Классификация бизнес-процессов
Можно выделить два основных бизнес процесса:
1) процессы производства (основные, вспомогательные);
2) процессы управления (процессы текущего развития, процессы управления).
Процессы производства
Основные БП связаны с производством конечных продуктов компании, передаваемых во внешнюю среду (потребителям), поэтому первым шагом по их выявлению должно стать выделение основных продуктов или услуг и выстраивание процессов в соответствии с продуктовыми линиями.
Дальнейшая декомпозиция основных процессов производится по т.н. жизненному циклу продуктов. Жизненный цикл – цепочка процессов, составляющих путь следования продукта под его замысел. Жизненный цикл составляет следующие процессы:
1) Изучение рынка и анализ потребностей продуктов.
2) Проектирование и разработка продуктов.
3) Разработка и внедрение технологий.
4) Материальное техническое снабжение (закупки).
5) Производство продукта или предоставление услуги.
6) Упаковка и хранение продукта.
7) Транспортировка и реализация.
8) Послепродажная деятельность.
9) Утилизация и переработка.
Вспомогательные процессы – обеспечивают работу основных процессов. Они не контактируют с продукцией напрямую. Их основная задача – формирование инфраструктуры. Примеры – обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами, информационное обеспечение, управление персоналом и т.д.).
Процессы управления
В отличие от процессов текущего управления направленных на поддержку существующих БП, результатом процессов развития или оптимизации является изменение процессов(совершенствование, реструктуризация) с тем, что бы они лучше отвечали требованиям клиента. Оптимизация процессов может быть двух типов:
1) Постоянное совершенствование процессов (эволюционный путь).
2) Радикальное, периодическое изменение (революционный путь).
Альтернативная классификация бизнес-процессов:
1) Основные процессы – ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие основной доход предприятия.
2) Сопутствующие процессы – ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатам сопутствующими основного производства и так же обеспечивающие получение дохода.
3) Вспомогательный процессы – предназначены для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированы на поддержку их специфических черт.
4) Обеспечивающие процессы – предназначены для обеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированы на поддержку их универсальных черт.
5) Процессы управления – охватывают комплекс функций управления на уровне предприятия и бизнес-процесса в целом
6) Процесс развития – совершенствование производства товара.
Классификация моделей
Классифицировать модели можно по разным признакам, например:
1. Познавательные и нормативные – потому что отображают модели уже существующие объекты или объекты, которые должны быть осуществлены должны быть поделены на познавательные и нормативные. Познавательные (объяснительные) модели служат для того чтобы упорядочить и структурировать знания об исследуемом объекте, выявить взаимосвязи между объектами, соотношения между характеристиками. Нормативные (прагматические) модели являются следствием отображения реального объекта или будущим результатом некоторых практических действий. Это образец, эталон, стандарт, программа, план или алгоритм.
2. Материальные и абстрактные – по способу воплощения модели подразделяются на классы материальных, т.е. реальных/вещественных моделей и абстрактных, т.е. идеальных моделей. Абстрактные модели представляют собой идеальные конструкции выполненые с помощью мыслей. Материальные выполненные с помощью материалов.
3. Статические и динамические – в зависимости от того учитывается ли в модели фактор времени модели разделяются на статические и динанмические. Статические модели не учитывают временной фактор, они отображают постоянные, устойчивые состояния объекта, его состояние, факторы. Динамичекие модели отображают изменение объекта изменяющиеся в течением времени, поведение объекта, послдеовательность действий, операции внутренних и внешних действий. При этом сама модель динамического процесса может быть статичной. Пример таких моделей – это календарный блок работы, блок-схема алгоритма и тд. Однако, существует класс динамических моделий, которые сами могут находится в динамике. Это имитационные модели имитирующие реальные процессы
4. Декларативные и процедурные – в декларативных моделях отображаются свойства, структуры, состояния и т.д.
