Классификация свойств и показателей качества товаров

Требования к качеству товаров

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (МС ИСО 8402: 1994г.).

Требования к качеству товаров – это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки (МС ИСО 8402: 1994г.).

Требования к качеству товаров – это условия, которым должен соответствовать товар.

Требования к товарам подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические, обязательные и добровольного характера применения.

Текущие — это требования, предъявляемые к выпускаемой продукции серийного производства.

Перспективные — это требования, разрабатываемые на основе прогнозов использования новых видов сырья и материалов, новых технологий и методов производства. Они формируются в данный момент времени, а вводятся в действие позже.

Общие — это требования к одному или преобладающему большинству товаров, а специфические требования предъявляются к узкой группе изделий (например, водоотталкивающие свойства плащевых тканей, устойчивость фарфорофаянсовых изделий к резким, перепадам температуры).

Обязательные требования должны неукоснительно соблюдаться всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности. К ним относятся безопасность, экологичность, совместимость, взаимозаменяемость и другие, установленные законодательством РФ.

Требования добровольного характера применения, содержащиеся в нормативных документах, подлежат обязательному соблюдению, если это предусмотрено договором или технической документацией изготовителя продукции.

Все требования к товарам подразделяются на требования социального назначения, функциональные, надежности, эргономические, гигиенические, эстетические, экономические, экологические, безопасности и безвредности.

В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обуславливающим качество. Далее будут рассмотрены эти составляющие элементы качества.

Классификация свойств и показателей качества товаров

Свойства – это объективные особенности, проявляющиеся при создании, эксплуатации или потреблении товара.

Свойства, удовлетворяющие потребности при потреблении товара, называются потребительскими.

Свойства бывают:

- простые (характеризующиеся одним показателем) и сложные (характеризующиеся несколькими показателями, например, надежность),

- положительные и отрицательные.

Показатель – количественная характеристика свойства.

По количеству характеризуемых свойств показатели бывают единичные (характеризуют одно свойство) и комплексные (характеризуют несколько свойств). Последние делят на:

1. групповой - характеризует группу простых свойств,

2. интегральный – это отношение экономического эффекта к затратам на создание и эксплуатацию:

3. обобщенный – характеризует всю совокупность показателей через формулу:

где q – относительный показатель качества,

m – коэффициент весомости i-го показателя,

n – количество показателей, выбранных для оценки качества.

По способу выражения различают показатели, выраженные в баллах, натуральных единицах, иногда они могут быть безразмерными.

Наши рекомендации