Система сертификации проектных менеджеров
Японская ассоциация управления проектами (PMAJ) создала четырёхуровневую систему сертификации руководителей проектов по модели P2М.
Сертификат P2M, выданный в России
На начальном уровне сертификат Координатора Проекта (КП) предоставляется тем, кто освоил ограниченный объем знаний по Р2М, сдал экзамен на среднем уровне.
Сертификат Специалиста в управлении проектами (СУП) выдаётся тем, кто освоил свод знаний Р2М в полном объёме и сдал экзамен.
На продвинутом уровне, который определяет знания выше средних, выдается сертификат Сертифицированного менеджера проекта (СМП), который требует демонстрации способностей и подтверждения практического опыта.
На самом высоком уровне сертификат Архитектора управления программой (АУП) выдаётся как свидетельство признания высших способностей и практического опыта менеджера.
Сертификат Сертифицированного менеджера проекта придает важность компетенциям, продемонстрированным в ходе достижения миссии, в то время как сертификат Архитектора является сертификатом для тех, кто был вовлечён в управление программой и выполнял сложные или сверхсложные проекты, либо участвовал в создании и развитии проектов, нацеленных на достижение миссии программы.
Таксономия оценки компетенций в P2M составлена в виде модели классификации компетенции в Р2М и состоит из 10 критериев:
1. Целостное мышление.
2. Стратегическое мышление.
3. Интегральное мышление.
4. Лидерство.
5. Способность планирования (компетенция планирования).
6. Способность выполнения (компетенция выполнения).
7. Координация.
8. Навыки взаимоотношений.
9. Нацеленность на достижение результата.
10. Самореализация.
Шесть сигм
Шесть сигм (англ. six sigma) — концепция управления производством, разработанная в корпорации Motorola в 1980-е годы и популяризированная в середине 1990-х после того, как Джек Уэлч применил её как ключевую стратегию в General Electric. Суть концепции сводится к необходимости улучшения качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности. Концепция использует методы управления качеством, в том числе, статистические методы, требует использования измеримых целей и результатов, а также предполагает создание специальных рабочих групп на предприятии, осуществляющих проекты по устранению проблем и совершенствованию процессов («чёрные пояса», «зелёные пояса»).
Название происходит от статистического понятия среднеквадратичного отклонения, обозначаемого греческой буквой σ. Зрелость производственного процесса в этой концепции описывается как σ-рейтинг отклонений, или процентом бездефектной продукции на выходе, так, процесс качеством 6σ на выходе даёт 99,99966 % выходов без дефектов, или не более более 3,4 дефектных выходов на 1 млн операций. Motorola установила в качестве цели достижение показателя качества 6σ для всех производственных процессов, и именно этот уровень и дал наименование концепции.
· |
Базовые принципы
Методика «шести сигм», как и её предшественники, основывается на следующих принципах:
· для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно стремиться к установлению устойчивого и предсказуемого протекания процессов;
· показатели (KPI), характеризующие протекание процессов производства и бизнес-процессов, должны быть измеряемыми, контролируемыми и улучшаемыми, а также отражать изменения в протекании процессов;
· для достижения постоянного улучшения качества необходимо вовлечение персонала организации на всех уровнях, особенно высшего руководства.
Также указываются следующие базовые принципы:
· искренний интерес к клиенту;
· управление на основе данных и фактов;
· ориентированность на процесс, управление процессом и совершенствование процесса;
· проактивное (упреждающее) управление;
· взаимодействие без границ (прозрачность внутрикорпоративных барьеров);
· стремление к совершенству плюс снисходительность к неудачам;
При реализации проектов совершенствования процессов часто используется последовательность этапов DMAIC (англ. define, measure, analyze, improve, control):
· определение целей проекта и запросов потребителей (внутренних и внешних);
· измерение процесса, чтобы определить текущее выполнение;
· анализ и определение коренных причин дефектов;
· улучшение процесса, сокращая дефекты;
· контроль дальнейшего протекания процесса.
Истоки и применение
Концепция «шести сигм», изначально разработанная сотрудником корпорации Motorola Биллом Смитом, нашла широкое применение во многих отраслях промышленности, и даже в сфере услуг. Большое влияние на разработку концепции оказали такие методологии, как управление качеством, всеобщее управление качеством, теория бездефектности продукции, основанные на работах Шухарта, Деминга, Юрана (англ. Joseph M. Juran), Исикавы (яп. 石川馨), Тагути.
Методика «шести сигм» имеет несколько отличительных черт от предыдущих методик управления качеством:
· результаты каждого проекта должны быть измеряемыми и выражаться в количественном отношении;
· высшее руководство в большей степени рассматривается как сильный и харизматичный лидер, на которого можно положиться;
· создание специальной системы присвоения званий специалистам методики по аналогии с восточными единоборствами — «чемпион», «чёрный пояс», что ведёт к лучшему усвоению концепции среди работников;
· принятие решений только на основе поддающейся проверке информации, без допущений и предположений.
«Шесть сигм» является зарегистрированным знаком обслуживания и торговой маркой компании Motorola. Среди других компаний, которые первыми начали применять концепцию и добились положительных результатов отмечаются Honeywell, General Electric. В конце 1990-х годов более 60 % организаций, входящих в список Fortune 500 начали в том или ином виде применять «шесть сигм».
В 2000-е годы широкое применение получило совместное применение концепций «шести сигм» и бережливого производства (англ. lean six sigma).
В 2011 году Международная организация по стандартизации выпустила два стандарта серии 13053, посвящённых методологии шести сигм: ISO 13053-1:2011 «Количественные методы в процессах улучшения. Шесть сигм. Часть 1: методология DMAIC» и ISO 13053-2:2011 «Количественные методы в процессах улучшения. Шесть сигм. Часть 2: инструменты и техники».
Графическая иллюстрация
Производства стремятся получить процесс, описываемый синим графиком, возможно красным, но не жёлтым и не зелёным.
Кривая нормального распределения является аппроксимацией модели «шести сигм». По оси абсцисс откладывают значение среднеквадратического отклонения, обозначаемого σ, которое показывает расстояние от математического ожидания µ до точки перегиба кривой. Величина разброса значений кривой находится в прямой зависимости от значения среднеквадратического отклонения — σ. В нотации такого графика возникает следующее толкование: изделие, отвечающее требованиям, занимает на оси абсцисс положение в нуле, если оно лучше, чем требуется — правее нуля, хуже — левее. Бывают случаи, когда и отклонение в большую сторону — недостаток изделия. Чем больше во всём количестве выпущенных изделий точно удовлетворяющих требованиям, тем выше кривая в нуле.
[1] Генри Форд «Моя жизнь мои достижения» М. «Финансы и статистика» 1989
[2] Генри Форд «Моя жизнь мои достижения» М. «Финансы и статистика» 1989
[3] Генри Форд «Моя жизнь мои достижения» М. «Финансы и статистика» 1989
[4] Форд Генри «Сегодня и завтра», М. 1992