5. Содержательные и формализованные - по степени абстрактности различают целый спектр моделей от формализованных до слабо формализуемых/содержательных, т.е. семантических моделей. Как правило чем меньше семантики, смысла или содержания, отображается в модели, тем она более формализованная. К сильно формализованным моделям относятся математические модели. Они универсальные, в том смысле, что одна и та же модель может описывать весьма различные физические свойства или вообще не иметь че та. Слабоформализованные или в содержательных моделях сохраняется симантика модели. В этом смысле они уникальны. Примером может являтся – дерево целей, блок схема алгоритма.
6. Детерминированные и стохастические - по тому учитывается ли фактор случайности выделяют классы детерминированные и стохастические модели. Первые отображают процессы времени не подверженные случайности, вторые описывают случайные процессы, которые характеризуются вероятностными показателями.
В зависимости от языка моделей различаю аналитические, численные, лингвистические, графические и другие модели.
Виды и типы моделей ARIS
Основная идея методологии Aris состоит в том, что такую сложную систему как организация или предприятие нужно описывать с различных точек зрения, причём для отображения различных точек зрения используются модели разных типов с собственным набором элементов, подходящих для описания соответствующих типов. Невозможно использовать одну и ту же нотацию для описания различных предметных систем. Таким образом модели организации должны быть представлены множеством бляя разных типов. Однако модели не должны быть изолированными, ведь они отображают различные взгляды на одну и ту же систему. Интегрирующим типом должна быть модель процессов, т.к. процессы показывают каким образом и для чего используются различные ресурсы предприятия и соответственно связывают их воедино. В методологии Aris выделены 5 типов модели отражающие основные аспекты организации:
1. Организационные модели представляющие структуру организации, иерархию подразделений, лиц и мноогбразие связей между ними
2. Функциональные модели описывающие функции, выполняемые организацией и иерархию целей стоящие перед аппаратом управления
3. Информационные модели отражающие структуру информации необходимые для реализации всех совокупностей функций системы
4. Модели процессов представляющие комплексный взгляд на реализацию деловых процессов в рамках системы
5. Модели продуктов и услуг представляющие результаты деятельности организации
Методология Aris не накладывает ограничений на последовательность представления данных (о 5 представлениях). Процесс анализа и проектирования можно начинать с любого их них в зависимости от целей и условий. Для каждого из представлений можно построить от одного до нескольких десятков типов представления, поскольку методология Aris включает большое количество методов моделирования.
Взаимосвязь моделей ARIS.
Основная особенность технологии Aris является взаимосвязь моделей, которая обеспечивается с помощью 2-х механизмов:
1. Интеграция различных моделей посредством использования общих объектов – осуществляется благодаря репозиторию (спец. БД в которой хранится вся информация об объектах и их связях). Когда при формировании новых связей, создается новый объект в репозитории появляется новая запись задающая описание объекта. Описание включает уникальное имя, тип объектов, атрибуты и т.д. объект можно скопировать из одной модели вставить в другую с помощью команд. При этом создается новая *догадайся что*.
2. Детализация объектов путём установления ссылок на детализирующие диаграммы – позволяет определять для объекта текущей модели ссылки на объекты, являющие подробным описание данного объекта. Типы моделей детализации разрещенные в конкретном случае зависят от типа детализированного объекта. Например для объекта типа функция детализирующим объетом может быть дерево функций, eEPC и т.п. механизм детализации позволяет избежать нагрузки в моделях информации, делая их более наглядными, в частности в моделях иерарического типа детализация позволяет уменьшить количество уровней на одной диаграмме, объекты начиная с 4 уровня детализируются моделями того же типа, где и отражаются соответствующие типы иерархии. С помощью детализации может быть построена модель процесса, на принципах структурного подхода. Например, иерархию IDEF-диаграмм можно представить с помощью иерархии EPC, то есть на исходной диаграмме будет отображена событийная цепочка процессов, содержащая что то, механизм выполнения функций может быть раскрыт с помощью детализирующих EPC диаграмм.