

Для проведения мозговой атаки по решению творческой задачи подбирается коллектив, состоящий из двух групп людей по 3-10 человек в каждой. Одна группа «генераторов идей» только выдвигает идеи без права их критики, «атакуя» задачу в течение небольшого отрезка времени, не более 20-30 минут (рис. 1.1). Другая группа «критиков» выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей.

Метод мозговой атаки - student2.ru

Рис 1.1 Взаимодействие участников мозговой атаки

В состав группы «генераторов идей» включаются лица, легко и плодотворно генерирующие идеи, обладающие фантазией и творческим воображением. В эту группу никогда не включаются прирожденные скептики и критиканы, а также люди, присутствие которых может в какой-то мере стеснять других (например, вышестоящие начальники).

В группу желательно включить:

специалистов-смежников (конструкторов, экономистов, экологов и т. д.), которые обеспечат комплексное и всесторонне рассмотрение задачи;

людей «со стороны», не имеющих никакого отношения к решаемой задаче;

женщин, которые оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревновательности среди мужчин.

В группу же «критиков» включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области творчески создаваемого объекта или процесса.

Правила для участников мозговой атаки:

надо стремиться высказать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. При этом можно выдвигать любые идеи, в том числе фантастические и нереальные, шуточные. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идей.

Следует исходить из того, что «безумные» идеи – это катализаторы, без которых не возникнут «цепные» реакции творчества, без которых будет труден путь к «хорошим» идеям;

во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей. Недопустимы неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (вроде: «Это чепуха», «Это не годится!» и т. д.);

способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех;

надо стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные;

между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения.

Успех поиска во многом предопределяется тем, как организуется мозговая атака «генераторами идей».

Успешность и результативность мозговой атаки во многом определяется опытом, эрудицией и искусством оперативного управления совещанием со стороны руководителя (ведущего) творческой группы.

Руководитель творческой группы заранее (за 2-3 дня) приглашает на сеанс его будущих участников, чтобы они смогли за это время подумать и настроиться. Иногда он заранее обсуждает с некоторыми из участников постановку задачи.

В ряде случаев руководитель творческой группы (или представитель фирмы, заинтересованной в разработке) объявляет перед сеансом о предстоящих гонорарах, которые будут вручаться наиболее активным, а также всем участникам сразу же после завершения работы (интересные сувениры, деньги или лотерейные билеты, билеты в театры и т. д.).

Для психоэвристического творческого стимулирования и психологической настройки непосредственно перед началом сеанса показывают легкие и веселые короткометражные фильмы, заставляющие забыть заботы дня, или фильмы, актуализирующие постановку задачи. Весьма повышает эффективность работы участников сеанса показ натуральных образцов, макетов и эскизов объекта, который требуется улучшить.

В начале сеанса, полная продолжительность которого не должна превышать 1,5-2 часов, специалист, которому отводится роль ведущего, от 5 до 10 минут затрачивает на представление всех участников сеанса друг другу, давая им всем лестную характеристику, излагает правила мозговой атаки.

Далее ведущий четко и эмоционально излагает задачу поиска идей как в общедоступном варианте, так и в специальных терминах и отвечает на любые вопросы участников, на что также затрачивается 5-10 минут.

Во время сеанса каждый ведущий использует свои индивидуальные подходы к обеспечению результативности сеанса мозговой атаки. Он обеспечивает соблюдение правил сеанса участниками, непрерывность высказывания идей, заполняет образовавшиеся паузы поощрительными репликами, шутками, следит, чтобы обсуждение не шло в слишком прагматическом и узком направлении.

Кроме того, ведущий следит за регламентом совещания и, как метроном, периодически сообщает, сколько минут осталось, до конца сеанса.

Собственно процесс мозговой атаки занимает всего лишь 20-30 минут.

После небольшого перерыва для отдыха участниками группы «генераторов идей» проводится работа (30-45 минут) по составлению отредактированного списка идей.

Созданию творческой атмосферы способствуют условия проведения сеанса и атмосфера общения участников. Обычно сеанс проводится в изолированном помещении за «круглым столом», чтобы все видели друг друга. Во время сеанса участников угощают кофе или чаем. Настоящий сеанс мозговой атаки – это особое психологическое состояние людей, когда каждый член группы думает легко, свободно, без всяких усилий воли и высказывает все, что ему придет в голову. Такое состояние людей позволяет в наибольшей мере использовать подсознание каждого человека – самый мощный аппарат творческого мышления.

После завершения сеанса и небольшого перерыва производится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей (полученного в виде стенограммы, либо с помощью магнитофона, или в виде записок, сделанных каждым из участников) с полукритическим отношением к их отбору.

Абсурдные и наименее приемлемые идеи при этом сразу же отбрасываются. Список может быть дополнен и новыми идеями, которые возникнут во время редактирования. Отредактированный и оформленный список идей затем передается в группу «критиков».

«Критики», выступающие в роли экспертов, очень тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы: наиболее приемлемых и легко реализуемых, наиболее эффективных и перспективных и малозначимых. И, наконец, они дают рекомендации об использовании самых лучших идей в проектно-конструкторских разработках, а также по их патентной проработке на предмет закрепления приоритета и защиты интеллектуальной собственности.

Рассмотренный выше метод случайного поиска новых решений называется методом прямой мозговой атаки. В творческой деятельности широко используется и метод обратной мозговой атаки.

В его основе лежит закономерность прогрессивной конструктивной эволюции рассматриваемого объекта или процесса, согласно которой переход к новому происходит путем выявления и устранения недостатков (дефектов) в уже существующем. В отличие от метода прямой мозговой атаки, целью этого метода является составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта (процесса) путем всесторонней, ничем не ограниченной критики.

На сеансе обратного мозгового штурма ведется анализ слабых мест и дефектов объекта или процесса, который необходимо усовершенствовать или заменить полностью. После получения рекомендаций «критиков» проводится прямой мозговой штурм по ликвидации и устранению вскрытых недостатков.

Ее смысл состоит в том, что после проведения прямой мозговой атаки делается перерыв от двух часов до двух-трех дней, и прямая мозговая атака повторяется. При этом по одной и той же задаче выявляются наиболее ценные, практические, полезные идеи, а также получают дальнейшее развитие идеи первого совещания.

Наши рекомендации