Классификация показателей конкурентоспособности товаров и их характеристика
Конкурентоспособность товара — это такой уровень его экономических, технических (качественных), эксплуатационных и других параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность — сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
КСП продовольственных товаров на рынках проявляется только I следующих условиях: 1) на свободном рынке; 2) понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на хозяйствующие субъекты; 3) КСП учитывает качество товара (услуги) со стороны товаропроизводителя и со стороны потребителя; 4) при определении уровня КСП обязательно учитывают уровень денежных доходов потребителя на данном рынке товаров; 5) КСП товаров и услуг имеет динамическое, постоянно корректирующееся состояние.
Оцениваемая на рынке пищевая продукция может иметь конкурентные товары, а уже реализованный товар является идеальным образцом для базы сравнения, поскольку он уже удовлетворил конкретного покупателя и служит моделью его поведения. Обычно оценка КСП того или иного товара производится путем сопоставления его показателей с показателями базы сравнения.
КСП товаров более полно раскрывается через систему ее показателей. Ее составляют показатели внешнего формирования КСП, качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели.
Показатели внешнего формирования КСП включают долговременные и краткосрочные показатели.
Долговременные показатели — это тенденции развития экономики, тенденции развития рынка, тенденции развития НТП, устойчивые связи в структуре потребления и другие.
Краткосрочные показатели — это колебания конъюнктуры, внезапное появление или уход конкурента с рынка, изменения моды и др.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной группировке в выбранной системе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара (рис.2).
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ
РЕГЛАМЕНТИРУЕМЫЕ (определяемые техническими регламентами и постановлениями)
СТАНДАРТИЗИРУЕМЫЕ (определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ДР.
СОХРАНЯЕМОСТИ И ДР.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
НАДЕЖНОСТИ В ПОТРЕБЛЕНИИ
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ДР
Рис. .2. Классификация качественных показателей КСП
Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки КСП для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. Необходимо подчеркнуть, что оценка КСП имеет смысл только | применительно к однотипной продукции, характеризующейся близкими ^классификационными показателями. Непосредственно для последующей щей оценки КСП они, как правило, не используются.
К ним относятся следующие показатели:
* для установления вида, типа или класса продуктов (хлебные, масле, молочные и т.п.);
* исполнения продукции, определяющие область и условие применения (необработанное сырье, полуфабрикаты, готовые для потребления продукты и т.п.);
* определяющие группу потребителей продукции (массовые потребители, дети, больные люди и т.п.).
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товара, нанесенных к одному классу по классификационным показателям.
Особую группу оценочных показателей составляют стандартизируемые и регламентируемые.
Основные требования потребителей к качественным показателям ходят отражение в стандартах предприятий (фирменных стандартах): Отраслевых, региональных, национальных и международных. Национальные и международные стандарты, используемые в качестве национальных, являются не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают полную характеристику товара и содержат технические условия его изготовления, правила приемки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке КСП товара 1е всего определяется его соответствие стандартам. Это регламентируемый потребительский параметр. Поэтому при оценке КСП по стандартизируемым показателям товар в случае соответствия стандартам может получить какую-то оценку, в случае же несоответствия — нуль, таким образом, несоответствие товара стандартам приводит его КСП к нулю.
Регламентируемые показатели включают патентно-правовые, безопасности, экологические и др. В последнее время в большинстве стран они подлежат особому ужесточению.
Существенным фактором, определяющим КСП товара, являются патентно-правовые показатели. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения и рецептура, использованные при производстве данного товара, осуществляются только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не попадают под действие патентов в конкретных странах. Если в какой-либо стране данный товар запатентован какой-либо фирмой, другое предприятие не может его там продавать. В противном случае к нему могут быть применены очень суровые штрафные санкции.
Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием в развитии экспортной деятельности.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при производстве, хранении или потреблении продукции. К ним, например, относится содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов или излучений при хранении, транспортировке или потреблении продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие при ее потреблении или эксплуатации безопасность человека. Для продовольственных товаров это в первую очередь гигиенические показатели: содержание остаточных количеств гербицидов, пестицидов, патогенных микроорганизмов, солей тяжелых металлов, микротоксинов, радионуклидов, нитратов и нитритов и других. Их значение в оценке КСП продовольственных товаров настолько велико, что мы рассмотрим их отдельно.
С позиций конкретного потребителя немаловажное значение в оценке КСП имеют сопоставительные показатели: функциональные, надежности в потреблении, эстетические и другие.
Функциональные показатели определяют, какую основную потребность и каким именно способом удовлетворяет товар как предмет потребления в отличие от других товаров, обращающихся на рынке.
Из показателей надежности наибольшее значение для продовольственных товаров имеют показатели сохраняемости. Они характеризуют свойство товара сохранять пригодное для потребления состояние в процессе хранения и транспортирования. Показатели сохраняемости определяются сроком хранения (календарной продолжительностью хранения и транспортирования товара), в течение которого значения заданных показателей остаются неизменными.
Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в чувственно воспринимаемых формах общественную ценность. К ним относятся художественная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.
Экономические показатели КСП включают цену на товар, а также все другие затраты, связанные с его реализацией и потреблением (эксплуатацией) (рис. 3).
На современном этапе развития благодаря НТП создаются благоприятные условия для использования неценовых факторов КСП. Поскольку расходы покупателя включают не только оплату товара по продажной цене, преимущество в ценах далеко не всегда обусловливает превосходство одного изготовителя перед другим, даже в случае идентичного качества конкурирующих товаров. Приобретя товар, потребитель несет затем затраты на его использование (эксплуатацию). К примеру, покупатель продовольственных товаров несет затраты на упаковку и краткосрочное хранение товаров, а также затраты, связанные с приготовлением из них готовых блюд и изделий.
Поэтому при анализе экономических показателей КСП рассматривает не только цену анализируемого и конкурирующих товаров, но и другие затраты потребителя.
Путем совокупного подсчета затрат на приобретение товара, оплату электроэнергии, сырья и материалов, оценку стоимости обслуживания, уплату налогов и сборов, расчет расходов на оплату обслуживающего персонала и других статей затрат определяются совокупные издержки потребления товара. Для готовой продукции, прежде всего машин и оборудования, издержки потребления определяются на весь период эксплуатации, а для продовольственных и сырьевых товаров — 1 единицу их веса, объема и стоимости.