Прогноз социально-экономического развития россии до 2030 года

Правительство Российской Федерации опубликовало прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, который является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации.

Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

Заметим, что ранее сообщалось о планах формирования бюджетной стратегии Российской Федерации на основе долгосрочного прогноза-2030.

Исходными для разработки долгосрочного прогноза являются основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и другие документы долгосрочного характера.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года базируется на сценарных условиях прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, а также подготовленных на их основе прогнозных материалах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ниже приведу выдержки из этого документа касательно развития науки и инноваций.

Развитие науки, технологий и инноваций

В докладе отмечается, что ключевыми внешними вызовами для России в части инновационного развития являются:

•ускорение технологического развития мировой экономики;

•усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы, в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем. В условиях низкой эффективности инновационной системы в России это означает увеличение оттока из страны конкурентоспособных кадров, технологий, идей и капитала;

•изменение климата, старение населения, проблемы систем здравоохранения – вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом. Указанные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, геномную медицину, новые технологии в сельском хозяйстве, по многим из которых в России нет существенных заделов.

Для обеспечения возможности встраивания России в глобальное мировое пространство необходимо учитывать важнейшие тренды, обуславливающие развитие мира в целом.

Понимание взаимосвязей между важнейшими глобальными и национальными трендами, а также их влияния на научно-технологический комплекс России позволяет формировать эффективную государственную политику в сфере научных исследований и разработок.

Наряду с основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г.) и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 г.), долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации является одним из ключевых элементов системы управления экономическим и научно-технологическим развитием страны.

Его главной целью является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, на основе которых определяются позиции страны в системе международной научной и технологической кооперации, а также необходимые мероприятия для развития национальной инновационной системы.

Одновременно с учетом долгосрочного прогноза формируются отраслевые стратегии, федеральные и ведомственные целевые программы, стратегии крупных государственных корпораций, программы фундаментальных исследований государственных академий наук, ведущих университетов, национальных и государственных научных центров, стратегические программы исследований технологических платформ.

Главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, являются:

1) повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий (прежде всего отечественной фундаментальной науки, а также прикладных исследований и технологий, необходимых для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, для систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства);

2) обеспечение инновационной привлекательности сегмента исследований и разработок с целью повышения доли негосударственного финансирования сегмента исследований и разработок в Российской Федерации и снижения доли государственного финансирования до значений, достигнутых в странах с развитым рынком интеллектуальной собственности;

3) создание конкурентоспособной на мировом уровне инновационной системы и активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

4) обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.

Актуальные задачи в рамках данных приоритетов будут реализовываться в государственных программах Российской Федерации, включая Государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий», Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», Государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности», Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество».

При этом посредством государственных программ общая инновационная политика будет связана с решением задач инновационного развития в различных секторах экономики и социальной сферы, в том числе в здравоохранении, культуре и энергетике.

Программы развития этих секторов будут также определять основные направления и меры инновационного развития в соответствующей сфере.

Развитие отрасли информационных технологий

Информационные системы занимают первое место в перечне приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Всего выделено 10 трендов, развитие которых в прогнозируемый период значительно изменит социальные процессы.Среди них: развитие средств связи в транспортной инфраструктуре, что поможет бороться с повышением плотности транспортных потоков, и развитие новых принципов организации вычислений, которые позволят увеличить максимальную тактовую частоту компьютера на 3-5 порядков выше существующих электронных аналогов, а также развитие систем машинного обучения, вычислительных сетей с терабитовыми скоростями и суперкомпьютерных вычислений.

Среди трендов также упоминаются развитие облачных технологий, рост доли мобильных устройств (планшеты и смартфоны) и эволюция интернета, предполагающая развитие распределенных сетей (семантические сети).

Власти считают, что эти тренды окажут существенное влияние на социальные процессы в обществе.

Ожидается, что к 2020 г. российский рынок суперкомпьютеров достигнет объема в 4,2 млрд руб., при этом доля отечественной продукции на мировом рынке составит 1%, а объем рынка облачных вычислений – 21 млрд руб. (мировая доля 1%).

Объем рынка программного обеспечения, как ожидается, достигнет 858 млрд руб. к 2020 г. При этом в 2015 г. доля отечественного ПО на российском рынке достигнет 44% и увеличится втрое на глобальном рынке до 0,6% по сравнению с 2011 г.

В указанный период правительство планирует сделать упор на создании современной ИТ-инфраструктуры и обеспечении высокого уровня ее доступности.Власти намерены повысить качество образования, медицинского обслуживания, науки, социальной защиты населения, содействовать развитию культуры и средств массовой информации, а также повысить эффективность государственного управления и местного самоуправления с помощью ИТ.«Росту объема рынка информационных технологий будет способствовать создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий, внедрение суперкомпьютеров и грид-технологий; развитие облачных вычислений, оказание государственных услуг в электронном виде», – содержится в документе.

Власти рассчитывают, что развитие ИТ в России позволит ИТ-профессиям уже к 2018 г. войти в Топ-5 самых популярных профессий. Планируется увеличение в 2 раза количества работников сектора информационных технологий.

При развитии экономики по консервативному сценарию (вариант 1) в 2030 г. прогнозируется рост ИТ-рынка до 4,1 трлн руб. Наибольший объем сохранит рынок аппаратных средств. Объемы продаж будут расти в соответствии с ростом потребительского спроса, рыночной активностью и ростом доходов населения.

Что касается связи, ситуация в России в этой отрасли будет изменяться в соответствии с мировыми тенденциями.

Продолжится рост доли услуг документальной связи (включая передачу данных и оказание телематических услуг) при снижении доли услуг междугородной, внутризоновой, международной и местной телефонной связи, что обусловлено изменением потребительских предпочтений.

Вместе с тем ежегодный прирост количества пользователей услугами подвижной связи будет постепенно замедляться.

В условиях консервативного сценария объем услуг связи в России по всем видам деятельности к 2030 г. достигнет 3,5 трлн руб. В условиях оптимистичного сценария объем возрастет до 4,1 трлн руб…

Наши рекомендации